Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 2. Проблемы загрязнения атмосферы и механизмы предотвращения этого процесса.

Соколова Н.А., Хлобжева И.Н.

 

 

Экология:

Часть 2.

Варианты заданий и методические указания к практическим занятиям и к выполнению самостоятельной работы.Тестовые задания, задачи и контрольные работы

 

 

Волгоград

2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Н.А. Соколова, И.Н. Хлобжева

 

 

Экология:

Часть 2.

Варианты заданий и методические указания к практическим занятиям и к выполнению самостоятельной работы.Тестовые задания, задачи и контрольные работы

Учебное пособие

 

 

Волгоград

2013 г.

 

УДК 574

Рецензенты:

Юдаев Игорь Викторович, доктор технических наук, декан электроэнергетического факультета, зав. кафедрой "Электротехнологии и электрооборудование в с.х." ФГБОУ ВПО ВолгГАУ

Ерошенко Василий Иванович, кандидат пед. наук, зав. кафедрой "Экологии и природопользования"ФГБОУ ВПО МГГУ им. Шолохова

 

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Соколова, Н.А.Экология: Часть 2. Варианты заданий и методические указания к практическим занятиям и к выполнению самостоятельной работы.Тестовые задания, задачи и контрольные работы

[Электронный ресурс]: учебное пособие/Соколова Н.А, Хлобжева И.Н.//Сборник «Учебные пособия». – Выпуск . – Электрон. текстовые дан.(1 файл:1,03MБ) – Волжский: ВПИ (филиал) ВолгГТУ, 2013 г. – Систем. требования: Windows 95 и выше; ПК с процессором486+;CD-ROM.

Пособие содержит тематику семинарско-практических занятий, вопросы к зачету и для самоконтроля, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания различного уровня сложности, примерный список рефератов, вопросы промежуточных контрольных работ, многовариантные задачи по экологии и природопользованию, библиографический список и краткие методические рекомендации. Предлагаемое учебное пособие является дополнением к учебному пособию «Лекционный курс по экологии», и предназначено для развития творческой инициативы, логического мышления, познавательной активности студентов. В методическое пособие включены работы, которые не только обеспечат экологическую подготовку будущих технических специалистов, но и расширят их знания, умения и навыки по дисциплине «Экология».

Учебное пособие может быть рекомендовано для студентов, обучающихся на технических направлениях бакалавриата дневной и вечерней форм обучения в техническом вузе. Пособие будет полезно для аспирантов, преподавателей средних технических заведений, а также всех, интересующихся экологией.

библиограф.17назв.

 

 

Ó Волгоградский государственный технический университет, 2013 Ó Волжский политехнический институт, 2013

Оглавление

РАЗДЕЛ 1 Примерный план семинарских занятий Семинар 1. Масштабы воздействия человека на окружающую природную среду, варианты решения экологических проблем.  
Семинар 2. Проблемы загрязнения атмосферы и механизмы предотвращения этого процесса.
Семинар 3. Проблемы загрязнения гидросферы и методы ее очистки.
Семинар 4. Проблемы загрязнения литосферы. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Семинар 5. Нормирования загрязнений в атмосфере, гидросфере и литосфере
Семинар 6. Энергетика и окружающая среда.
Семинар 7.Круговорот веществ в природе и мониторинг окружающей среды.
Семинар 8. Токсичность и классы опасности веществ.
Семинар 9. Экономические аспекты охраны окружающей среды.
РАЗДЕЛ 2 Примерные варианты к самостоятельной работе студентов 2.1. Семестровая работа. Часть 1. 2.2. Семестровая работа. Часть 2.
РАЗДЕЛ 3 Вопросы к зачету
РАЗДЕЛ 4 Текущий (промежуточный) контроль знаний студентов 4.1. Контрольная работа №1 4.2. Контрольная работа №2 4.3. Пример выполнения контрольной работы  
РАЗДЕЛ 5 Примерные темы рефератов
РАЗДЕЛ 6 5.1. Многовариантные задачи по экологии 5.2. Приложения для решения многовариантных задач  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

РАЗДЕЛ 1

Примерный план семинарских занятий

Семинар 1. Масштабы воздействия человека на окружающую природную среду, варианты решения экологических проблем.

1. Масштабы и периоды воздействия человека на природу.

2. Окружающая среда и здоровье человека.

3. Понятие загрязнения. Классификации загрязнений.

4. Рост населения, урбанизация и экологические проблемы, связанные с этим.

5. Экологические проблемы России и возможные пути их решения.

6. Региональные экологические проблемы и возможные пути их решения (на примере Волгоградской области и Нижневолжского региона).

7. Межрегиональные экологические проблемы

8. Международное сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды.

Рекомендуемая литература:

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. – М.: изд. Объед. «ЮНИТИ», 1999. – 455 с.

2. Горелов А.А. Экология. Учебник для вузов. – М: Академия, 2009. - 400 с.

3. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М: Высшая школа, 1980. – 424 с.

4. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 602 с.

5. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 с.

РАЗДЕЛ 2

Примерные варианты к самостоятельной работе студентов

Семестровое задание состоит из двух или трех частей (на усмотрение преподавателя), в третью часть входят задачи из раздела 6). Семестровое задание выполняется в отдельной тонкой тетрадке. Первая часть семестрового задания должна быть сделана и сдана на проверку к началу первой контрольной недели; вторая часть семестрового задания должна быть выполнена к началу второй контрольной недели третья часть – должна быть выполнена до начала зачетной недели. Вариант задания выдает преподаватель, этот вариант действует для всех частей семестрового задания.

 

Семестровая работа. Часть 1.

Вариант 1

1. Что изучают разделы экологии: аутэкология и синэкология?

2. В какой период исторического развития общества начинает бурно развиваться экология и с чем это связано?

3. Каков характер роста населения Земли за последние 2000 лет и чем он обусловлен?

4. Как зависит результат экологического фактора от его интенсивности

5. Роль общественных организаций в охране атмосферы.

Вариант 2

1. Можно ли рассматривать город как особую экосистему? Почему?

2. Какое экологическое значение имеет адаптация? Перечислите профессии и виды деятельности, где важно учитывать адаптивные возможности человека. (Расшифровать).

3. Природоохраняемые территории как способ экологической оптимизации ландшафта.

4. В чем опасность загрязнения атмосферы? Ответ обоснуйте.

5. Под воздействием каких экологических факторов происходят мутации?

Вариант 3

1. Назовите два вида производств по характеру циклов и приведите примеры на конкретных предприятиях.

2. Какие факторы окружающей среды представляют наибольшую опасность для здоровья человека и его потомства?

3. Экологизация проблемы транспорта.

4. Почему каждый человек несет личную ответственность за состояние окружающей среды?

5. Изменение газового состава атмосферы и проблема уничтожения лесов, экологические причины последствия данной проблемы.

Вариант 4

1. Какова связь экологии и охраны природы?

2. Что такое сигнальное действие экологического фактора? Приведите примеры.

3. В чем выражается взаимодействие экологических факторов? Почему его важно учитывать при расчете ПДК?

4. Что такое лимитирующий фактор?

5. Объясните разницу между местообитанием популяции и ее нишей. Приведите примеры на каждое из этих понятий.

Вариант 5

1. Назовите четыре среды жизни. Почему не принято выделять отдельно воздушную среду жизни?

2. Чем характеризуется влияние абиотических факторов на организм.

3. Принципы экологической классификации животных и растений.

4. Понятие «здоровье». Показатели, используемые для оценки здоровья.

5. Факторы, влияющие на продолжительность жизни и здоровье человека.

Вариант 6

1. Влажность как абиотический фактор. Основные экологические показатели влажности.

2. Гигиена труда и профессиональные заболевания.

3. Макро- и микроклиматические факторы. Их влияние на организмы.

4. Что лежит в основе процесса адаптации человека к меняющимся условиям?

5. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?

Вариант 7

1. Какие растения используются для озеленения Вашего населенного пункта? Как Вы думаете, какие растения лучше всего использовать для этой цели и почему?

2. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

3. Локальное загрязнение атмосферы – смог. Виды смога.

4. Биосоциальная природа человека.

5. Укажите причины образования кислотных дождей, опишите экологические последствия их воздействия на живые организмы.

Вариант 8

1. Какие причины выдвинули экологию на ведущее место в нашей жизни?

2. Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно бытующему мнению, между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему же один вид не вытесняет другой?

3. Структура современной экологии

4. Почему ПДК различных загрязнителей должны быть ниже тех концентраций, которые начинают вредить здоровью человека?

5. Какие отрасли промышленности, на ваш взгляд, наносят больший урон окружающей среде - добывающие или обрабатывающие? Почему?

Вариант 9

1. Законы социальной экологии. Правила социально-экономического развития и замещения. Принцип культурного управления развитием.

2. Что такое антропогенное нарушение естественного природного баланса и в чем оно выражается? Приведите примеры.

3. Почему продолжительность жизни многих растений в городе в 2-3 раза меньше, чем в естественной экосистеме?

4. Как осуществляется экологическая программа по заповедному делу в России и за рубежом? Приведите примеры.

5. Почему каждый человек несет личную ответственность за состояние окружающей среды?

Вариант 10

1. Приведите примеры зон экологического бедствия и геологических катастроф в результате неправильной экополитики.

2. Назовите компоненты природоохранной деятельности.

3. Какие основные разделы включает учебная дисциплина экология?

4. Коэволюция человека и природы.

5. Количественная характеристика экологического фактора. Закон лимитирующего фактора. Действие ионизирующего излучения на организм.

Вариант 11

1. Продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

2. Критерии оценки качества окружающей среды

3. Кислотные осадки. Химические реакции, приводящие к образованию кислот в атмосфере.

4. Привести примеры фотопериодических реакций растений и животных.

5. Кто такие стенобионты и эврибионты?

Вариант 12

1. Временно согласованный выброс, его расчет (с примерами).

2. Закон совокупного действия естественных факторов (закон Митчерлиха—Тинемана—Бауле).

3. Экологическая ниша.

4. Как следует понимать процесс урбанизации?

5. Назовите основные периоды природопользования и покажите в чем их отличие.

Вариант 13

1. Как вы представляете себе экологический кризис, возникающий между обществом и природой?

2. Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.

3. Какой показатель является замыкающим в оценке состояния среды урбанизированных биоценозов? (докажите)

4. Климат и причины его изменения в ХХ в.

5. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации углекислого газа в атмосфере.

Вариант 14

1. Есть предположение, что значительная часть пустынь образована деятельностью человека. Объясните, как это могло произойти.

2. Рассмотрите зависимость растительного и животного мира от долготы светового дня.

3. История охраны природы в нашей стране.

4. Преднамеренное и непреднамеренное воздействия: понятия, виды воздействий.

5. Опишите положительные и отрицательные последствия «парникового» эффекта.

Вариант 15

1. Экологизация городского (муниципального) хозяйства.

2. Охарактеризуйте направления развития экологии на современном этапе. Из каких разделов состоит экология? Что такое социальная экология, глобальная экология, экология человека, экология культуры?

3. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу? Ответ обоснуйте.

4. Законы социальной экологии: принцип культурного управления развитием; правило социально-экономического развития; правило социально-экономического замещения; закон ноосферы В.И. Вернадского.

5. Какова роль адаптации в жизни биоты?

Вариант 16

1. Рациональное использование и охрана хозяйственно-полезных растений (лекарственных, дубильных, плодовых, ягодных, декоративных и т.д.) Охрана генофонда культурных растений и их диких сородичей.

2. Экология и человек. Проблемы в сфере человек-природа в связи с научно-технической революцией (господствующие концепции).

3. Экологизация науки и знания. Связь экологии с другими сопредельными науками.

4. Среда жизни человека и пути ее улучшения.

5. Что такое теория экологического пессимизма, демографического взрыва, другие теории футурологов? Каково Ваше отношение к этим теориям? Что можно противопоставить этим теориям?

Вариант 17

1. Экология и человек. Проблемы в сфере человек-природа в связи с научно-технической революцией.

2. Назовите разницу в функциях таких охраняемых территорий, как заповедник, биосферный заповедник, заказник;

3. Опишите демографическую ситуацию в мире на настоящий момент. Грозит ли Земле перенаселение?

4. Что является предметом изучения экологии?

5. Глобальные экологические проблемы современности и трудности их решения.

Вариант 18

1. Классификация и формы загрязнения окружающей среды.

2. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии экологии (П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников, А. Гумбольдт, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, В.Н. Сукачев).

3. Источники особо опасных веществ: бенз(а)пирены, диоксины.

4. Предельно допустимая концентрация (ПДК), ее виды, (с примерами).

5. Временно допустимый выброс (ВДК), его расчет. (с примером)

Вариант 19

1. Что такое среда, из чего она слагается.

2. Экологическая пластичность организмов.

3. По каким критерием можно оценить состояние природной среды?

4. Приведите примеры взаимодействия экологических факторов.

5. Что входит в состав биосферной компоненты города?

Вариант 20

1. Каковы главнейшие экологические последствия "расползания городов".

2. Дайте определение экологии человека и покажите, с каким кругом наук она может быть связана.

3. Общая характеристика водной среды, как среды жизни.

4. Количественная характеристика экологического фактора. Закон лимитирующего фактора.

5. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

Вариант 21

1. Адаптивные особенности водных растений и животных.

2. Каково влияние автотранспорта на экологическое состояние атмосферы?

3. Международные организации по охране окружающей среды. Участие России в международном сотрудничестве.

4. Составьте схему строения атмосферы. Укажите, на какой высоте находится каждый из слоев атмосферы. Постройте график изменения температуры воздуха в зависимости от расстояния от поверхности Земли.

5. Приведите примеры природных и антропогенных экологических катастроф. В чем отличие экологической катастрофы от экологического кризиса?

Вариант 22

1. Основные источники и виды загрязнения атмосферного воздуха.

2. Экологизация демографической политики.

3. Какова роль экологического воспитания и подготовки профессиональных кадров в области экологии?

4. Может ли один вид занимать разные экологические ниши? От чего это зависит?

5. Законы природопользования: закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов; закон соответствия между развитием производительных сил и природно-ресурсным потенциалом общественного прогресса; закон максимальной (равновесной) урожайности; закон убывающего естественного плодородия.

Вариант 23

1. Что такое деградация окружающей среды и в каком случае она происходит?

2. Какую роль играют мероприятия по охране окружающей среды в жизни отдельного человека и общества?

3. Приведите примеры адаптаций различных организмов к температуре окружающей среды.

4. Общие черты современного экологического кризиса и осознание его обществом. Каковы пути преодоления кризиса?

5. Антропогенные ландшафты, их использование и охрана.

Вариант 24

1. Могут ли существовать организмы, которые занимают сходные экологические ниши в разных экосистемах? Приведите примеры и обоснуйте ответ.

2. Что такое «трансграничное загрязнение» и как с ним бороться?

3. Связь экологии с гуманитарными науками.

4. Особенности обитания в наземно-воздушной среде.

5. Какие задачи призвана решить экология и каковы её основные методы исследования.

Вариант 25

1. Основные этапы становления экологии.

2. Классификации источников загрязнения.

3. Какова экологическая обстановка в нашей области. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу в нашей области. (те случаи, которые не характерны для других областей, а являются особенностями нашей области).

4. Какие научные направления формируются в экологии в настоящее время?

5. Какая взаимосвязь существует между экологией и охраной природы, в чем их различия?

Вариант 26

1. Дайте определение понятия "Экологическая ниша" и приведите примеры ее "заполнения" в урбанизированных экосистемах.

2. Фотохимический смог: характеристика, источники и факторы образования; действие на организм человека.

3. Экологические кризисы в истории Земли.

4. Факторы, влияющие на смертность, рождаемость и в целом на динамику природной среды и с использованием природных ресурсов; численности людей.

5. Стратосферный озон. Биосферные функции стратосферного озона.

Вариант 27

1. Кислотные осадки. Загрязнение атмосферы и феномен кислотных осадков. Влияние кислотных осадков на экосистему.

2. Социально – экологические кризисы прошлого и особенности современного кризиса.

3. Демографические проблемы XX и XXI вв.

4. Перечислите известные вам абиотические факторы среды, значения которых периодично и закономерно изменяются во времени.

5. Что такое рудеральные растения, какую роль они играют в городе?

Вариант 28

1. Значение эдафического фактора в распределении растений и животных.

2. Дайте определение понятий "окружающая среда", "природная среда", "среда обитания". В чем их отличие?

3. Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека.

4. Когда в атмосфере Земли образовался озоновый слой? В чем заключается защитная функция озонового слоя? Чем грозят «озоновые дыры»?

5. Природные и антропогенные причины кислотных дождей. Обсудите экологические последствия кислотных дождей.

Вариант 29

1. Каковы основные методы экологических исследований?

2. Последствия загрязнения атмосферы, пути его снижения и предупреждения.

3. Правовая охрана атмосферного воздуха и обязанности граждан России.

4. Какие пути регулирования роста народонаселения наиболее эффективны?

5. Расскажите о целесообразности выращивания в спальне большого количества комнатных растений (с экологической точки зрения).

Вариант 30

1. Охарактеризуйте экологическую роль света.

2. Какова структура экологического кризиса?

3. В чем заключается положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду?

4. Чем определяется размах изменчивости признаков организма в среде обитания?

5. Каковы причины и последствия выпадения «кислотных» осадков?

Вариант 31

1. Приведите примеры адаптаций растений к избыточному и недостаточному освещению.

2. Приведите примеры природоохранных мероприятий, проводимых в нашем регионе.

3. Охарактеризуйте направления развития экологии на современном этапе. Из каких разделов состоит экология? Что такое социальная экология, глобальная экология, экология человека, экология культуры?

4. Что понимается под экологическим риском? Каковы причины возникновения экологических рисков?

5. Как вы представляете себе техногенные климатические изменения? Какое значение для общества могут иметь их последствия?

Вариант 32

1. Что такое толерантность и какое значение она имеет?

2. Методы регулирования численности населения.

3. Взаимодействие общества и природы в современном мире.

4. Как следует понимать "Генофонд" и каково состояние генофонда россиян?

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы и сpедства экологических исследований, включая использующиеся в экологии человека.

Вариант 33

1. Закон развития окружающей среды и его следствия.

2. Современные методы защиты атмосферы от промышленных выбросов.

3. Расчет суммарного действия загрязняющих атмосферу веществ однонаправленного действия.

4. Ксенобиотики, поступающие в организм человека в результате получения, обработки и хранения пищевых продуктов.

5. Социально-гигиенический мониторинг.

Вариант 34

1. Система контроля состояния окружающей среды.

2. Понятие фоновой концентрации. Расчет ПДВ в атмосфере.

3. ПДК вредных веществ в пищевых продуктах. Их расчет.

4. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

5. Вода имеет наибольшую плотность при +4 градусах. Какие экологические последствия это имеет?

Вариант 35

1. Температурный оптимум и пессимум в жизни живых организмов. Температурный фактор в распределении растений и животных по земному шару.

2. Назовите основные источники военных загрязнений (Вооруженные силы и оборонная промышленность). Какие загрязняющие вещества являются наиболее опасными для среды обитания?

3. Антропогенные воздействия деструктивного характера.

4. Что такое аэрозоль? Составьте схему использования аэрозолей в ходе антропогенной деятельности. Как ведут себя аэрозоли в атмосфере?

5. Перечислите пути попадания ксенобиотиков в организм человека. Приведите примеры.

Семестровая работа. Часть 2.

Вариант 1

1. Чтобы стереть с лица Земли варварский, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. К чему это привело?

2. Какую пользу могут получить растения от животных, которые их едят?

3. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений от вредителей без использования ядохимикатов?

4. Какие экологические опасности представляют собой крушения нефтеналивных судов?

5. В чем заключается сущность учения о биосфере? В каком труде она отражена?

Вариант 2

1. Какова суть закона (правила) 10% (по Линдерману)?

2. Каким образом средства защиты растений (гербициды, инсектициды и др.) могут приносить вред окружающей среде?

3. Почему биосферу называют открытой, саморегулирующейся системой?

4. Экологическое равновесие и природные особо охраняемые территории. Что такое антропогенное нарушение естественного природного баланса и в чем оно выражается? Приведите примеры.

5. Охрана лесов и их рациональное использование.

Вариант 3

1. Что такое эффект концентрации веществ в пищевых цепях?

2. Какое влияние оказали живые организмы на создание современной биосферы и ее биокосного вещества?

3. Какие первичные продуценты представлены в наземных и водных экосистемах?

4. Какого значение изоляции популяций одного вида друг от друга в эволюции?

5. Редкие и исчезающие виды растений, их охрана и восстановление.

Вариант 4

1. Почему популяция способна к длительному устойчивому существованию?

2. Шумовые загрязнения и борьба с ними.

3. Что такое экологическая сукцессия и климаксное сообщество?

4. Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза? Ответ обоснуйте.

5. Пути и следствия воздействия на человека на ландшафты.

Вариант 5

1. Какое значение имеет перенаселенность в популяциях?

2. Сходства и отличия биоценоза и агроценоза.

3. Среди первых, широко применявшихся пестицидов после второй мировой войны известен ДДТ. В середине 60-х годов появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде – месте весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

4. Охарактеризуйте экологические проблемы мелиорации.

5. Полная охрана ландшафтов и охрана отдельных природных объектов.

Вариант 6

1. Что такое популяционные волны? Причины их возникновения.

2. В последнее время происходит переход от монокультур к поликультурам, таким как горчично-горохово-подсолнечные и др. Такие поликультуры дают более высокие урожаи. Почему?

3. Что такое теория экологического пессимизма, демографического взрыва, другие теории футурологов? Каково Ваше отношение к этим теориям? Что можно противопоставить этим теориям?

4. Какова структура экосистемы (по В. Н. Сукачеву)?

5. В каких отраслях народного хозяйства необходимы знания о динамике численности популяций и их структуре? Ответ обоснуйте и подтвердите примерами.

Вариант 7

1.Ограниченность ресурсов пресной воды и необходимость поиска новых

источников воды для орошения. Опреснение соленых вод. Применение

соленых вод для орошения.

2. Какие основные принципы устройства биосферы нарушены человеком и

к каким последствиям это может привести?

3. Какова роль лесов в биосфере?

4. Назовите группы отходов производства по характеру их «усвоения» природной средой и приведите примеры таких отходов.

5. Как Вы считаете, в чем причина истощения почвы, снижения ее плодородия?

Вариант 8

1. Два подхода к экологизации промышленности: борьба с загрязнением при существующих технологиях и переход на замкнутые технологии. Выразите свое отношение к ним.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Какие причины позволяют говорить о том, что человечество стало новой геологической силой?

4. Существует пять основных категорий природных, или биологических, методов борьбы с вредителями. Перечислите их.

5. Является ли непрерывный приток вещества извне необходимым условием функционирования экосистемы? Дайте развернутый ответ.

Вариант 9

1. Укажите, возможна или нет разработка полностью безотходных технологий на практике, обосновав свой ответ.

2. Экологизация сельского хозяйства. Экологизация лесного хозяйства и промыслов.

3. Экологические проблемы использования городских и промышленных сточных вод на орошение.

4. Источники загрязнения почвы, профилактические меры по борьбе с загрязнением.

5. В чем причина стабильности экосистем?

Вариант 10

1. Может ли сообщество поддерживать свое существование за счет внутренних источников энергии? Ответ обоснуйте.

2. Приведите негативные и позитивные примеры применения удобрений, пестицидов в сельском хозяйстве, эксплуатации рыбных и лесных промыслов.

3. Приведите условия, определяющие наличие живого вещества биосферы.

4. Перечислите опасности, которые возникают в результате сброса в водоемы неочищенных канализационных стоков.

5. Можно ли сказать, что именно популяции, а не отдельные организмы, представляют собой основные элементы каждой экосистемы? Ответ обоснуйте.

Вариант 11

1. Эрозия почвы, ее виды и меры борьбы с ней.

2. Правовые вопросы охраны вод от загрязнения.

3. Нормирование почвенных загрязнений по микробиологическим и гельминтологическим показателям.

4. Что такое эффект кумуляции? Как протекает процесс накопления токсикантов в пищевых цепях?

5. Информационные загрязнения и борьба с ними.

Вариант 12

1. Мелиорация и окружающая среда: засоление и осолонцевание почв, заболачивание земель, подтопление в результате подъема уровня грунтовых вод.

2. Первичная и вторичная экологическая сукцессия.

3. Как называются организмы, являющиеся источником жизни на планете Земля, развивающиеся на основе использования солнечной энергии? Приведите примеры.

4. Основные свойства почвы как экологического фактора.

5. Пути переноса загрязняющих веществ в биосфере.

Вариант 13

1. Ускоренная эрозия, ее виды. Виды ускоренной эрозии, характерные для Волгоградской области.

2. Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов.

3. Что такое сукцессия и какие причины вызывают ее возникновение?

4. Экологические правонарушения.

5. Численность и плотность популяций.

Вариант 14

1. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области.

2. Роль микроорганизмов, высших растений и животных в почвообразовательных процессах.

3. Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды.

4. Плодовитость, смертность, миграции популяций.

5. Действие шума, ультра- и инфразвука, а также вибрации на организм человека и другие организмы.

Вариант 15

1. Виды ответственности за экологические правонарушения.

2. Возрастная структура популяции.

3. Укажите различия между агроценозом и биоценозом.

4. Основные методы борьбы с шумом, инфра- и ультразвуком и вибрацией.

5. Как живые существа воздействуют на среду своего обитания? (На примерах).

Вариант 16

1. Защита от электромагнитных полей и лазерного излучения.

2. Критерии экологичности технологических процессов.

3. Биотические связи организмов в биоценозах. Их характеристика.

4. Что такое популяция и имеют ли популяции какие-то практические значения в жизни людей?

5. Что такое природные ресурсы, и каково их значение в жизни общества?

Вариант 17

1. Популяция как саморегулирующаяся система.

2. Концепция безотходного производства.

3. Заболевания, связанные с употреблением загрязненной воды.

4. Расчет допустимого состава сточных вод по взвешенным веществам.

5. Энергетика экосистем. Цепи и циклы питания.

Вариант 18

1. Что такое природно-ресурсный потенциал?

2. Понятие популяция, типы популяций.

3. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и возмещение вреда, причиненного этими действиями.

4. Видовая и пространственная структура биоценоза.

5. Как следует понимать иерархию экосистем? Приведите примеры.

Вариант 19

1. Временно допустимый выброс (ВДК), его расчет (с примером).

2. Экологическая пирамида. Поток вещества и энергии в экосистеме.

3. Система правовой охраны природы. Гарантии прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

4. Биологическая продуктивность.

5. Что такое биоценоз и как он соотносится с экосистемой?

Вариант 20

1. Расчет допустимого состава сточных вод по растворенным веществам.

2. Биологические ресурсы: понятие, классификация, значимость для биосферы.

3. Солнечная радиация и продуктивность наземных экосистем.

4. Организмы-биофильтраторы и их экологическая роль.

5. Динамика и стабильность экосистем. Суточная и годовая динамика.

Вариант 21

1. Понятие кратности разбавления сточных вод. Расчет кратности разбавления сточных вод.

2. Что такое трофические связи между организмами и какое место в этих связях занимает человек?

3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Креп­кие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

4. В каких случаях при потреблении различной пищи человек может консументом I, II, III и даже IV порядка? Приведите примеры таких цепей питания.

5. Выберите из перечисленных терминов те, которые необ­ходимы для характеристики биосферы как глобальной экосистемы: биологическое разнообразие, автотрофы, гетеротрофы, популяция, биотический круговорот веществ, живое вещество, природная зона, миксотрофы, косми­ческая среда, внутрипланетарная среда, природное сооб­щество, продуктивность, биомасса, численность особей. Объясните свой выбор.

Вариант 22

1. Нормирование загрязнений в почвах.

2. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?

3. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией?

4. Лучшие сорта кофе выращиваются в Латинской Америке, хотя его родина - Аравия. Основные лантации американского растения какао расположены в Африке. Южноамериканский овощ картофель лучше всего произрастает в Европе. Почему обычно культурные растения наилучшим образом культивируются не на своей исторической родине, а в сходных климатических условиях, но в других частях света?

5. Расчет суммарного действия загрязняющих атмосферу веществ однонаправленного действия.

Вариант 23

1. В чем недостатки гомойотермии по сравнению с пойкилотермией? Приведите примеры.

2. Ксенобиотики, поступающие в организм человека в результате получения, обработки и хранения пищевых продуктов.

3. Социально-гигиенический мониторинг.

4. Понятие фоновой концентрации. Расчет ПДВ в атмосфере.

5. Вода имеет наибольшую плотность при +4 градусах. Какие экологические последствия это имеет?

Вариант 24

1. Закон развития окружающей среды и его следствия.

2. Современные методы защиты атмосферы от промышленных выбросов.

3. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.

4. Система контроля состояния окружающей среды.

5. ПДК вредных веществ в пищевых продуктах. Их расчет.

Вариант 25

1. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...