Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные операции на открытом рынке.

Дополнительные операции на открытом рынке предназначены для регулирования непрогнозируемых колебаний ликвидности. Они обладают следующими характеристиками:

- рыночная процентная ставка;

- дата и сроки проведения операций устанавливаются Национальным банком исходя из конкретной ситуации с текущей ликвидностью;

- процедура проведения – аукцион.

Максимальный срок для дополнительных операций поддержки и изъятия текущей ликвидности составляет три месяца.

Национальный банк объявляет о проведении дополнительных операций на открытом рынке в случаях, когда после проведения основных операций на открытом рынке прогнозный уровень текущей ликвидности существенно отличатся от нуля. Например, если прогнозный уровень текущей ликвидности на ближайшие семь дней составляет 500 млрд. рублей, а объем изъятия текущей ликвидности с помощью эмиссии семидневных КО (проводимых по графику) составил только 200 млрд. рублей, то оставшиеся 300 млрд. рублей Национальный банк будет изымать через дополнительные операции.

Выполнение резервных требований на усредняемой основе.

Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяет банкам погашать краткосрочные колебания ликвидности, тем самым, оказывая сглаживающее действие на уровень ставок МБК. Кроме того, резервные требования являются бесплатным источником поддержки внутридневной ликвидности банков.

Продолжительность периода выполнения резервных требований кратна сроку основных семидневных операций на открытом рынке и составляет, как правило, 28 или 35 дней (4 или 5 недель соответственно). Первый день периода выполнения резервных требований совпадает с днем проведения основных семидневных операций на открытом рынке, который наиболее приближен к 15 числу месяца.

Факторы изменения текущей ликвидности.

Факторы, влияющие на текущую ликвидность, условно можно разделить на автономные и монетарные факторы. Последние представляют собой собственно инструменты регулирования текущей ликвидности.

Изменение текущей ликвидности не является целью для автономных факторов – это результат ихдействия. В то же время для монетарных факторов (инструментов) основной целью выступает именно изменение текущей ликвидности.

К автономным факторам, оказывающим наиболее значимое влияние на текущую ликвидность в Республике Беларусь, можно отнести операции банков с наличностью, операции Правительства Республики Беларусь и интервенции Национального банка на валютном рынке. Рассмотрим их более подробно.

Операции с наличностью.

Банкам требуется поддерживать в кассах достаточный объем наличных денежных средств для своевременного удовлетворения потребностей в них своих клиентов (выдача кредитов наличными, возврат вкладов, выплата зарплаты и пенсий и др.). Для этих целей они покупают наличные белорусские рубли у Национального банка, оплачивая их безналичными белорусскими рублями. В результате остатки на их корреспондентских счетах, а, соответственно, и текущая ликвидность банковской системы снижаются. С другой стороны, хранение наличных денежных средств сверх обоснованной потребности нецелесообразно, поскольку данный актив не приносит дохода. Поэтому избыточную наличность банки продают Национальному банку в обмен на безналичные денежные средства, увеличивая, таким образом, текущую ликвидность банковской системы. На рисунке 3 представлен пример изменений в балансах Национального банка и банков при покупке банками наличности на 100 млн. рублей.

         
Баланс НБ   Сводный баланс банков
Актив Пассив   Актив Пассив
Наличность в хранилище НБ (-100) Корсчета банков (-100)   Корсчета в НБ (-100)  
      Касса (+100)  
         

Рисунок 9.4. Покупка банками наличности у Национального банка

Операции Правительства.

Операции Правительства включают операции по наполнению и расходованию средств бюджета. Каким образом они оказывают влияние на текущую ликвидность банковской системы? Дело в том, что счета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, а также счета получателей бюджетных средств находятся в коммерческих банках, в то время как единый казначейский счет (ЕКС) – счет, на который поступают все доходы и производятся все расходы республиканского бюджета – открыт в Национальном банке. Поэтому, при перечислении платежей в бюджет средства на корреспондентских счетах банков в Национальном банке, а, соответственно, и текущая ликвидность банковской системы, уменьшаются. На рисунке 4 представлен пример изменений в балансах Национального банка и банков при перечислении в бюджет 100 млн. рублей.

 
         
Баланс НБ   Сводный баланс банков
Актив Пассив   Актив Пассив
  Корсчета банков (-100)   Корсчета в НБ (-100) Средства клиентов (-100)
  ЕКС (+100)      
         

Рисунок 9.5. Перечисление платежей в бюджет (ЕКС открыт в Национальном банке)

Если бы ЕКС был открыт в одном из коммерческих банков, то при поступлении средств на этот счет текущая ликвидность банковской системы оставалась бы неизменной (рис. 9.6). Однако в этом случае возможность расходования средств с ЕКС зависела бы от ликвидности банка, в котором открыт этот счет. Размещение ЕКС в Национальном банке полностью исключает данный риск.

 

         
Баланс НБ   Сводный баланс банков
Актив Пассив   Актив Пассив
  Корсчета банков (без изменения)   Корсчета в НБ (без изменения) Средства клиентов (-100)
        ЕКС (+100)
         

Рисунок 9.6. Перечисление платежей в бюджет (ЕКС открыт в одном из комбанков)

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...