Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика методов денежно-кредитного регулирования

Основным критерием эффективности денежно-кредитного регулирования является обеспечение экономики денежной массой, которая как по количественным, так и качественным параметрам соответствует реальному спросу на деньги. Иными словами, центральный банк страны, используя систему методов и инструментов монетарного регулирования, должен обеспечить необходимую сбалансированность спроса и предложения денег как основного условия укрепления их покупательной способности.

В основе выбора системы методов[2] денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа банков к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов денежно-кредитного регулирования.

По объёму воздействия на рынок:

– общие (воздействуют на систему в целом);

– селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

По характеру воздействия:

– методы прямого (административного) регулирования и контроля;

– косвенные (экономические, рыночные) методы .

Так, применение методов и инструментов[3] монетарного регулирования может быть как всеобщим, так и селективным. В первом случае мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы; во втором – на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы (или на определенные виды банковской деятельности).

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование лимитов (прямых ограничений), устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над процентными ставками или объемом депозитов и кредитов банков. Однако прямые инструменты являются «грубым» средством регулирования экономики. Поэтому административное регулирование должно использоваться лишь в условиях временного кризиса финансовой системы или недостаточного развития финансовых рынков.

Косвенные методы влияют на поведение субъектов монетарного регулирования путем воздействия на их экономические интересы при помощи рыночных механизмов. Это означает, что центральный банк, изменяя объём резервных денег или их цену, регулирует спрос экономических агентов на кредит и, соответственно, величину денежной мультипликации в экономике.

Эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка и базируется на существовании высокоорганизованных и эффективно функционирующих финансовых рынков, а также относительного единообразия формирования процентных ставок в различных секторах экономики и во всех регионах страны. Поэтому использование экономических методов и инструментов предполагает достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка; наличие денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике.

Все экономические методы группируются по нескольким классификационным признакам.

Первый подход предполагает выделение инструментов исходя из сущности операции:

1. Эмиссионная политика (инструменты денежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объём денежного предложения со стороны центрального банка. Выделяют следующие эмиссионные инструменты:

- рефинансирование банков для целей регулирования текущей ликвидности банковской системы. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя);

- покупка центральным банком иностранной валюты. Используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы;

- кредитование центральным банком дефицита бюджета;

- участие центрального банка в уставных фондах банков

- финансирование банков в чрезвычайных случаях.

К инструментам антиэмиссионного характера относят:

- привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР);

- продажу центральным банком иностранной валюты;

- привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;

- эмиссию краткосрочных ценных бумаг центрального банка.

2. Инструменты процентной политики за счёт изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объём и структуру денежной массы, на уровень ликвидности банков и т.д. Центральные банки могут использовать следующие инструменты процентной политики:

- установление ставки рефинансирования (кредитования) для банков – ставки, которая обладает для участников рынка так называемым «сигнальным эффектом» в отношении, как динамики инфляции, так и направления денежно-кредитной политики (рост ставки означает кредитную рестрикцию, снижение – кредитную экспансию);

- определение учетной ставки – ставки, используемой центральным банком при осуществлении им операций по переучету векселей юридических лиц (величина ее определяется исходя из базовой ставки рефинансирования);

- установление и корректировка ставок по основным (стандартным) операциям центрального банка (например, ставки по операциям регулирования ликвидности банков);

- определение ставок по нестандартным операциям центрального банка (по льготным кредитам и пр.)

3. Политика минимальных резервных требований также является одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых в целях долгосрочного воздействия на банковский мультипликатор, уровень ликвидности и пр. Под этим инструментом, как правило, понимают обязательные отчисления коммерческих банков от объёма привлечённых ресурсов, формируемые ими в соответствии с требованиями центрального банка.

Изначально использование данного метода предполагало страхование ликвидности банков по вкладам клиентов. Впоследствии функции политики минимальных резервных требований существенно расширились:

- Регулирование спроса банков на заёмные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на ликвидность банков, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, что в конечном итоге повышает эффективность процентной политики);

- Регулирование кредитной экспансии банков, то есть воздействие на кредитно-депозитный мультипликатор;

- Выполнение роли пруденциального норматива, направленного на страхование возврата депозитов клиентам банка.

Вторая классификация методов и инструментов предполагает группировку инструментов в зависимости от роли центрального банка (его инициативы) при использовании тех или иных инструментов монетарного регулирования как при поддержании ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия ликвидности.

1. Операции на открытом рынке (ООР), осуществляемые центральным банком на денежном рынке по собственной инициативе, являются основными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. Их основной отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).

ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе, аукционах) или в любое время и в любом объёме по усмотрению центрального банка. Различают следующие виды ООР:

- регулярные плановые операции, при которых центральный банк заранее объявляет об их проведении для банков или для широкого круга участников (кредитный или депозитный аукцион);

- нерегулярные операции, используемые центральным банком по мере возникающей необходимости, например, в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономического равновесия. Среди них выделяют нерегулярные плановые операции, дата проведения которых (например, аукциона) заранее неизвестна. Кроме того, между центральным банком и банком-контрагентом могут проводится двусторонние операции, о которых не сообщается другим банкам ни до, ни после их проведения.

По цели операции ООР делятся следующим образом:

- корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

- структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение ее качественных параметров, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.)

ООР могут проводиться различными методами:

- операции с ценными бумагами;

- рефинансирование центральным банком коммерческих банков;

- операции с иностранной валютой.

2. Постоянно доступные инструменты – инструменты, которые могут быть использованы банками без получения согласия Национального банка. Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (иначе, постоянно доступные инструменты) предполагают автоматический доступ коммерческих банков к системе регулирования ликвидности центрального банка в случае возникающей необходимости. Согласие центрального банка или его инициатива (в отличие от операций на открытом рынке) не требуется. Иными словами, данный метод денежно-кредитного регулирования предполагает исключительно инициативу коммерческих банков на проведение той или иной операции.

Значение постоянно доступных инструментов заключается в выполнении ими роли своеобразных «каналов» притока или оттока ликвидности, обеспечивающих безопасность денежно-кредитной системы в случае каких-либо непредвиденных шоков или несоответствующих ситуации регулирующих действий центрального банка. Тем самым, постоянные механизмы страхуют банковскую систему от возникновения кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком ликвидности.

Все постоянно действующие механизмы делятся на постоянные механизмы рефинансирования и постоянный депозитный механизм. Постоянные механизмы рефинансирования позволяют банкам заимствовать средства у центрального банка по собственной инициативе в случае возникающей необходимости. Иными словами, эти инструменты используются для повышения уровня ликвидности в банковской системе.Постоянный депозитный механизм позволяет банкам в любое время депонировать в центральном банке любой объём избыточной ликвидности, что служит гарантированным каналом её оттока из системы.

Таким образом, рациональное построение системы методов и инструментов регулирования денежной массы дает возможность центральному банку держать под контролем ее объем, регулировать качественные параметры (структуру) и, тем самым, позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства.

С целью минимизации рисков и обеспечения стабильности денежно-кредитной системы центральные банки развитых стран придерживаются следующих принципов использования методов денежно-кредитного регулирования:

- равное отношение ко всем субъектам регулирования, стандартизация правил и процедур проведения операций;

- простота и транспарентность действий центрального банка для участников рынка;

- универсальность, взаимозаменяемость, последовательность и надежность операций.

Критерием эффективности системы методов и инструментов денежно-кредитного регулирования является обеспечение возможности для центрального банка точно и оперативно получать ожидаемый результат.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...