Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. “Введение в биомедицинскую этику”.

О.А. Болбачан, К.Д. Абдуллин

БИОЭТИКА

 

 

Бишкек – 2009

министерство образования и науки Кыргызской республики

Кыргызско-Российский Славянский Университет

медицинский факультет

Кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения»

 

О.А. Болбачан, К.Д. Абдуллин

БИОЭТИКА

Учебное пособие

 

 

Бишкек – 2009

 

 

УДК 614

ББК 51.1(2)

Б 79

 

 

Рецензенты:

Рисалиев Д.Д. д.м.н., профессор КГМА

Джумабаев А.Д. к.м.н., доцент КРСУ

 

Рекомендовано к печати решением Ученого Совета КРСУ

 

Рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики в качестве учебного пособия для студентов медицинских высших учебных заведений.

 

 

Болбачан О.А., Абдуллин К.Д.

Б 79 Биоэтика: Учебное пособие.2-ое изд., пер. и доп. / Под ред. К.Д. Абдуллина. – Бишкек: КРСУ, 2009. – 96 с.

ISBN 978-9967-05-511-7

 

В учебном пособии содержится информация по изучению биоэтики и основных этических вопросов, таких как взаимоотношения врача и пациента, новые репродуктивные технологии, генная инженерия, трансплантология, трансфузиология, проблемы умирания и смерти человека. Дано краткое изложение основных международных документов и ответы на контрольные вопросы указанных тем, а также ситуационные задачи в качестве активного метода обучения предмета.

Предназначено для студентов-медиков высших учебных заведений.

 

 

© КРСУ, 200

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------5

Тематический план лекций и семинарских занятий-----------------------------------------------------6

Тема 1. Введение в биомедицинскую этику --------------------------------------------------------------9

Тема 2. Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников------------------------------------------------------------------------------------18

Тема 3. Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий-----------26

Тема 4. Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы

проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных---------------34

Тема 5. Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия -----------------------------------43

Тема 6. Этика в стоматологии.

Идея справедливости в медицине и здравоохранении-------------------------------------------------48

Тема 7. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии---------------------------------------55

Тема 8. Семейная медицина и этика. СПИД – морально-этические проблемы-------------------63

Тема 9. Основные международные документы по биомедицинской этике-----------------------70

Вопросы к модулю--------------------------------------------------------------------------------------------75

Билеты------------------------------------------------------------------------------------------------------------81

Тесты для контроля знаний----------------------------------------------------------------------------------87

Приложение 1-------------------------------------------------------------------------------------------------109

Приложение 2-------------------------------------------------------------------------------------------------114

Приложение 3-------------------------------------------------------------------------------------------------120

Литература----------------------------------------------------------------------------------------------------125

Глоссарии терминов-----------------------------------------------------------------------------------------126

 

Введение

Практическое приложение медицины, в отличие от других профессий, тесно связано со здоровьем человека, его жизнью. Отсюда вытекают и особые нравственные качества врачебной профессии, наиболее полном они определяются понятием «гуманизм». Без гуманизма медицина теряет право на свое существование. Профессия врача – одна из самых древних, она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь нуждающемуся. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко.

Для студента-медика, которой готовится лечить человека, или проводить с его участием научные исследования знания в области этических и правовых аспектов медицинской науки и практики необходимы.

Цель пособия заключается в том, чтобы научить будущего врача применять теоретическое знания о принципах, ценностях и правилах биомедицинской этики в практической деятельности врача.

Для реализации этой цели ставится задача – определять морально-этические аспекты конкретных ситуаций и во взаимоотношениях «врач-пациент».

Настоящее учебное пособие представляет собой систематическое изложение основных вопросов биоэтики, которые возникают в современном обществе и здравоохранении.

 

тематический план лекций

для студентов ЛД, ПД*

№   Темы лекционных занятий Кол-во часов
Введение в биоэтику.
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников.
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий.
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия
Всего

Тематический план семинарских занятий

для студентов ЛД, ПД

№   Темы семинарских занятий Кол-во часов
Введение в биоэтику.
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников.
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий.
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия.
Всего

* Примечание: ЛД – лечебное дело, ПД – педиатрическое дело.

тематический план лекций для студентов СД*

№   Темы лекционных занятий Кол-во часов
Введение в биоэтику.
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников.
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий.
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия.
Этика в стоматологии. Идеи справедливости в медицине и здравоохранении.
Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии.
Гигиена, эпидемиология, семейная медицина и этика. СПИД – морально-этические проблемы.
Основные Международные документы по биомедицинской этике.
Всего
       

Тематический план семинарских занятий для студентов СД*

№   Темы семинарских занятий Кол-во часов
Введение в биоэтику.
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников.  
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий.
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных.
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия.
Этика в стоматологии. Идеи справедливости в медицине и здравоохранении.
Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии.
Гигиена, эпидемиология, семейная медицина и этика. СПИД – морально-этические проблемы.
Основные Международные документы по биомедицинской этике.
Всего:
       

* Примечание: СД – стоматологическое дело.

 

Цель темы

Студент должен знать:

· основные понятия, определения по теме;

· содержание предмета “Биоэтика”;

· медицинскую этику, деонтологию, морально-нравственные категории;

· содержание миелогении и ятрогении.

 

Студент должен уметь:

· анализировать основные понятия и морально-нравственные категории необходимые в деятельности врача.

План изучения темы

Этика, понятие, определение

Этика (греч. ethos - обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности. Этика основана на морально-нравственных категориях: совесть, долг, честь, достоинство.

Медицинская этика, определение

Медицинская этика – раздел этики, изучающий вопросы морально-нравственных аспектов медицины.

Медицинская этика – это система морально-нравственных представлений, взглядов, традиций и норм, относящихся к биологии и медицине.

Биоэтика, ее определение

Биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей, междисциплинарная область знаний, которая изучает философские, моральные, правовые и социальные проблемы.

Биоэтика – изучает взаимоотношения в биологии и медицине.

Деонтологическая модель

Деонтологическая модель «Соблюдение долга» - выполнять определенные требования связанные с профессиональной деятельностью, не признает оправданий при уклонении врача от его обязанности.

Справедливость – оказание медицинской помощи независимо от национальности, пола, возраста, социального положения.

Вопросы для обсуждения

1. Существует ли различае между понятиями “нравственность” и “мораль”?

2. Ключевой этический принцип биоэтики.

3. Что является особенностью этических документов.

Темы рефератов

1. Этика как наука, история её возникновения.

2. Моральные принципы биомедицинской этики.

3. Понятие “долг” в медицинской профессии.

Ролевая игра

1. “Миелогнения”

2. “модель Гиппократа – не навреди”.

 

Ситуационные задачи к теме №1

«Введение в биомедицинскую этику»

Задача № 1

За врачом хирургом районной больницы 31 декабря в 23.00. была послана машина.

Поступил больной с открытой черепно-мозговой травмой. Мать врача сказала, что его нет, он вместе с женой ушел в гости встречать Новый год и координаты не оставил. После того, мать врача позвонила ему и рассказала о ситуации. Врачу не хотелось уходить из компании друзей и тем более он уже выпил некоторое количество алкоголя. В результате того, что врача не оказалось дома, машина поехала за другим молодым врачом, который жил на очень большом расстоянии от больницы.

Больного не удалось спасти, поскольку он потерял большое количество крови.

На следующий день врач заступил на дежурство и узнал, что экстренный больной умер. Коллектив хирургического отделения впоследствии стал относиться к врачу более сдержанно.

Какие морально-нравственные категории были забыты врачом хирургом.

Задача № 2

Молодой перспективный врач N реанимационного отделения после окончания дежурства не уходил домой, а занимался “своими” трудными больными. В свободное время постоянно повышал свой профессионализм. В коллективе сложилось позитивное мнение о его профессиональных качествах. Но однажды врач заболел гриппом и слег с высокой температурой. Его больных передали другому врачу Д, который в отделении имел большой опыт работы. Придя в отделение по выздоровлении врач N увидел, что его больные идут на поправку и при выписке больного сказал родственникам, что врач Д лечит больных по старой методике.

Отметьте какими морально-нравственными принципами не обладает врач N.

Оцените его действия по отношению к врачу Д.

Задача № 3

Больной N поступил на обследование в одно из отделений онкологического диспансера. В палате кроме него находилось трое больных, у котрых был уже уточнен диагноз. Больные стали рассказывать о своих болезнях вновь поступившему. В течении 3-х дней состояние больного стало ухудшаться, он замкнулься и начал думать о том, что через несколько месяцев он умрет от тяжелой болезни. Однажды в корпусе он услышал беседу двух медсестер, как он подумал, - о нем, что у него установлен диагноз “СR” на основании лабораторных исследований. На самом деле медсестры говорили о другом больном. А у этого больного N как выяснилось позже были отрицательные анализы. Но он не поверил лечащему врачу. Состояние его продолжало ухудшаться.

Отметьте какие факторы в миелогении присутствовали в данном случае.

Задача № 4

Бригада “скорой помощи” выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти (на руку упала бетонная плита). Врач “скорой помощи”, будучи сам не здоров, естественно, хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, оказалось, что там не проводят микрохирургию кисти. Врач отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить помощь.

Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?

Задача № 5

Врач – реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс – синдромом приобрести препарат импортного производста, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-произфодителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешёвых аналогов.

Какими морально-нравственными принципами не обладает врач?

Рекомендуемая литература

1. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 2001.

2. Введение в биоэтику / Под общ. ред. Б.Г. Юдина. - М., 1998.

3. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб. офиц. док. - М., 1995.

4. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. - М., 1995.

5. Вересаев В.В. Записки врача. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1985. - Т.1.

Цель темы

Студент должен знать:

· основные понятия по теме;

· модели взаимоотношения врача и пациента;

· этику профессионального взаимодействия;

· Присягу врача КР и РФ.

Студент должен уметь:

· анализировать этику взаимоотношений врача и пациента, а также профессионального взаимоотношения между медработниками.

 

План изучения темы

Информированное согласие

Информированное согласие подразумевает то, что каждый человек считается хозяином своего тела и может если он в здравом уме, разрешить или запретить любое медицинское вмешательство.

Присяга врача, определение

Присяга врача – это торжественное (клятвенное) обещание, которое произносит лицо, окончившее высшее медицинское учебное заведение и получившее звание врача.

Правонарушения врача

Существуют следующие правонарушения врача, возникающие в процессе его трудовой деятельности: преступление, проступок, врачебная ошибка.

Преступление, определение

Преступление – это нарушения, которые посягают на основы государства или причиняют сущетсвенный ущерб общественным отношениям, отдельным гражданам (не оказание помощи больным, злоупотребление служебным положением, незаконное врачевание, получение взятки).

Вопросы для обсуждения

1. Кому даёт обязательства Гиппократ в своей клятве?

2. Сколько моральных позиций содержит клятва Гиппократа?

3. Какие позиции объединяет клятву Гиппократа и клятвы врача России и Кыргызстана?

4. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличае от клятв врача России и Кыргызстана?

Темы рефератов

1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы: что изменилось (Присяга врача КР, РФ)?

2. Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

3. Роль “Нюрнбергского кодекса” (1947г.) в процесс выработки нормативно-правовых актов в области медицины.

Ролевая игра

1. «Взаимоотношения врача и пациента».

2. «Этика профессионального взаимодействия медработника»

Ситуационные задачи к теме 2

«Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников»

Задача № 1

Является ли предметом конфиденциальности:

  • диагноз заболевания;
  • прогноз;
  • сведения, которые врач получает о пациенте;
  • сведения, которые врач получает о близких родственниках пациента;
  • немедицинская информация о пациенте;

Может ли передавать врач известную ему информацию о пациенте третьим лицам (перечислите в каких случаях).

Составьте ситуационную задачу по предмету конфиденциальность.

Задача № 2

Больной обратился в районную поликлинику с жалобами на боли в правом подреберье, повышение температуры тела, тошноту. Врач поставил диагноз: «Острый холецистит», назначил соответствующее лечение и методику исследования. Состояние больного ухудшалось и через 2 дня его госпитализировала скорая медицинская помощь с диагнозом «Вирусный гепатит А ».

Какие в данном случае совершил правонарушения врач и почему?

Задача № 3

В одном из отделений городской больницы, больной услышал негативную информацию от медицинских сестер этого отделения о своем лечащем враче. Медицинские сестры рассказали о том, что им были допущенные ошибки при лечении другого больного.

После этого отношение пациента к врачу стало менее доверительное, что сказалось на течении болезни и сроков выздоровления.

Оцените действия медицинских сестер в этой ситуации.

Задача № 4

В приёмное отделение больницы поступает больной 34 лет с рвано-ушибленными ранами лица. Врач-хирург приёмного отделения отказывается провести первичную хирургическую обработку ран лица, мотивируя свой отказ тем, что раны не глубокие и угрозы для здоровья не представляют. В ответ на просьбы больного об оказании медицинской помощи врач требует денежного вознаграждения.

Какое правонарушение совершил врач?

Задача № 5

В частной детской поликлинике по приказу главного врача специалисты невропатологи «закрывают» глаза на неврологические проблемы детей. Убеждают родителей, что это возрастные особенности, назначая минимальное лечение. Это влечёт за собой увеличение числа пропущенных случаев с возможным неблагоприятным неврологическим прогнозом.

Является ли тактика врачей в данном случае преступной?

 

Рекомендуемая литература

1.Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 2001.

2.Введение в биоэтику / Под общ. ред. Б.Г. Юдина. - М., 1998.

3.Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб. офиц. док. - М., 1995.

4.Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. - М., 1995.

5.Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму / Вопросы философии - №3. - 1994.

6.Шамшурин В.И., Танковский В.Э. Врач и пациент: социально-правовые взаимоотношения. - М., 1999.

 

Цель темы

Студент должен знать:

· правовые вопросы аборта и половой стерилизации;

· морально-этические проблемы новых репродуктивных технологий.

Студент должен уметь:

· разбираться в морально-этических проблемах аборта и новых репродуктивных технологиях.

План изучения темы

Этический аспект аборта

· Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.

· Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке до 12 недель, по социальным показанием до 22 недель, по медицинским показаниям (до 28 недель - решение принимает консилиум врачей или врач).

· Любое медицинское вмешательство в период беременности осуществляется с согласия супругов или женщины;

· Женщина не может кем-либо принуждена к беременности, аборту, родам. Такие действия следует рассматривать как насилие над женщиной.

· Лица, принудившие к этому, несут уголовную ответственность.

Религиозный аспект аборта

· Католицизм: аборт категорически запрещается как грубейшее нарушение естественного морального закона и рассматривается как одна из форм убийства. Однако, аборт допустим для сохранения здоровья матери.

· Православие: понимает искусственное прерывание беременности как убийство начавшейся жизни.

· Мусульманство: запрещает аборт, однако признаёт медицинские показатели к аборту.

· Иудейская религия: категорически запрещает аборт.

· Буддизм: аборт является страшным грехом «не отнимай ничьей жизни».

Вопросы для обсуждения

1. Является ли человеком тот, кто должен стать человеком?

2. По Вашему мнению согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)?

3. Когда и в какой стране впервые технология стерилизации стала использоваться и применяться в массовом порядке?

4. Сравнительный анализ отношения к аборту в православии, католицизме и мусульманстве.

 

Темы рефератов

1. Этические проблемы “новых технологий зачатия” (оплодотворение in vitro, клонирование).

2. Феминизм: женщины против деторождения.

3. Суррогатное материнство.

4. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и перспективы.

5. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.

Ситуационные задачи к теме 3

“Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий”

Задача № 1

Женщина N 30-ти лет обратилась к врачу по поводу прерывания беременности. Врач установил срок беременности 10 недель и назначил дату аборта.

Муж женщины был против прерывания беременности, но она аргументировала тем, что у них есть уже двое детей (5 и 10 лет), а также ей не хочется терять работу.

Перечислите, какие биоэтические вопросы возникают в данном случае.

Задача № 2

Более 20 лет назад произошла искусственная инсеминация женщины (от донора) с согласия мужа, которому был поставлен диагноз “бесплодие”. Соверешнно случайно об этом узнал 19-летний сын.

Назовите морально-этические проблемы инсеменации и ответьте, есть право у ребенка получить информацию о “биологическом отце”?

Задача № 3

Семья N решила после неоднократного неудачного экстракорпорального оплодотворения найти “суррогатную мать” для вынашивания их ребенка. Была найдена женщина 25-ти лет, имеющая семью, но в результате тяжелого финансового положения с согласия мужа решившаяся на “суррогатное материнство”.

Женщина во время беременности очень привязалась к будущему ребенку. После рождения она не захотела отдавать ребенка биологическим родителям.

Назовите морально-этические аспекты “суррогатного материнства”, а также биоэтические проблемы, возникшие в этой семье.

Задача № 4

В семье N при беременности жены третьим ребенком встал вопрос о необходимости узнать пол плода ребенка, поскольку в этой семье было уже двое мальчиков, а третьего родители не хотели.

Какие в данном случае возникли этические аспекты?

Задача № 5

У плода ребенка (беременность 40 недель) при элетроэнцефалографическом исследовании обнаружено нарушение функционального состояния мозга тяжёлой степени с вероятным неблагоприятным прогнозом. Мать ребёнка просит врача не сообщать мужу диагноз, боясь его неадекватной реакции. Учитывая высокий процент разводов в семьях, имеющих тяжёлых детей, врач оставляет это право за матерью.

Правильны ли действия врача?

Рекомендуемая литература

1. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 2001.

2. Введение в биоэтику / Под общ. ред. Б.Г. Юдина. - М., 1998.

3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993.

4. Закон Кыргызской Республики о репродуктивных правах граждан, 2000.

5. Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. - М., 2002.

На человеке и животных

Цель темы

Студент должен знать:

· биоэтические проблемы генетики человека, генной инженерии;

· биоэтические проблемы в клинической трансплантологии, трансфузиологии;

· этические проблемы испытаний и экспериментов на человеке и животных.

Студент должен уметь:

· разбираться в общих этических принципах генетики, генной инженерии, трансплантологии и трансфузиологии, а так же в морально-этических и правовых проблемах при проведении экспериментов на человеке и животных.

 

План изучения темы

Евгеника, определение, понятие

Евгеника (греч. eugenes – хорошего рода) – учение о предупреждении возможного ухудшения наследственных качеств человека, об условиях и методах влияния на совершенствование этих качеств в перспективе. Большинство учёных считают, что понятие “евгеника” не совместимо с научным мировоззрением. Другие признают евгенику но усматривают ее реакционную сущность в теории о неполноценности отдельных расс, народов и социальных групп (рассовая теория). Третьи считают, что разумные средства евгеники необходимо использовать рационально.

3. Религия и трансплантология

  • Католическая церковь является сторонницей трансплантации считая, что это милосердный акт и нравственный долг.
  • Протестанты выступают за трансплантацию, но за бесплатную передачу органов, в противном случае - это аморально.
  • Православная церковь не запрещает трансплантацию, но в нравстенном отношении предостерегает рассматривать тело человека в качестве набора запасных частей.
  • Конфуцианство (Китай): тело человека считается неприкосновенным, принадлежащим предкам и потомкам.

4. Специфика деонтологических принципов в трансплантологии (реципиент).

· Изъятие органов, тканей у живого донора допустимо только в случае, если будет установлено консилиумом врачей, что не будет причинен ему значительный вред. А в последствии гарантирует бесплатное лечение и реабилитацию.

· Изъятие органов и тканей у живого донора, не достигшего 18 лет не допускается (искл. костный мозг).

· Изъятие органов у лиц, находящихся в служебной зависимости не допускается.

· Трансплантация органов осуществляется с письменного согласия реципиента или его родственников.

· Купля - продажа органов, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность.

· Объектами трансплантации могут быть: сердце, легкие, почка, печень, костный мозг и др.

· Реципиент должен быть проинформирован об осложнениях для его здоровья.

5. Специфика деонтологических принципов в трансплантологии (донор)

· Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей ЛПУ, где находится больной в составе: реаниматолога – анестезиолога с опытом работы в отделении реанимации не менее 5 лет, невропатолога, др. специалистов по дополнительным методом исследования.

· Выписывается протокол установления смерти мозга.

· Забор органов разрешается только в государственных учреждениях здравоохранения.

· Изъятие органов или тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо, его близкие родственники заявили о не согласии.

· Изъятие органов у трупа производится с разрешения главного врача ЛПУ, судебно – медицинским экспертом с уведомлением прокурора.

Требования к проведению исследований на животных

  • Бережное отношение к животным в ходе эксперимента и когда они забиваются.
  • Животные, выбранные для эксперимента должны использоваться в минимальном количестве.
  • Процедуры с использованием животных, которые могут вызвать незначительную боль, стресс должны выполняться с применением анальгетиков, седативных средств.
  • Хирургические вмешательства не должны выполняться без применения анестезии.

 

Вопросы для обсуждения

1. При каких условиях “генетический паспорт” может ограничивать свободу человека?

2. Логично ли суждение о сохранении права человека на своё тело после смерти?

3. Морально ли продление жизни одних людей за счёт других?

4. В чём заключается моральное зло торговли человеческими органами?

5. Можно ли проводить медико-биологические эксперименты на военнослужащих или заключённых?

Темы рефератов

1. Моральные проблемы поиска “потенциального донора”.

2. “Драматичская медицина”: история и современность.

3. Опыты на человеке “врачей” нацистской Германии.

4. Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.

5. Генетический паспорт – морально-этические аспекты.

 

Ролевая игра

1. “Биоэтика в трансфузиологии”.

2. “Трансплантация органов тканей у живого донора, биоэтические вопросы”.

Ситуационные задачи к теме 4

“Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных ”

Задача № 1

Врач акушер-гинеколог при ведении беременности женщины (срок 20 недель) в обязательном порядке назначил проведение генетической консультации с применением генетического обследования плода. Он аргументировал тем, что первый ребенок в этой семье, которому в настоящее время исполнилось 5 лет, родился с болезнью Дауна. Признаков перинатальной патологии у вынашиваемого плода не было отмечено.

Какие этические принципы были затронуты в данной ситуации. Правильны ли действия врача?

Задача № 2

В одну из больниц после тяжелой аварии поступил 27-летний молодой мужчина в терминальной стадии. Врачи смерть не констатировали, а только отметили безперспективность жизни, т.е. реанимационные мероприятия не стали проводить. Родственники умирающего мужчины не были оповещены о том, что у него были взяты органы (сердце, почки) для дальнейшей трансплантологии. В этом отделении находился больной 18 лет с врожденным пороком сердца, которому в последствии была произведена пересадка сердца. После операции реципиент прожил только 2 месяца.

Какие деонтологические и этические принципы были нарушены врачами? Перечислите деонтологические принципы в трансплантологии.

Задача № 3

Заслуженный донор КР был уведомлен о том, что ему необходимо посетить институт переливания крови и сдать безвозмездно кровь в количестве 300 граммов. В случае отказа донор будет лишен звания “заслуженный донор”.

Какие этичекие аспекты трансфузиологии были нарушены? Перечислите этические аспекты.

Задача № 4

Один из профессоров медицинского ВУЗа, проводя серию экспериментов на животных, получил определенные результаты. Далее для изучения фармакологического действия препаратов ему необходимы были несколько человек. Для этой цели он привлек троих студентов, имеющих проблемы по предмету, которые вел профессор. Студенты не были проинформированы о целях этого эксперимента. Один из студентов во время проведенного экспериента почувствовал себя плохо, но профессор запретил прерывать эксперимент.

Как Вы считаете прав ли профессор? Какие этические принципы клинических испытаний в данном случае нарушены?

Задача № 5

В связи с тяжелым финансовым положением молодой человек 20-ти лет, решил стать донором, предложив одну из почек. За соответствующее вознаграждение и согласие, которое было оформлено у нотариуса в нотариальной конторе. После проведенного изъятия органа у молодого человека отмечалось ухудшение здоровья. Он подал иск в судебные органы о возмещении ущерба.

Какие существуют этические правила забора с живых доноров органов и тканей с целью их трансплантации”?

Рекомендуемая литература

1. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 2001.

2. Введение в биоэтику / Под общ. ред. Б.Г. Юдина. - М., 1998.

3. Закон РФ “О трансплантации органов и тканей человека” (1992).

4. Закон КР “Об охране здоровья населения КР” (1992).

5. Закон КР “О донорстве крови и её компонентов” (1992).

6. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции. - М., 1994.

 

И смерти. Эвтаназия

Цель темы

Студент должен знать:

· биоэтические проблемы умирания и смерти;

· деонтологию в клинической реаниматологии;

· эвтаназию, биоэтические и правовые проблемы.

Студент должен уметь:

· разбираться в деонтологических и правовых проблемах умирания и смерти человека.

План изучения темы

Требования к диагностике смерти мозга

  • Диагностика должна быть абсолютно надежной, осуществляться персоналом, прошедшим спец. подготовку и соответствующим образом документироваться.
  • Решение о прекращении поддерживающей кровообращение и газообмен терапии после коллегиального обсуждения должен принимать лечащий врач в соответствии со своей совестью и убеждениями.
  • В таких случаях родственников информировать необязательно. Им важно знать, что были приняты все меры, но они оказались безрезультатными.

Эвтаназия, определение

Эвтаназия – это сознательное действие или отказ от действий, приводящий к скорой смерти безнадёжно больного человека, с целью прекращения боли и страданий (убийство из милосердия).

Классификация эвтаназии

1. Активная – применение по просьбе больного, медицинским персоналом или другими лицами мер для ускорения или облегчения смерти больного (убийство из милосердия).

2. Пассивная (дать умереть) – прекращение оказания направленной на продление жизни мед. помощи, отказ от медицинских мер борьбы за жизнь человека.

Виды активной эвтаназии

  • Решение принимается врачом без просьбы больного (убийство из милосердия).
  • Врач помогает выполнить по просьбе больного эвтаназию.
  • Действия предпринимаются по просьбе родственников или решению суда.
  • Пациент сам включает устройство, что приводит его к быстрой и безболезненной смерти.

Вопросы для обсуждения

1. Запрещена ли законодательно эвтаназия в КР и РФ, если да, то какими документами?

2. По каким критериям в настоящее время осуществляется констатация смерти человека в КР и РФ?

Темы рефератов

1. Эвтаназия: история проблемы.

2. Отношение к телу мёртвого (философский и медицинский аспекты).

3. Смерть и умирание как стадии жизни.

Ситу<

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...