Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Претензии США к внешнеторговой политике ЕС

Аналогичный американский доклад не менее детален. При этом перечень претен­зий к странам—членам ЕС в значительной мере пересекается с претензиями ЕС к внешнеторговой политике США. В 2001 г. американский бизнес и правительство США были озабочены следующими торговыми барьерами в ЕС.

Меры ограничения импорта.Озабоченность США вызывает введенный ЕС в 1993 г. режим лицензирования импортеров бананов, что привело к падению им­порта бананов из США и уходу с европейского рынка половины американских экспортеров. США не согласны с ограничением экспорта в ЕС вин (под предло­гом ненадлежащего использования американскими экспортерами торговых ма­рок вин). Соединенные Штаты высказывают недовольство по поводу неисполне­ния Евросоюзом решений Уругвайского раунда относительно таможенных пошлин на зерновые сельхозпродукты, нежелания ЕС реализовать соглашение с США о льготном режиме налогообложения американского экспорта кукурузы и сорго


548________________________________________________________ США в мировой экономике

в Испанию и Португалию (которые после вступления в ЕС повысили ставки ввозных пошлин до уровня Евросоюза), практики регулирования (фиксирова­ния) цен на фармакологическую продукцию (усложненную различиями в регу­лировании этого рынка в разных странах ЕС).

Технические ограничения на пути американского экспорта в ЕС.Европейские нормы, относящиеся к стандартизации, тестированию, сертификации и обозна­чению продукции, серьезно осложняют бизнес американских экспортеров. Кон­фронтация на почве стандартов принимает жесткие формы: в 1998 г. ЕС прекра­тил сертификацию всех видов генетически измененных продуктов (в основном — сельскохозяйственных), что привело, например, к почти полному прекращению поставок американской кукурузы в страны—члены ЕС; более 10 лет действует за­прет на импорт говядины, произведенной с использованием гормонов роста; 5 лет американским экспортерам запрещено ввозить в ЕС мясо птицы, выращенной с использованием антибиотиков.

Рынок государственных заказов.Несмотря на то что и США, и ЕС присоедини­лись к подписанному в рамках ВТО Соглашению о государственных закупках (вступило в силу 1 января 1996 г.), полностью конкурентным можно считать лишь часть рынка государственных заказов в ЕС, не превышающую 100 млрд долл. США недовольны как практикой осуществления государственных заказов в стра­нах—членах ЕС (во многих из них действуют нормы, предписывающие государ­ственным органам отдавать предпочтение «национальному производителю» или изделиям с «европейским содержанием» более чем на 50 %), так и изъятием из Соглашения всего сектора европейских телекоммуникаций.

Экспортные субсидии.Государственная поддержка самолетостроительного консорциума «Эирбас» (AirBus), а также поддержка его поставщиков, прямая под­держка европейского судостроения — наиболее нетерпимые, по мнению США, случаи стимулирования экспортеров из государственной казны. Защита прав на интеллектуальную собственность.США недовольны высокой стоимостью патентной защиты прав на интеллектуальную собственность (кото­рая действительно выше, чем в США). Уступка ЕС, сделанная в 1997 г. (сто­имость патентной защиты тогда была снижена на 20%), с точки зрения США недостаточна.

Барьеры на пути экспорта американских услуг.Введенное в ЕС директивой «О вещании» в 1989 г. правило, согласно которому большая часть времени теле­визионного вещания должна отводиться программам европейского производства, не устраивает США. Кроме того, США выступают против существующего в ЕС запрета на допуск иностранных производителей в такие отрасли сферы услуг, как наземные услуги аэропортов и услуги по почтовой доставке.

Препятствия для инвестиций.Барьеры для американских инвестиций в Евро­пе — экзотика, обусловленная страновой спецификой отдельных членов ЕС. Так, австрийское законодательство ограничивает доступ американского капитала в бан­ковский сектор (в частности, фактически предписывая создавать в Австрии фи­лиалы американских головных компаний, запрещая тем самым осуществлять банковские операции представительствам банков США в Австрии). В Ирландии


Глава 34, Внешнеэкономические связи США со странами ЕС________________________ 549

американский капитал столкнулся с введенными в декабре 2000 г. ограничения­ми на размер магазинов розничной торговли (что США вправе рассматривать как устранение политическими средствами из конкурентной борьбы американских сетей супермаркетов, готовых выйти на ирландский рынок). Франция и Португа­лия ограничивают участие иностранцев в компаниях, созданных в процессе при­ватизации государственной собственности (в тех из них, в которых государство еще владеет так называемой «золотой акцией»).

Ограничения в сфере Интернета и электронной торговли.Единственное обсто­ятельство, которое беспокоит США, — осуществленное Евросоюзом намерение обложить налогом на добавленную стоимость реализацию через электронные сети таких товаров, как компьютерные игры, программное обеспечение, элект­ронные услуги, электронные книги, радио- и телепередачи, распространяемые в сети. С июля 2003 г. американские компании (и компании из иных стран, не вхо­дящих в ЕС) будут вынуждены уплачивать НДС с таких операций, хотя для евро­пейских компаний налоговый режим останется прежним. В данном случае ЕС выступил пионером в распространении общего режима налогообложения на элек­тронную торговлю, однако сделал это в одностороннем порядке.

Выводы

1. Внешнеэкономические отношения США и ЕС продолжают формироваться под сильным воздействием их общих военно-политических приоритетов, что объективно противоречит принципам свободной торговли и создает по­чву для внешнеэкономических конфликтов в XXI в.

2. За период 1980-2002 гг. произошло выравнивание потенциалов США и ЕС как внешнеэкономических партнеров. XXI в. Евросоюз начал не в роли до­гоняющего, а в роли равного трансатлантического партнера в таких сферах, как прямое инвестирование и внешняя торговля товарами и услугами.

3. Европейский экспорт сложной высокотехнологичной продукции и прямые капиталовложения европейских компаний в США послужили одним из ос­новных источников роста американской экономики в период 1990-2001 гг.

4. Отставание ЕС сохраняется в валютно-финансовой сфере и в сфере торговли наукоемкой продукцией, что является следствием институционального не­совершенства европейского интеграционного процесса, непоследовательно­сти единой научно-технологической и бюджетно-финансовой политики ЕС.

5. Внешнеэкономическая экспансия США переориентировалось на страны-члены НАФТА и АМЛАТ, что объективно вело к снижению веса стран—чле­нов ЕС в американской внешней торговле. На рубеже веков ЕС утратил ста-

• туе приоритетного и крупнейшего контрагента США во внешней торговле.

6. Несмотря на то что к началу XXI в. сторонам удалось создать сложную и ди­
версифицированную инфраструктуру двусторонних экономических инсти­
тутов, ряд существенных торгово-экономических конфликтов не находит в их
рамках своего принципиального разрешения. В XXI в. США и ЕС перенесли
богатую почву для новых торговых войн и лишь продекларированное наме­
рение создать новые политические институты для их предотвращения.


550_________________________________________________________ США в мировой экономике

Контрольные вопросы

1. Какие факторы повлияли на торгово-экономические отношения США и ЕС в конце XX в. наиболее существенным образом?

2. Какова роль ЕС как внешнеторгового партнера США в росте американской экономики в период 1990-2001 гг.?

3. Перечислите наиболее значимые, на ваш взгляд, барьеры во внешней тор­говле США и ЕС.

4. Считаете ли вы, что конфликты подобного рода возможны во взаимоотно­шениях России с США и ЕС?

5. Как вы считаете, что является причиной низкой эффективности научно-тех­нической политики ЕС?

6. Сравните конкурентный потенциал доллара США и евро на мировом финан­совом рынке. Считаете ли вы, что выход размеров дефицита бюджета Порту­галии за рамки согласованного 3 %-ного предела в 2002 г. несет потенциаль­ную угрозу для стабильности евро? Поясните, почему.

7. Проведите самостоятельный анализ причин роста курса европейской валю­ты относительно доллара США до 1 евро за 1,06 доллара США в период с четвертого квартала 2002 г. до начала второго квартала 2003 г.? Считаете ли вы, что эта тенденция обратима?

8. Дайте обоснование возможного сценария разрешения конкретного внешне­торгового конфликта США и ЕС (по выбору). Считаете ли вы, что решение двусторонних конфликтов США и ЕС эффективнее проводить в рамках международных специализированных организаций (например, ВТО)?

9. Дайте самостоятельный прогноз места и роли ЕС в торгово-экономических отношениях США в XXI в.


Глава 35

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ США

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...