Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как философская теория развития

В современном понимании философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира воплощена в диалектике. В своем развитии диалектика проходит сложный путь.

1. Диалектический подход к бытию и познанию в истории философии возникает первым: античная философия несла в себе наивную, стихийную диалектику, абсолютизируя космический характер изменений без объяснения их причин (вспомним Гераклитово «все течет, все изменяется» или Сократову диалектику спора).

2. В Новое время появление отдельных наук и изучение ими конкретных вещей и явлений приводит к тому, что на смену диалектике приходит метафизический подход, отдающий предпочтение описанию, эмпирическому изучению и классификации этих явлений в их статике и «отдельности». Но метафизика «за деревьями не видит леса» (Ф. Энгельс), она оказывается не в состоянии вывести общие закономерности бытия и дать им теоретическое объяснение.

3. Возникает историческая необходимость возвращения к диалектическому методу, но с «исправлениями» его недостатков. Этот этап диалектики носит теоретический характер и представлен Ф. Гегелем, который впервые создает и обосновывает систему диалектических принципов, законов и категорий.

4. Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер: она рассматривала закономерности развития лишь применительно к абсолютной идее, считая бытие природы косным, неразвивающимся и полностью игнорируя развитие общества. Этот недостаток исправляет марксистская материалистическая диалектика, распространяя принципы, законы и категории диалектики на природу и общество и придавая им всеобщий, универсальный характер

Таким образом, можно выделить три исторические формы диалектики:

· стихийную диалектику древних;

· идеалистическую диалектику Гегеля;

· современную материалистическую диалектику,

В современной материалистической диалектике находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Третья историческая форма диалектики является универсальной философской теорией развития и эффективным методом познания сложных развивающихся систем органической, неорганической и социальной природы. Материалистическая диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии природы, человеческого общества и мышления. Соответственно различают объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира; объективная диалектика первична. Субъективная диалектика – это процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании; она вторична.

Как философская теория материалистическая диалектика включает три базовых содержательных компонента: принципы, законы и категории.

Принципы, законы и категории диалектики

Принципы диалектики – это фундаментальные положения, на которых базируются все ее законы и категории. В качестве основных принципов выделяют: а) принцип материального единства мира; б) принцип всеобщей связи; в) принцип развития.

Принцип материального единства мира, состоит в том, что мир как системное целое состоит из бесконечного множества различных структурно организованных объектов, находящихся в развитии и генетической связи друг с другом.

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, согласно которой любое сущее подвержено закономерным и необратимым качественным изменениям ― развитию прогрессивной или регрессивной направленности.

Принцип всеобщей связи занимает ключевое место в материалистической диалектике,поскольку в соответствии с нимлюбое сущеенаходится в связи (непосредственной или опосредованной) с другими вещами и явлениями и определенной зависимости от них. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано.

Эти базисные идеи наполняются конкретным содержанием в системе законов диалектики ― основных и «неосновных». Законы диалектики ― это законы, отражающие наиболее существенные, необходимые и всеобщие связи и зависимости, определяющие развитие мира в целом и отдельных его сторон.

Основные законы развития

К основным законам диалектики относятся:

· закон единства и борьбы противоположностей;

· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

· закон отрицания отрицания

· Закон единства и борьбы противоположностей (раскрывает причину развития)

· Согласно данному закону, источником и движущей силой всякого развития выступают внутренние противоречия.

· В материалистической диалектике противоречие – это динамическая система (процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение; 2) собственно развитие; 3) разрешение.

· Первый этап – возникновение противоречия, которое описывается с помощью категорий тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

· Тождество – понятие, в содержании которого запечатлены совпадение, равенство разных предметов или их сторон, или тождественность предмета самому себе. Тождество всегда относительно, поскольку между предметами всегда существует различие, несходство.

· Различие – это отношение предметов, их сторон или отношение предмета к самому себе, характеризующееся их несовпадением, несходством, нарастанием их разности в процессе развития.

· Противоположности — это предельные различия между предметами, характеризующиеся их взаимной обусловленностью и взаимным исключением (+А и –А, северный и южный полюс у магнита и др.).

Второй этап – развитие противоречия предполагает механизм, включающий, во-первых, “единство противоположностей”, базирующееся на их взаимообусловленности, во-вторых, “борьбу противоположностей”, основанную на их взаимоисключении и состоящую в их постоянном противодействии.

Развитие противоречий характеризуется также такими его формами и состояниями, как «гармония», «дисгармония», «конфликт».

· Гармония – такое состояние развития противоречия, при котором обеспечивается порядок взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними, позволяющей системам развиваться. Гармония есть свидетельство того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или их культурным назначением.

· Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответствии с назначением.

· Конфликт – такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно – уничтожение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей или их обеих.

· Третий этап – это процесс разрешения противоречия. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде (например, переход из состояния дисгармонии в состояние гармонии при сохранении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным преобразованием системы.

·

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

(раскрывает механизм развития)

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачка. Содержание закона раскрывается с помощью категорий «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок» и посредством выяснения отношений между ними.

Качество – совокупность свойств предмета, составляющих его внутреннюю определенность, делающих предмет самим собой, отличающих его от других; Качество выражает сущность данного предмета или явления.

Количество – это внешняя характеристика предмета, отражающая степень развития данного качества: его размеры, форму и т.д.

Количество и качество неразрывны друг с другом: нет качества без количественной характеристики, и не существует количества, не относящегося к какому-либо качеству. Единство количества и качества проявляется в мере.

Мера – показатель единства количества и качества; в пределах границ меры любые количественные изменения нейтральны по отношению к качеству (качество остается неизменным). Количественные изменения, не ведущие к появлению нового качества, называются эволюцией.

Скачок – переход границ меры, при котором дальнейшее изменение количества приводит к появлению нового качества. Появление нового качества в результате скачка – всегда революция (не только в социальной форме движения).

Закон отрицания отрицания (объясняет направление и форму развития)

Согласно данному закону, любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новому качеству, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств старого, «возврат якобы к старому». В результате сменяющих друг друга диалектических отрицаний формой и направлением развития становится «развитие по спирали».

Основная категория закона – отрицание, обозначающее переход объекта в новое качество, обусловленный развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании в объекте, как правило, осуществляются следующие процессы: 1) уничтожение всего отжившего, устаревшего; 2) сохранение всего жизнеспособного, обеспечивающее преемственность; 3) возникновение нового, более прогрессивного (движение по спирали вверх) или регрессивного (движение по спирали вниз). Условием диалектического отрицания является возможность последующего отрицания – отрицания отрицания, которое и завершает цикл развития.

«Неосновные» законы диалектики

§ Так называемые «неосновные» законы диалектики отражают связи парных категорий; они дополняют и детализируют содержание основных законов. Категории диалектики – общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. К «парным» категориям диалектики относятся: единичное и общее, необходимость и случайность, содержание, и форма, причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление и др.

§ Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления всегда проявляется его сущность: «сущность является, явление существенно». Сущность – нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление – непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление – это проявление сущности.

§ Закон единичного и общего: всякие общие свойства, связи, законы реализуются лишь через характеристики единичного сущего. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, дискретность объектов, присущие им специфические особенности, составляющие их неповторимую определённость. Общее – категория, выражающая единство, сходство классов или групп объектов. Общее не существует вне единичного; единичное существует только как общее.

Закон необходимости и случайности: любая необходимость (например, закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими; вместе с тем и случайности могут играть конструктивную роль и заключать в себе необходимость. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами.

Закон причины и следствия: все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определенных причин (Принцип детерминизма).Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин или оснований, порождающих его: «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».

Закон возможности и действительности: развитие сущего есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность (с новыми возможностями).

Закон содержания и формы: содержание сущего (набор его элементов, свойств, связей и т.д.) определяет форму его развития, которая, в свою очередь, может влиять на содержание.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...