Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пруденциальное регулирование деятельности банков

Банки выступают в качестве одних из основных участников финансового рынка и занимают центральное место в платежной системе, предоставляя посреднические услуги по проведению расчетов и платежей государству, субъектам хозяйствования и физическим лицам. Кроме того банки осуществляют операции и привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты), строя отношения с населением и юридическими лицами на доверии, что подразумевает под собой исполнение банками своих обязательств перед ними в полном объеме и в установленные сроки. Банки также выполняют посредническую функцию в перераспределении свободных финансовых ресурсов в экономике.

Поэтому возникновение проблем в деятельности как одного банка, так и банковской системы в целом может привести к достаточно серьезным негативным последствиям в экономике. В этой связи деятельность банков требует регулирования и надзора со стороны государства в целях поддержания доверия к банковской системе. Мероприятия государства, направленные на устранение или снижение угрозы возникновения нестабильности в банковском секторе, проводятся через осуществление банковского надзора, одной из важных задач которого является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Основные ориентиры и направления развития банковского надзора на среднесрочную перспективу определены в Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятилетний период. Ориентиры развития банковского надзора на краткосрочную перспективу находят свое отражение в ежегодных Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, ежегодно издается Отчет о развитии банковской системы и банковского надзора.

Основным законодательным актом, регулирующим банковскую деятельность в Республике Беларусь, является Банковский кодекс Республики Беларусь, определяющий полномочия Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк) в сфере банковского надзора. Таким образом, Национальный банк является органом банковского надзора в Республике Беларусь и в соответствии с законодательством наделен правом осуществлять регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – банки) и надзор за ней. Кроме того, в целях комплексной оценки рисков и выработки действенных подходов к управлению ими Национальный банк осуществляет надзор на консолидированной основе за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.

Национальный банк является единственным в Республике Беларусь органом, осуществляющим надзор за банковской деятельностью. В этой связи отсутствует необходимость в механизме координации между организациями, вовлеченными в банковский надзор.

Банковский надзор в Республике Беларусь осуществляется путем установления пруденциальных требований и надзорных процедур к банковской деятельности, основанных на общепризнанных международных стандартах банковского надзора, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (далее – Базельский комитет), и осуществления контроля со стороны Национального банка за их выполнением путем проведения дистанционного надзора (off-site supervision) и инспектирования банков (on-site supervision).

Банки вправе осуществлять свою деятельность и определенный спектр банковских операций только при наличии соответствующей лицензии на осуществление банковской деятельности. При этом, более жесткие требования в части минимального размера нормативного капитала и финансового положения установлены к банкам для получения ими лицензии, дающей право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты).

Национальным банком Республики Беларусь постоянно на основании предоставляемой банками отчетности, а также дополнительной информации получаемой в порядке осуществления дистанционного надзора, проводится мониторинг финансового состояния банков. Ежемесячно контролируется соблюдение банками пруденциальных требований, включая нормативы безопасного функционирования и формирование специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам), анализируются причины возникающих значительных изменений показателей деятельности банков. Анализ деятельности банков служит основанием для принятия надзорных решений.

В ходе осуществления дистанционного надзора также проводится анализ уровня принимаемых на себя банками рисков, рассматриваются и оцениваются принципы и процедуры, разработанные банками в целях выявления, оценки, мониторинга и контроля существенных рисков и определенные в их локальных нормативных правовых актах, а также конкретные мероприятия, направленные на снижение рисков, осуществляется постоянный мониторинг изменений крупных собственников банка, особое внимание уделяется прозрачности реальных и конечных собственников банка, устанавливающих политику его деятельности, проводятся иные мероприятия, направленные на обеспечения надежности банковской системы.

На практике осуществление надзора строится в тесном взаимодействии дистанционного надзора и инспекции, осуществляющей проверки банков на местах.

При проведении инспектирования банка анализируются и оцениваются:

– финансовое состояние банка, в частности, прибыльность (доходность) деятельности банка;

– состояние системы внутреннего контроля;

– качество управления банком;

– соблюдение пруденциальных норм, в том числе в отношении достаточности нормативного капитала, ликвидности;

– правильность отражения операций в бухгалтерском учете;

– достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк;

– уровень рисков, принимаемых банком, и система управления данными рисками в банке (идентификация, оценка, мониторинг, контроль, снижение, ограничение);

– использование банком рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Также проводится оценка практики использования банком моделей оценки рисков, стресс-тестирования, разработки систем раннего предупреждения, планов кризисного финансирования как составной части управления рисками и капиталом.

Оценка деятельности банка в ходе проверки осуществляется на основании мотивированного суждения проверяющих с учетом совокупности положительных и отрицательных факторов влияния. По результатам проверки готовится акт проверки и заключение.

В целях исправления недостатков или предотвращения негативных тенденций в деятельности банков на ранней стадии их возникновения Национальный банк наделен полномочиями по вынесению различных видов предписаний к банкам, а также к юридическим лицам, входящим в состав банковской группы, банковского холдинга. Кроме того, Национальный банк располагает надлежащим набором корректирующих и ограничивающих мер воздействия, применяемых к банкам. Выбор Национальным банком применяемой к банку меры воздействия осуществляется с учетом характера нарушения, степени его влияния на финансовое состояние банка, наличия положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, исходя из критериев, установленных нормативными правовыми актами Национального банка.

Национальный банк устанавливает требования к объему и порядку опубликования и представления информации, используемой для оценки степени надежности банка, в соответствии с которыми банки публикуют в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, отчетность о своей деятельности. При этом годовой отчет банков подлежит опубликованию после подтверждения его достоверности аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).

Действующее законодательство предоставило Национальному банку право осуществлять надзор за банковской деятельностью на консолидированной основе. Национальный банк создал правовую основу для внедрения системы консолидированного надзора за деятельностью банков с учетом деятельности и рисков, связанных с ними лиц, способных оказывать существенное влияние на решения, принимаемые банками в их оперативной деятельности.

Национальным банком разработана методика оценки возможностей оказания банком, иным юридическим лицом, не являющимся банком, прямо или косвенно (через третьи лица) существенного влияния на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица. На основании данной методики определяются головная организация и участники банковской группы, участники банковского холдинга. Национальный банк также в рамках осуществления консолидированного надзора наделен правом на осуществление проверок деятельности всех членов банковской группы, банковского холдинга.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...