Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Географическое направление внешней торговлиВ распределении американских внешнеторговых потоков по регионам и отдельным странам решающую роль играет изменившийся характер и товарный состав этой торговли. Приоритетное развитие получают торговые связи США с партнерами, наиболее динамично развивающимися и наиболее успешно осваивающими современные технологические достижения, а также имеющими хорошо развитую обрабатывающую промышленность и в целом достаточно диверсифицированную экономику. Соответственно падает значение стран, развитие которых замедлилось, а тем более тех, кому фактически нечего предложить на мировых рынках, кроме сырья и самых примитивных потребительских товаров. В отдельных случаях на географической структуре внешнеторговых связей заметно сказывается влияние торгово-политических или даже чисто политических факторов. Например, образование в 1994 г. НАФТА дало ощутимый толчок развитию торговли США с Канадой и особенно Мексикой. Недавно завершившаяся «холодная война» в течение многих лет тормозила развитие экономических связей США с так называемыми социалистическими странами, одновременно стимулируя расширение этих связей со «стратегическими партнерами» Америки, особенно со странами Западной Европы и Японией. В настоящее время по политическим соображениям США всячески ограничивают торговые контакты с Кубой и рядом арабских государств. Обозначим общие контуры региональной структуры внешнеторговых связей США и общие тенденции ее изменений. Так, доля промышленио развитых стран в американском экспорте в 1950 г. составляла 57%, затем она повысилась, но к 2000 г. вновь понизилась практически до этого же уровня (табл. 33.4). Следует подчеркнуть, что уменьшение доли промышленно развитых стран в 1990-х гг. произошло не из-за сокращения торговли (экспорт США в эти страны возрос в 1,7 раза), а в связи с более динамичным развитием торговых связей с рядом стран, формально относимых к развивающимся, но на самом деле ставших уже индустриальными (Южная Корея, Сингапур и др.). Довольно сходная картина наблюдается в распределении импорта США, в котором доля промышленно развитых стран также заметно снизилась в 1990-х гг. при абсолютном росте ввоза товаров из этих стран в 2,1 раза. Как и в экспорте, и в этом случае особенно значительно уменьшилась доля Японии, экономика которой уже давно находится в состоянии стагнации. Экспорт США в Японию возрос с 1990 по 2000 г. в 1,3 раза, а импорт из Японии — в 1,6 раза. Среди развивающихся стран к концу века значительно упала доля в американской внешней торговле стран Латинской Америки, за исключением Мексики, коммерческим отношениям США с которой (причем как раз в форме «вертикальной» торговли) в значительной мере способствовало создание НАФТА. К концу Глава 33, Внешняя торговля США________________________________________________ 529 XX в. Мексика заняла в списке крупнейших покупателей американских товаров второе место (после Канады), а в списке крупнейших поставщиков товаров на американский рынок — третье место (после Канады и Японии). В целом же доля партнеров США по НАФТА (Канады и Мексики) составляла в 2000 г. в американском экспорте около 35 %, а в импорте — 30 %. Таблица 33.4 Географическое направление внешней торговли США в текущих ценах (в % к импорту)' Очень динамично в последние годы развиваются и торговые отношения США со странами Юго-Восточной Азии, которые относят к категории «новых индустриальных стран». Их доля в экспорте США поднялась к 2000 г. до 30%, а в импорте достигла почти 40 %. Среди них наиболее активно развивается торговля США с Китаем, доля которого и в импорте, и в экспорте США за последние 10 лет почти удвоилась. Причем по объему поставок товаров на американский рынок к концу 1990-х гг. Китай вышел на четвертое место среди крупнейших партнеров США (после Канады, Японии и Мексики). В экспорте США его доля пока что, правда, невелика. Система государственного регулирования внешней торговли США Регулирование импорта Применение мер тарифного регулирования ввоза товаров в США базируется на Таможенном тарифе, технические характеристики которого (структура, классификация и т.п.) соответствуют Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой на международном уровне в форме специальной конвенции и вступившей в силу в 1988 г. Эта система используется также для учета экспортных операций, хотя экспорт из США таможенному обложению не 1 Источник: Economic Report of the President. — Washington, 2002. 2 Страны Восточной Европы в 1970-1990 гг. включают СССР, а в 2000 г. — Россию 530_________________________________________________________ США в мировой экономике подлежит. Помимо таможенных ставок в Таможенном тарифе содержится множество пояснений и ссылок на различные законодательные акты и нормы регулирования США. Тариф предусматривает три режима обложения товаров. Первый применяется к странам, которые пользуются в США недискриминационным режимом, называемым также режимом наибольшего благоприятствования (далее — РНБ). Предусматриваемые им тарифные ставки установлены в соответствии с международными соглашениями, заключенными, как правило, в рамках ГАТТ/ВТО {GATT-94 — General Agreement on Tariffs and Trade — Генеральное соглашение по тарифам и торговле, с 1994 г. — Всемирная торговая организация — World Trade Organization). Второй режим предусматривает льготные ставки (от пониженных до нулевых), применяемые к отдельным категориям стран или товаров. Ими пользуются развивающиеся страны (в рамках Генерализированной системы преференций, распространенной, в частности, и на Россию), хотя далеко не по всем поставляемым в США товарам, а также страны, с которыми США заключили соглашения о свободной торговле (Канада, Мексика, Израиль, Иордания) или какие-либо другие соглашения об особом торговом режиме (Карибские страны, страны Андской группы, некоторые африканские страны). Кроме того, частично или полностью освобождены от таможенного обложения при импорте в США реимпортируемые американские товары, ранее вывезенные за границу и возвращаемые как без изменений, так и после некоторой обработки, включая сборку, а также товары, ввозимые туристами. В эту же категорию входит импорт гражданских самолетов, регулируемый соответствующим соглашением, заключенным в рамках ВТО. Третий режим касается импорта из стран, не пользующихся в США РНБ. Ставки таможенного обложения в этом режимев соответствии с этим режимом установлены еще законом о тарифах 1930 г. — до того, как США ввели в практику заключение международных соглашений, предусматривающих понижение тарифов на основе взаимности. Эти «базовые» ставки превышают ныне действующие обычно в несколько (иногда в десять и даже более) раз. Распространение РНБ на какие-либо страны не требует заключения с ними специальных соглашений, но в законодательстве США указаны определенные нормы и критерии, на основании которых отдельные страны могут быть в одностороннем порядке лишены РНБ. В годы «холодной войны» (с 1951 г.) РНБ не применялся в США к большинству так называемых «коммунистических» стран, причем к России этот режим до сих пор применяется лишь на временной основе. Ставки пошлин в Таможенном тарифе США сильно дифференцированы по отдельным товарам и, как правило, возрастают по мере повышения степени обработки товаров. Сырьевые товары ввозятся в основном беспошлинно, наиболее же высокие ставки применяются к готовым изделиям, особенно потребительским товарам. В результате целого ряда международных переговоров, проводимых в послевоенные годы преимущественно в рамках ГАТТ/ВТО, средневзвешенный уровень таможенного обложения в расчете на облагаемый импорт снизился в США с 30 % в 1930 г. до менее чем 4% на данный момент. Но многие товары, ввоз которых создает или может создать трудности для тех или иных национальных отраслей, облагаются по значительно более высоким ставкам. Глава 33. Внешняя торговля США_________________________________________________ 53J По мере снижения тарифов роль ограничителей и регуляторов иностранной конкуренции на американском рынке все больше играют нетарифные барьеры (далее — НТБ). Самая жесткая их разновидность — запреты (эмбарго) на ввоз товаров, которые могут вводиться по соображениям, связанным с национальной безопасностью и внешнеполитическими интересами страны. В настоящее время эмбарго действуют (с некоторыми исключениями) на торговлю с Кубой, Ираном, Ливией. Ссылаясь на интересы национальной безопасности, президент США может ограничивать импорт отдельных товаров и по чисто экономическим мотивам — например, именно так неоднократно ограничивался ввоз в США нефти и нефтепродуктов. Более широко и регулярно применяются квоты, которые являются средством защиты национальных отраслей и предприятий, не выдерживающих конкуренции с импортными товарам. Использование таких мер (как квот, так и повышенных тарифов) предусмотрено и статьей XIX ГАТТ-94 (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, заключенное в новом варианте в 1994 г.). С 1947 г., когда было принято ГАТТ, США прибегали к подобным ограничениям 31 раз, в том числе они касались ввоза текстиля и одежды, черных металлов, мотоциклов и других товаров. До недавнего времени США нередко использовали в качестве НТБ и механизм так называемых «добровольных» ограничений, осуществляемых самими странами-экспортерами по договоренности (далеко не всегда официальной) с американскими властями и вводимых, как правило, под угрозой применения принудительных ограничений импорта. В ходе Уругвайского раунда торговых переговоров в рамках ГАТТ использование этого механизма защиты рынка в отношении членов ВТО было запрещено, но до этого США успели его применить примерно 20 раз, ограничив в разные отрезки времени с его помощью ввоз в США легковых автомобилей, цветных телевизоров, полупроводников, стального проката, обуви, посуды и ряда других товаров. В настоящее время основным средством ограничения ввоза тех или иных товаров (в первую очередь черных металлов) в США служат антидемпинговые и компенсационные пошлины. На долю США сейчас приходится почти треть антидемпинговых и почти две трети компенсационных мер, действующих во всех странах-членах ВТО. Эти меры, реализуемые в виде повышенных тарифов (в отношениях со странами, не входящими в ВТО, они могут принимать и другие формы — количественных ограничений, контроля над ценами и т. п.), в международной практике, тем не менее, принято относить к категории НТБ. Особая система защиты национального рынка от иностранной конкуренции действует также в области сельскохозяйственной торговли (аграрный протекционизм). С 1933 г. применяются особые дискриминационные по отношению к иностранным поставщикам правила осуществления государственных закупок, несколько смягченные, правда, в ходе переговоров в рамках ГАТТ. Сравнительно новый элемент системы НТБ, роль которого возросла в связи с созданием регионального торгового блока НАФТА, — это правила происхождения товаров, вводимые для того, чтобы льготным режимом, действующим в рамках НАФТА, не могли воспользоваться экспортеры из «посторонних» стран. Скрыто или косвенно 532 США в мировой экономике ограничительный характер могут иметь и другие НТБ — технические стандарты, санитарные и экологические нормы, таможенные формальности и т. п. О значении же американских НТБ, имеющих очевидно рестриктивный характер для внешней торговли США, можно судить хотя бы по такой цифре: под их действие подпадает почти 20 % американского импорта продукции обрабатывающей промышленности. Стоит назвать и еще один рычаг регулирования импорта, которым обладает президент США, хотя он еще ни разу не был использован. В случае возникновения серьезного неравновесия в платежном балансе страны и опасности резкого изменения курса доллара глава американского государства имеет право на временной основе как усиливать, так и ослаблять импортные ограничения (квоты и тарифы) в отношении как всего импорта, так и отдельных его частей. Регулирование экспорта Государственный контроль за экспортом, осуществляемый администрацией США, преследует три основные цели: • защита национальной безопасности; • содействие реализации внешнеполитических интересов; • ограничение вывоза товаров, оказавшихся в дефицитными на внутреннем рынке. (На практике контроль за экспортом по экономическим соображениям не применялся уже много лет — последний раз власти США прибегли к нему по частному поводу в 1973 г.) В настоящее время действуют три основные программы экспортного контроля, касающиеся вывоза ядерных материалов и технологий, предметов вооружения и военных услуг, а также гражданских товаров и технологий двойного назначения. Для их реализации используется лицензирование экспорта. Причем лицензии выдаются с учетом утвержденного списка контролируемых по соображениям национальной безопасности товаров, а также группировки стран по степени жесткости применяемых к ним мер контроля. По законодательству США контролируются также экспорт и реэкспорт американских товаров и технологий (или иностранных товаров и технологий, содержащих американские компоненты), осуществляемые из третьих стран. В США существует хорошо развитая система государственной поддержки и стимулирования экспорта, включающая в себя как финансирование экспорта, так и организационно-техническое и торгово-политическое содействие экспортной деятельности компаний. В ней сравнительно небольшое место занимают программы прямого субсидирования экспорта, получившие немалое развитие в ряде других западных стран, хотя такие меры все же применяются (налоговые льготы экспортерам промышленных товаров, дотации при экспорте некоторых сельскохозяйственных товаров). Но экспортеры, как и прочие компании, извлекают, конечно, немало выгод из помощи, которую оказывает государство «внутренней» экономике в виде, например, финансирования НИОКР или расходов на' образование и профессиональное обучение, В США действует целый ряд программ государственного кредитования экспорта, а также гарантирования и страхования частных экспортных кредитов. Глава 33, Внешняя торговля США________________________________________________ 533 В системе кредитования экспорта промышленных товаров центральное место занимает Экспортно-импортный банк США, одновременно гарантирующий кредиты от политических и коммерческих рисков. Товарно-кредитная корпорация, находящаяся в ведении Министерства сельского хозяйства, кредитует и даже иногда субсидирует экспорт сельскохозяйственных товаров. Для финансирования американского экспорта частично используются также средства экономической и военной помощи, предоставляемой США иностранными государствами. Внешнеторговая политика Внешнеторговая политика США основана на понимании того, что в стратегическом плане государство заинтересовано в расширении международного торгового обмена, который создает благоприятные условия для формирования наиболее эффективной структуры экономики и реализации ее преимуществ в мирохозяйственном взаимодействии. Поэтому именно США возглавили в послевоенные годы движение за преобразование мировой торговой системы, включающее как ее либерализацию, так и определенное упорядочение, подчинение общим принципам и правилам (правда, обычно соответствующим «западной» модели экономического развития). Выдвигая на первый план лозунг «свободной торговли», США, однако, проявляют значительный прагматизм в текущей политике, не останавливаясь при необходимости перед применением чисто протекционистских мер. Конкретное «наполнение» политики США может меняться в зависимости от тех проблем и задач, которые наиболее актуальны в данный конкретный момент для страны и ее руководства, но неизменным остается одно — сохранение приоритета национальных интересов перед любыми другими соображениями, в том числе и идеологического свойства. Для реализации своих целей в области международной торговли США активно используют механизм переговоров, проводимых как на многосторонней (в рамках ГАТТ/ВТО, иногда ОЭСР), так и двусторонней и региональной основе. США нередко прибегают и к односторонним мерам, что порою приводит к возникновению конфликтов в отношениях с отдельными государствами и локальным торговым «войнам», тем более что для США характерна весьма вольная трактовка международных торговых норм (например, о злоупотреблении Соединенными Штатами мерами антидемпингового регулирования был даже официально поставлен вопрос в ВТО). Иногда США применяют методы и средства торговой политики, вообще не предусмотренные международными нормами. В последние два десятилетия XX в. во внешнеторговой политике США наблюдалось определенное смещение акцентов с мероприятий по регулированию импорта (которые, тем не менее, власти США продолжают активно заниматься) в сторону мер, обеспечивающих беспрепятственный доступ американских товаров на рынки других стран. При этом речь идет не только об устранении торговых барьеров на пути экспорта США, но и о воздействии на хозяйственную деятельность и экономическую политику других стран, если они затрудняют американскую торговую экспансию и задевают интересы американских компаний, работающих на внешних рынках. 534________________________________________________________ США в мировой экономике Выводы 1. Внешняя торговля играет важную роль в экономическом развитии США, способствует созданию наиболее рациональной и эффективной хозяйственной системы и укреплению экономических и политических позиций США в мире. Значение внешней торговли постепенно возрастает. В 90-х гг. XX в. внешняя торговля была одним из главных «локомотивов» роста американской экономики. 2. В структуре как экспорта, так и импорта США все большее место занимает промышленная продукция высокой степени обработки, особенно высокотехнологичные товары, спрос на которые во всем мире сравнительно устойчиво расширяется и имеет наилучшие перспективы дальнейшего роста. Соответственно приоритетное развитие получают торговые связи США со странами, вставшими на путь современного развития, достигшими заметных успехов в организации массового производства конкурентоспособных промышленных товаров и применении новейших технологий. 3. Арсенал средств государственного регулирования импорта в США очень разнообразен, причем основное место в нем занимают сейчас нетарифные барьеры. Взяв курс на либерализацию торговли, США, однако, строят свою торговую политику очень прагматично, не стесняясь прибегать к протекционистским средствам, когда это представляется им выгодным. 4. В области экспортной политики акцент сделан на оказание всемерной помощи американским компаниям в их деятельности на внешних рынках, устранение торговых барьеров, создаваемых на пути американского экспорта другими государствами, которые стремятся защитить своих производителей. 5. Приоритет национальных интересов — это, в конечном счете, то главное, что определяет выбор американским руководством средств, методов и направлений торговой политики в тех или иных конкретных обстоятельствах. Контрольные вопросы 1. Назовите основные направления специализации США в мировой торговле и объясните, какие факторы влияют на формирование этой специализации. 2. Как соотносится рост внешней торговли и экономики США? 3. Для каких отраслей реального сектора экономики США внешняя торговля особенно важна? Как меняется доля США в мировой торговле? 4. Чем плох внешнеторговый дефицит и каковы причины хронической дефицитности американской внешней торговли? 5. Назовите основные структурные характеристики американской внешней торговли и отметьте их особенности. 6. Назовите основные элементы системы государственного регулирования внешней торговли в США. 7. Чем отличаются тарифные барьеры от нетарифных? Какой вид НТВ особенно широко применяется в настоящее время в США? 8. Как соотносится принцип свободной торговли с реальным содержанием американской торговой политики? В чем смысл американской политики в области поддержки экспорта? Почему именно этой поддержке оказывается сейчас первоочередное внимание? Глава 34 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |