Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы переговорного процесса

В процессе подготовки трехстороннего Североамериканского соглашения о сво­бодной торговле обсуждался широкий круг проблем: доступ на внутренние рын­ки, иностранные инвестиции, торговля товарами и услугами, права интеллекту-



США в мировой экономике


альной собственности, механизмы урегулирования споров и др. Государственные чиновники, ответственные за проведение переговоров, провели консультации с предпринимателями, лидерами профсоюзов, защитниками окружающей среды, экономистами. Отдельные заинтересованные группы настаивали на обсуждении в ходе переговоров дополнительных вопросов, таких, например, как защита окру­жающей среды, права рабочих и служащих. Конгресс США согласился рассмот­реть эти проблемы. Позднее были заключены параллельные НАФТА соглашения по этим вопросам.

При подготовке соглашения экономисты провели исследования, посвященные интеграции малых и средних фирм в региональную экономику. В результате был сделан вывод: малым и средним предприятиям придется преодолеть ряд трудно­стей, прежде чем они как экспортеры смогут воспользоваться преимуществами свободной торговли. В то время малые и средние предприятия продавали боль­шую часть продукции на внутренних рынках. Им предстояло переориентировать свою деятельность. Кроме того, конкуренция на внутреннем рынке с зарубежными фирмами должна была заставить национальные компании искать новые рынки сбыта. Тем не менее многие малые и средние фирмы поддержали идею свободной торговли и считали преодоление трудностей переходного периода промежуточной стадией на пути приобретения конкурентных преимуществ в мировом масштабе.

Соглашение о свободной торговле

Основные положения НАФТА

7 октября 1992 г. в г. Сан-Антонио (шт. Техас) президент США Дж. Буш-старший, президент Мексики К. Салинас и премьер-министр Канады Б. Малруни постави­ли свои подписи под Североамериканским соглашением о свободной торговле. 13 сентября 1993 г. были подписаны дополнительные соглашения, которые явля­ются неотъемлемой частью НАФТА: Североамериканское соглашение о сотруд­ничестве в области охраны окружающей среды, Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, Соглашение о взаимопонимании меж­ду странами НАФТА относительно главы 8 — Действия в чрезвычайной ситуа­ции. НАФТА является важнейшим договором для США, поскольку соответству­ет глобальным интересам страны. Трехстороннее соглашение не означает отказ США от мировой торговли и не является альтернативой ВТО. Напротив, оно яв­ляется составной частью внешнеэкономической стратегии США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских това­ров и услуг, свободный доступ американских инвестиций в другие страны, защи­та прав интеллектуальной собственности.

Основными целями НАФТА, заявленными в соглашении, являются:

• снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между стра­нами товаров и услуг;

• установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

• значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах—чле­нах соглашения;


Глава 36. Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА



• обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

• урегулирование экономических споров;

• создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудниче­ства.

Для практической реализации соглашения была создана институциональная структура НАФТА. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая призвана следить за выполнением соглашения и оказывать содействие разрешению споров, возника­ющих при его интерпретации. Комиссия контролирует деятельность 30 комите­тов и рабочих групп.

Кроме того, структура НАФТА включает комитет по торговле товарами, Ко­митет по торговле сельскохозяйственной продукцией, комитет по санитарному контролю, Комитет по стандартам, Комитет по малому бизнесу, комитет по фи­нансам. В рамках НАФТА действует рабочая группа по правилам определения страны происхождения товара, рабочая группа по субсидированию сельского хозяйства, двусторонняя рабочая группа «Мексика—США», двусторонняя ра­бочая группа «Канада—Мексика», рабочая группа по торговле и конкуренции и ряд других.

По мере увеличения объемов североамериканской торговли множится количе­ство споров и разногласий между странами. НАФТА не было бы всеобъемлющим соглашением, если бы не создало эффективный механизм их разрешения. Конт­роль за урегулированием споров осуществляют канадская, мексиканская и аме­риканская секции КСН. Ежегодно КСН принимает десятки решений по отмене антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Следует отметить, что в рамках НАФТА США, Канада и Мексика сохранили свое торговое законодательство, а значит, действуют пошлины на импорт това­ров, наносящих ущерб национальным производителям. Компенсационные по­шлины вводятся в случае, если производство импортного товара субсидирова­лось. Антидемпинговые пошлины могут применяться, когда товар ввозится по очень низким (демпинговым) ценам.

Доступ на рынок и снятие торговых барьеров до недавнего времени были тра­диционными аспектами торговых переговоров. Приоритетом НАФТА является полная отмена пошлин в торговле промышленными товарами между США, Ка­надой и Мексикой к 2003 г. Отказ от пошлин в торговле сельскохозяйственными товарами потребует больше времени и произойдет, как предполагается, к 2010 г.

НАФТА планирует постепенно устранить тарифы в североамериканской тор­говле — в четыре этапа. На первом этапе США сразу же после вступления согла­шения в силу отменили 84 % тарифов на мексиканский экспорт (кроме нефти) и на 79 % — канадского экспорта. Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограни­чений на американские товары и 41 % — на канадские.

На втором этапе, к 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы на ввоз почти 1200 видов товаров (включая автомобильную и текстильную продукцию). Мексика сняла ограничения на 2500 товаров, что составляло около 20 % экспорта США и Канады в эту страну.


572________________________________________________________ США в мировой экономике

На третьем этапе, который заканчивается в 2004 г., США и Канада должны снять тарифные ограничения на мексиканский нефтяной экспорт. Мексика взяла на себя обязательства отменить тарифы на 48 % американского и канадского экс­порта.

Наконец, в течение долгосрочного периода каждая из трех стран устранит ос­тавшиеся тарифные ограничения на особо «чувствительные» товары (зерно, по­рошковое молоко, фасоль и др.).

Важнейшим достижением НАФТА стало устранение дискриминации мекси­канских товаров, импортируемых в США и Канаду. В свою очередь, отмена им­портных лицензий в Мексике способствует повышению эффективности амери­канского и канадского экспорта.

Одной из наиболее сложных проблем, которые пришлось решать в ходе пере­говоров, стала либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией. США, Канаде и Мексике трудно было достигнуть соглашения из-за различий в уровнях производительности труда в сельском хозяйстве. Так, сельскохозяйственная от­расль в Мексике характеризовалась низким уровнем производительности и ра­стущей неспособностью удовлетворять внутренний спрос на основные продукты питания. Средний урожай зерна в Мексике в 1993 г. составлял 20 центнеров с гек­тара, а в США — 70 центнеров. Вместе с тем производство зерна в Мексике обес­печивало занятость 2,5 млн сельских семей.

В ходе переговоров США, Канада и Мексика договорились отнести большин­ство аграрных товаров к особо «чувствительным». Пошлины на них предполага­ется полностью отменить к 2010 г.

Определенные послабления пришлось сделать и для нефтяной промышленно­сти Мексики, которая является стратегической отраслью этой страны. В Мексике государство имеет исключительное право на инвестиции в нефтяную промыш­ленность. В ходе переговоров США стремились добиться разрешения на вложе­ние капиталов по крайней мере в отдельные секторы мексиканской нефтяной промышленности. Но президент Мексики К. Салинас сумел отстоять основную часть ограничений на инвестиции в нефтяную промышленность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...