Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные проблемы переговорного процессаВ процессе подготовки трехстороннего Североамериканского соглашения о свободной торговле обсуждался широкий круг проблем: доступ на внутренние рынки, иностранные инвестиции, торговля товарами и услугами, права интеллекту- США в мировой экономике альной собственности, механизмы урегулирования споров и др. Государственные чиновники, ответственные за проведение переговоров, провели консультации с предпринимателями, лидерами профсоюзов, защитниками окружающей среды, экономистами. Отдельные заинтересованные группы настаивали на обсуждении в ходе переговоров дополнительных вопросов, таких, например, как защита окружающей среды, права рабочих и служащих. Конгресс США согласился рассмотреть эти проблемы. Позднее были заключены параллельные НАФТА соглашения по этим вопросам. При подготовке соглашения экономисты провели исследования, посвященные интеграции малых и средних фирм в региональную экономику. В результате был сделан вывод: малым и средним предприятиям придется преодолеть ряд трудностей, прежде чем они как экспортеры смогут воспользоваться преимуществами свободной торговли. В то время малые и средние предприятия продавали большую часть продукции на внутренних рынках. Им предстояло переориентировать свою деятельность. Кроме того, конкуренция на внутреннем рынке с зарубежными фирмами должна была заставить национальные компании искать новые рынки сбыта. Тем не менее многие малые и средние фирмы поддержали идею свободной торговли и считали преодоление трудностей переходного периода промежуточной стадией на пути приобретения конкурентных преимуществ в мировом масштабе. Соглашение о свободной торговле Основные положения НАФТА 7 октября 1992 г. в г. Сан-Антонио (шт. Техас) президент США Дж. Буш-старший, президент Мексики К. Салинас и премьер-министр Канады Б. Малруни поставили свои подписи под Североамериканским соглашением о свободной торговле. 13 сентября 1993 г. были подписаны дополнительные соглашения, которые являются неотъемлемой частью НАФТА: Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, Соглашение о взаимопонимании между странами НАФТА относительно главы 8 — Действия в чрезвычайной ситуации. НАФТА является важнейшим договором для США, поскольку соответствует глобальным интересам страны. Трехстороннее соглашение не означает отказ США от мировой торговли и не является альтернативой ВТО. Напротив, оно является составной частью внешнеэкономической стратегии США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ американских инвестиций в другие страны, защита прав интеллектуальной собственности. Основными целями НАФТА, заявленными в соглашении, являются: • снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг; • установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли; • значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах—членах соглашения; Глава 36. Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА • обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран; • урегулирование экономических споров; • создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества. Для практической реализации соглашения была создана институциональная структура НАФТА. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая призвана следить за выполнением соглашения и оказывать содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Комиссия контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Кроме того, структура НАФТА включает комитет по торговле товарами, Комитет по торговле сельскохозяйственной продукцией, комитет по санитарному контролю, Комитет по стандартам, Комитет по малому бизнесу, комитет по финансам. В рамках НАФТА действует рабочая группа по правилам определения страны происхождения товара, рабочая группа по субсидированию сельского хозяйства, двусторонняя рабочая группа «Мексика—США», двусторонняя рабочая группа «Канада—Мексика», рабочая группа по торговле и конкуренции и ряд других. По мере увеличения объемов североамериканской торговли множится количество споров и разногласий между странами. НАФТА не было бы всеобъемлющим соглашением, если бы не создало эффективный механизм их разрешения. Контроль за урегулированием споров осуществляют канадская, мексиканская и американская секции КСН. Ежегодно КСН принимает десятки решений по отмене антидемпинговых и компенсационных пошлин. Следует отметить, что в рамках НАФТА США, Канада и Мексика сохранили свое торговое законодательство, а значит, действуют пошлины на импорт товаров, наносящих ущерб национальным производителям. Компенсационные пошлины вводятся в случае, если производство импортного товара субсидировалось. Антидемпинговые пошлины могут применяться, когда товар ввозится по очень низким (демпинговым) ценам. Доступ на рынок и снятие торговых барьеров до недавнего времени были традиционными аспектами торговых переговоров. Приоритетом НАФТА является полная отмена пошлин в торговле промышленными товарами между США, Канадой и Мексикой к 2003 г. Отказ от пошлин в торговле сельскохозяйственными товарами потребует больше времени и произойдет, как предполагается, к 2010 г. НАФТА планирует постепенно устранить тарифы в североамериканской торговле — в четыре этапа. На первом этапе США сразу же после вступления соглашения в силу отменили 84 % тарифов на мексиканский экспорт (кроме нефти) и на 79 % — канадского экспорта. Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % — на канадские. На втором этапе, к 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы на ввоз почти 1200 видов товаров (включая автомобильную и текстильную продукцию). Мексика сняла ограничения на 2500 товаров, что составляло около 20 % экспорта США и Канады в эту страну. 572________________________________________________________ США в мировой экономике На третьем этапе, который заканчивается в 2004 г., США и Канада должны снять тарифные ограничения на мексиканский нефтяной экспорт. Мексика взяла на себя обязательства отменить тарифы на 48 % американского и канадского экспорта. Наконец, в течение долгосрочного периода каждая из трех стран устранит оставшиеся тарифные ограничения на особо «чувствительные» товары (зерно, порошковое молоко, фасоль и др.). Важнейшим достижением НАФТА стало устранение дискриминации мексиканских товаров, импортируемых в США и Канаду. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует повышению эффективности американского и канадского экспорта. Одной из наиболее сложных проблем, которые пришлось решать в ходе переговоров, стала либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией. США, Канаде и Мексике трудно было достигнуть соглашения из-за различий в уровнях производительности труда в сельском хозяйстве. Так, сельскохозяйственная отрасль в Мексике характеризовалась низким уровнем производительности и растущей неспособностью удовлетворять внутренний спрос на основные продукты питания. Средний урожай зерна в Мексике в 1993 г. составлял 20 центнеров с гектара, а в США — 70 центнеров. Вместе с тем производство зерна в Мексике обеспечивало занятость 2,5 млн сельских семей. В ходе переговоров США, Канада и Мексика договорились отнести большинство аграрных товаров к особо «чувствительным». Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 г. Определенные послабления пришлось сделать и для нефтяной промышленности Мексики, которая является стратегической отраслью этой страны. В Мексике государство имеет исключительное право на инвестиции в нефтяную промышленность. В ходе переговоров США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отдельные секторы мексиканской нефтяной промышленности. Но президент Мексики К. Салинас сумел отстоять основную часть ограничений на инвестиции в нефтяную промышленность. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |