Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативы безопасного функционирования банков

В Республике Беларусь система пруденциальных требований к банкам сформирована с учетом существующего мирового опыта и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Банковский кодекс предоставил Национальному банку полномочия по осуществлению пруденциального регулирования деятельности банков, в том числе путем установления к ним пруденциальных требований, направленных на поддержание стабильности и устойчивости банковской системы, в частности, требований в части ограничения банковских рисков, достаточности нормативного капитала банка, ликвидности, создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

В дополнение основ определенных Банковских кодексом минимальных пруденциальных стандартов Национальным банком разработаны с учетом современных международных подходов к пруденциальных требований, предъявляемых к банкам, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и методику расчета нормативов безопасного функционирования для банков, банковских групп, банковских холдингов.

Банки Республики Беларусь в целях обеспечения их безопасной и надежной деятельности должны соблюдать нормативы безопасного функционирования.

Действующим законодательством установлены следующие нормативы безопасного функционирования для банков:

– минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;

– предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка;

– минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;

– нормативы достаточности нормативного капитала банка;

– нормативы ликвидности банка;

– нормативы ограничения кредитных рисков;

– нормативы ограничения валютного риска;

–нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций.

Кроме того, в случае возникновения необходимости Национальный банк вправе устанавливать иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

В целях обеспечения наиболее эффективного управления рисками и осуществления постоянного контроля за соблюдением установленных пруденциальных требований Национальным банком установлено обязательное ежедневное соблюдение банками основных нормативов безопасного функционирования: достаточности нормативного капитала, ликвидности, максимального размера кредитного и валютного рисков.

Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка установлен в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллиона евро и его нормативное значение рассчитывается ежеквартально по состоянию на первое число каждого квартала исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного на последнее число предыдущего квартала. Контроль за соблюдением указанного норматива осуществляется Национальным банком Республики Беларусь на основании учредительных документов банка и должен соответствовать установленному значению на дату государственной регистрации банка, государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы.

Размер уставного фонда вновь создаваемого (реорганизованного) банка не может быть ниже минимального размера уставного фонда банка, устанавливаемого Национальным банком. Уставный фонд банка состоит из вкладов (имущества) его учредителей (участников) и определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов банка. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка.

Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банкаустановлен в размере 20 процентов уставного фонда банка.

Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка установлен в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллиона евро; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка, имеющего право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, – в сумме, эквивалентной 10,0 миллиона евро.

Аналогичные значения минимального размера уставного фонда и нормативного капитала банка установлены в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, в частности, в Европейском союзе и Российской Федерации.

В состав нормативного капитала банка входят следующие компоненты: основной капитал (капитал I уровня), дополнительный капитал (капитал II и III уровня), который принимается в расчет в сумме, не превышающей сумму основного капитала.

Основной капитал состоит из зарегистрированного уставного фонда; эмиссионного дохода; фондов и прибыли прошлых лет, подтвержденных аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).

Дополнительный капитал II уровня включает прибыль прошлых лет, не подтвержденную аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), прибыль текущего года с учетом использования, фонды, сформированные за счет прибыли, включенной в дополнительный капитал, общие резервы на покрытие возможных убытков, создаваемые банком, и иные источники капитала банка.

Дополнительный капитал III уровня предназначен исключительно для покрытия рыночных рисков, и его источником является привлеченный банками краткосрочный (на срок от 2 до 5 лет) субординированный кредит (заем). При этом дополнительный капитал III уровня должен составлять не более 250% от величины нормативного капитала I и II уровней.

Кроме того, из источников капитала исключаются те собственные средства банка, которые нельзя рассматривать по своей экономической сущности в качестве реальных источников, обеспечивающих платежеспособность банка, в частности, выданные банком займы, вложения в уставные фонды других юридических лиц, составляющие 20 и более процентов в уставном фонде таких юридических лиц, собственные выкупленные акции и прочие.

Национальным банком установлен норматив достаточности нормативного капитала: в первые два года после государственной регистрации вновь создаваемого (реорганизованного) банка – 12 процентов, в последующие годы – 8 процентов;

Требование по наличию наиболее стабильных источников собственных средств для покрытия банковских рисков установлено через норматив достаточности основного капитала, который в первые два года после государственной регистрации вновь создаваемого (реорганизованного) банка должен соблюдаться банком на уровне не ниже 6 процентов, в последующие годы – не ниже 4 процентов.

Действующее законодательство предоставляет право Национальному банку в случае ухудшения общей экономической ситуации в стране повысить требования к достаточности нормативного (основного) капитала.

Нормативы достаточности нормативного (основного) капитала банка устанавливаются в виде предельных соотношений размера (части) нормативного (основного) капитала банка и рисков, принимаемых на себя банком: кредитного, операционного и рыночных (валютного, товарного, процентного и фондового).

Установление требований к достаточности нормативного капитала банка является одной из основных составляющих банковского надзора, и банки должны располагать определенной минимальной величиной нормативного капитала для покрытия тех рисков, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, – кредитного, операционного и рыночных (валютного, товарного, процентного и фондового) рисков. Это позволяет обеспечить наиболее реальное и полное отражение чувствительности ко всем основным рискам банковской деятельности и способствует усовершенствованию управления рисками в банках.

Пруденциальные требования к оценке рисков при расчете достаточности нормативного капитала банка установлены в соответствии с Базельским Соглашением по капиталу, (Соглашение 1988 года, Базель 1), Поправкой к Базелю 1 (в отношении методики расчета рыночных рисков) и Новым соглашением по капиталу (Базель 2).

С 1 января 2005 г. модифицированы подходы к оценке кредитных рисков, которые основаны на оценке потенциальных потерь от активных операций с различными контрагентами-нерезидентами (странами, банками, другими юридическими лицами) в зависимости от внешней оценки их рейтингов, присваиваемых ведущими рейтинговыми агентствами Moody’s Investors Service, Fitch и Standard & Poor’s. Подходы к оценке потенциальных кредитных рисков по внебалансовым обязательствам банка основаны на оценке риска в зависимости от срока действия данных обязательств и возможности их прекращения банком в одностороннем порядке.

Нормативы ликвидности банка устанавливаются как соотношение активов и пассивов с учетом сроков, сумм, типов активов и пассивов и других факторов, определенных нормативными правовыми актами Национального банка.

Нормативы ликвидности должны соблюдаться банками на ежедневной основе. При расчете показателей ликвидности учитываются как балансовые так и внебалансовые требования и обязательства банка.

Общие принципы и методика осуществления расчета нормативов ликвидности построены на применении принципа консервативности (отнесение при расчете показателей, характеризующих выполнение нормативов безопасного функционирования, активов к требованиям с наибольшими сроками погашения, пассивов - к обязательствам с наименьшими сроками возврата), экономической сущности операций, условиях договоров при оценке сроков погашения активов и возврата пассивов.

Как и при расчете достаточности нормативного капитала, оценка рисков при расчете нормативов ликвидности осуществляется исходя из рейтинга контрагента по банковской операции, установленного международной рейтинговой организацией.

Национальный банк устанавливает для банков нормативы ликвидности, в том числе нормативы:

– мгновенной ликвидности,

– текущей ликвидности;

– краткосрочной ликвидности;

– соотношения ликвидных и суммарных активов.

Мгновенная ликвидность характеризует соотношение суммы активов до востребования и пассивов до востребования и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности установлено в размере 0,2.

Текущая ликвидность характеризует соотношение суммы активов с оставшимся сроком погашения до 30 дней, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 30 дней, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы). Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности установлено в размере 0,7.

В расчет мгновенной, текущей ликвидности активы и пассивы включаются без учета степени ликвидности и риска одновременного снятия.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 1 года (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 1 года (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении имеющихся активов для оплаты обязательств в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств (фактическая ликвидность) и суммы активов, которую необходимо иметь банку, небанковской кредитно-финансовой организации для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании (требуемая ликвидность).

Требуемая ликвидность определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск одновременного снятия средств по ним, обязательств, сроки погашения по которым уже наступили, а также по сумме отрицательных несоответствий между активами и пассивами по срокам до 1 года.

Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.

В целях поддержания банками достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Минимально допустимое значение данного показателя должно быть не менее 0,2.

В целях поддержания ликвидности банк должен постоянно контролировать состояние ликвидности, разработать модели управления ликвидностью, проводить стресс-тесты состояния ликвидности в разрезе валют, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) ситуаций в деятельности банка, разработать механизмы минимизации их негативных последствий, планы финансирования для поддержания ликвидности в кризисных ситуациях.

Ограничения крупных кредитных рисков, включая ограничения риска на одного должника, группу взаимосвязанных должников, на одного инсайдера и связанных с ним лиц, а также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков устанавливаются в целях недопущения концентрации кредитного риска в рамках одного должника (группы взаимосвязанных должников). Кроме того данные ограничения направлены на уменьшение вероятных убытков банка по причине неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником своих обязательств перед банком (например, обязательств по кредитному договору) либо убытков, которые могут возникнуть в результате исполнения банком своих обязательств за контрагента (например, исполнение гарантии, поручительства).

Действующим законодательством установлены следующие нормативы ограничения кредитных рисков:

– максимальный размер кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников) – не более 20 процентов от нормативного капитала в первые два года после государственной регистрации банка, не более 25 процентов в последующие годы деятельности банка;

– суммарная величины крупных кредитных рисков – не более шестикратного размера нормативного капитала банка. При расчете величины крупных рисков фактом возникновения крупного риска является осуществление банком операции или операций, в результате которых совокупная сумма требований к должнику (группе взаимосвязанных должников) превысит 10 процентов от нормативного капитала банка;

– максимальный размер кредитного риска на одного инсайдера-физическое лицо и взаимосвязанных с ним физических лиц – не более 2 процентов нормативного капитала банка;

– максимальный размер кредитного риска на одного инсайдера-физическое лицо и взаимосвязанных с ним юридических лиц, максимальный размер кредитного риска на одного инсайдера-юридическое лицо и взаимосвязанных с ним лиц – не более 10 процентов от нормативного капитала в первые два года после государственной регистрации банка, не более 15 процентов в последующие годы деятельности банка;

– суммарная величина кредитных рисков на инсайдеров-юридических лиц и взаимосвязанных с ними лиц и инсайдеров-физических лиц и взаимосвязанных с ними юридических лиц – не более 50 процентов от нормативного капитала банка;

– суммарная величина кредитных рисков на инсайдеров-физических лиц и взаимосвязанных с ними физических лиц – не более 5 процентов от нормативного капитала банка;

– максимальный размер кредитного риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу «A» – не более 100 процентов от нормативного капитала банка.

Под инсайдерами банка понимаются юридические и физические лица, имеющие в собственности установленную законодательством долю в уставном фонде банка (в Республике Беларусь – 5 процентов), являющиеся членами органов управления банка, занимающие определенные должности в банке, а также иные лица, которые в силу наличия определенных полномочий либо связанности с вышеперечисленными лицами могут повлиять на решение о выдаче кредита.

Законодательные и нормативные правовые акты дают исчерпывающий перечень инсайдеров и связанных с ним лиц. Риски рассчитываются в отношении инсайдера банка и связанных с ним лиц в совокупности. При этом критерии связанности между инсайдерами аналогичны критериям определения взаимосвязанных должников банка.

В целях надзора за инвестиционной деятельностью банков Национальным банком установлены:

– норматив участия в уставном фонде одной коммерческой организации устанавливается – в размере не более 5 процентов от нормативного капитала банка;

– норматив предельного размера участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности – в размере не более 25 процентов от нормативного капитала банка.

Кроме того, осуществление инвестиций банком в уставные фонды других банков, а также увеличения размера и (или) доли его участия за счет выбытия других участников, перераспределения внутренних источников или иных причин, не связанных с инвестированием средств банка, допускается только после получения согласия Национального банка. Участие банка в уставном фонде других коммерческих организаций, не являющихся банками, требует получения разрешения Национального банка только в случае, если доля участия в уставном фонде такой коммерческой организации превысит 10 процентов либо сохранится на данном уровне.

Норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском (соотношение не должно быть более 1) устанавливается для банков в целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов, поддержания банками достаточного объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами.

Создание специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательсвтам), является одним из основных пруденциальных требований к банку, способствующим сокращению негативного влияния рисков, возникающих при проведении им активных операций, подверженных кредитному риску, и позволяет адекватно оценивать реальные финансовые результаты деятельности банка, а также управлять кредитным риском по мере его возникновения.

Система формирования специальных резервов на покрытие возможных убытков банков в Республике Беларусь включает следующие виды резервов:

– специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску;

– специальный резерв под обесценивание ценных бумаг;

– специальный резерв на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

Пруденциальные требования к осуществлению банками достоверной классификации активов и условных обязательств, и своевременное и полное формирование специальных резервов на покрытие возможных убытков по ним направлены на обеспечение безопасной и надежной деятельности банков, бесперебойное выполнение ими своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, своевременное выявление и компенсацию кредитных рисков банков, связанных с неисполнением, несвоевременным либо неполным исполнением должником (контрагентом) финансовых и иных имущественных обязательств перед банком.

Классификация активов, условных обязательств и создание специального резерва на покрытие возможных убытков осуществляются исходя из способности клиента банка своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, что определяется его финансовым состоянием, в том числе наличием неисполненных обязательств перед банком и другими кредиторами, а также надежностью и полнотой обеспечения исполнения обязательств. При этом обеспечение рассматривается как фактор, учитываемый при классификации актива (условного обязательства) и потенциально повышающий его качество.

Помимо нормативов безопасного функционирования, устанавливаемых для банков, в соответствии с действующим законодательством Национальный банк в рамках надзора за деятельностью банков на консолидированной основе вправе устанавливать следующие нормативы безопасного функционирования для банковских групп, банковских холдингов, головной организацией которых является банк: ликвидности, достаточности нормативного капитала, ограничения кредитных рисков, ограничения валютного риска.

С учетом международного опыта и рекомендаций Основных принципов эффективного банковского надзора Национальным банком в настоящее время установлены следующие основные нормативы безопасного функционирования для банковских групп, банковских холдингов, головной организацией которых является банк:

– норматив достаточности нормативного капитала;

– нормативы ограничения кредитных рисков (крупных кредитных рисков и кредитных рисков по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам).

Количественное значение нормативов безопасного функционирования на консолидированной основе полностью идентично нормативам безопасного функционирования, применяемым для банков на индивидуальной основе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите цели осуществления пруденциального регулирования и надзора.

2. На каких принципах строится пруденциальное регулирование и надзор?

3. Каковы полномочия органа банковского надзора?

4. Что включает в себя пруденциальное регулирование и надзор.

5. По каким направлениям осуществляются дистанционный надзор и инспектирование деятельности банков?

6. В каких целях осуществляется надзор за деятельностью банков на консолидированной основе?

7. Для чего устанавливаются нормативы безопасного функционирования?

8. Какие риски должны покрываться нормативным капиталом банка?

9. Расскажите про особенности методики расчета нормативов ликвидности банка.

10. Какие ограничения кредитных рисков установлены в Республике Беларусь?

 


Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...