Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)· настаивал на развитие самостоятельности у детей в обучении; · считал, что полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения; · критиковал прагматизм школьного образования; · развивал идею Сократа о необходимости самопознания.
Марк Фабий Квинтилиан (42 г. – ок. 118 г. н.э.) · ратовал за общедоступное образование; · разработал систему обучения ораторов; · разработал методы развития памяти; · написал рекомендации по воспитанию; выступал против физических наказаний; · провозглашал «радостное обучение через игру».
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА (X-XVII ) В средние века господствующее положение в жизни общества занимала церковь, а религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. В этих условиях воспитание и образование носило конфессиональный характер (православное, мусульманское, иудейское и т.д.). Европейская школа и система воспитания полностью находились под влиянием католической церкви. Католическая церковь – духовный центр средневекового общества отвергала почти все элементы античной образовательной традиции, считая её «языческой», «дьявольской». Была предана забвению античная идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на человека как изначально «греховного» в воспитании на первый план была выдвинута идея «спасения человеческой души» через умерщвление плоти, аскетизм и духовное возвышение личности («Тело – враг души»). Античные традиции проявлялись более всего в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системах светского воспитания – ученичестве (в среде ремесленников и купцов) и рыцарском воспитании.
В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей». Семь рыцарских добродетелей
В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также превосходства над остальными сословиями. В воспитании будущий рыцарь должен был усвоить «основные начала любви, войны и религии». Постепенно рыцарское сословие приходит в упадок, а некоторые традиции рыцарского воспитания вошли в идейную основу гуманистической педагогики эпохи Возрождения. В эпоху Средневековья расширение системы образования связывают с развитием церковной культуры, т.к. в руках церкви находились практически все школы. В раннесредневековой Западной Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Учиться там могли только мальчики, чей возраст был различным. Срок обучения и возраст в церковных школах не устанавливался. Содержание обучения в элементарной школе включало: § чтение и заучивание молитв (Псалтырь, Абецедарий); § письмо; § церковное пение (псалмов). Содержание обучения в школе повышенного образования строилось по программе «семи свободных искусств»: § тривиум – грамматика (+ лит-ра), риторика, диалектика; § квадривиум – арифметика, география (+ геометрия), астрономия (+ физика), музыка. Распространенными методами обучения были зубрежка, слушание наставлений, комментариев к тексту, многократное переписывание текстов – «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу». Основной формой воспитательного воздействия была церковная проповедь. В полном пренебрежении было физическое воспитание. В школах царили жестокие наказания. В XII – XV вв. в крупных городах Европы (Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.) появляются городские школы. Они рождались как из системы ученичества, гильдейских и цеховых школ, так и путем видоизменения приходских школ. Программа городских школ носила прикладной характер. Кроме латыни, там изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Постепенно городские школы разделились на: · школы счета (программа элементарного образования); · латинские школы (программа повышенного образования). Преподавание во всех учебных заведениях велось на латинском языке. В XII – XIII вв. в Западной Европе крепнут элементы светской культуры. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Задачу примирения религии и науки берет на себя схоластика (chola – школа, школьное учение) – религиозная философия, особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования. Она оживляла застывшую религиозно-философскую мысль, развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, превратившись в «формальную бессодержательную философию», перестала играть прогрессивную роль, и, напротив, стала тормозом дальнейшего поступательного развития. Важным этапом в развитии образования стало открытие университетов (universitas – целостность, совокупность, общность) – союз людей интересующихся наукой – профессоров и студентов. Сегодня это учебно-научные учреждения, готовящие специалистов и ведущие исследования по различным направлениям научного знания. Первые университеты появились в XI – XII вв. в Италии, а затем во Франции и Англии (Болонский, Парижский, Оксфордский). Первые университеты включали 4 факультета (facultas – способность, возможность): подготовительный (артистический), богословский, юридический и медицинский факультеты. Студенты, обучающиеся на подготовительном факультете получали степень бакалавра, а при его успешном окончании – магистра. Затем студент мог перейти на специальный курс (факультет), по окончании которого ему присуждалась степень доктора наук. Важной чертой университетов являлся их межнациональный, демократический характер. Структура университета
Срок обучения:5-7 лет Содержание образования:программа «семи свободных искусств». Методы обучения:лекции (ординарные и повторительные), проблемные лекции (квестия), диспуты. Сеть университетов в Европе очень быстро росла: если в XII в. их насчитывалось около 10, то в XIII в. ≈ 19, а XIV в. – более 40, в XV в. – 80, в XVI в. – уже около 180. ☺Это интересно!!!
Появление университетов способствовало оживлению общественной жизни, торговли и др. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка). GОсновные черты средневекового образования: X-XII в.в. § переплетение языческой, античной и христианской традиций; § сословный характер; § развитие церковного обучения и воспитания; § появление первых университетов. XII- XIII в.в. § расширение светского образования; § открытие городских школ (цеховые + гильдейские) на средства магистратуры; § развитие университетов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |