Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школьная политика Александра I (1801 – 1825)1802– создание Министерства народного просвещения (1-ый министр – П.В. Завадовский (1739-1812)) 1803 –принятие Предварительных правил народного просвещения 1804– принятие Устава учебных заведений, подведомственных университетам Основные направления и содержание реформ: Þ реорганизация управления системой образования: страна разбита на шесть образовательных округов во главе с попечителями и университетским центром; Главное управление училищ – высший орган управления системой образования. Þ школьная реформа. В основу школьной реформы были положены принципы: § бессословность образования; § бесплатное образование на ранних ступенях; § преемственность программ обучения. Образование было разбито на 4 ступени:
Þуниверситетская реформа(реформа высшей школы) Университетам предоставлялась широкая автономия: § выборность ректора и профессуры; § собственный университетский суд; § невмешательство государственной администрации в дела университета; § право назначать преподавателей в училища своего округа. Открывались новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский. Þ создание специальных высших школ – Московское коммерческое училище, Институт путей сообщений и др. Þпоявляются частные учебные заведения – подмосковный пансион В.В. Измайлова, Лазаревский Институт восточных языков, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Смоленской губернии и др. Þоткрытие лицеев– государственных закрытых учебных заведений для дворянства: 1811 – Царскосельский (Александровский) лицей, 1817 – Ришельевский лицей в Одессе, 1803 – Демидовский лицей в Ярославле, 1820 – лицей высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии. В 1804г. – издан «Устав о цензуре». Это был самый мягкий цензурный устав за всю историю России, вплоть до настоящего времени. В нем указывалось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оного». В 30-50-х годах XIX столетия в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна отражала демократические устремления общества. Другая была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма. С.С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1838 г., сформулировал основные положения своей образовательной концепции как «православие, самодержавие и народность».
Реформы образования Александра II (1855 – 1881) Þ 1863 – утверждение нового университетского устава Основные положения: · восстановлена автономия; · сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов; · управление передано в руки совета университета, который имел право: избирать ректора; назначать преподавателей; присуждать ученые степени; назначать стипендию студентам; · увеличено число студентов; · женщины в университет не допускаются. Þ 1864 – утверждение нового устава гимназий Основной принцип – бессословность, но высокая плата за обучение Þ открытие учреждений нового типа– прогимназий Þ 1864 - принятие устава по начальному образованию § введение земских и воскресных училищ, в целях «распространения первоначальных полезных знаний» Основная задача начальных народных училищ: «утверждение в народе религиозности и нравственных понятий». Þ появление средних и высших учебных заведений для женщин 1862 – открытие женских гимназий, целью которых было – дать образование, необходимое для «будущей матери семейства» 1872 – открытие женских высших курсов проф. В.И. Герье в Москве 1878 – открытие женскихкурсов проф. К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге Þ 1871 – принятие нового устава гимназий: § реальные гимназии преобразовывались в реальные училища Структура образования:
Высшая Ступень
Средняя Ступень
Низшая Ступень Цель: дать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». § увеличен срок обучения в классических гимназиях до 8 лет; § упразднено преподавание естествознания; § увеличено количество часов по древним языкам; § введена строгая регламентация программ и методов преподавания; § введение института классных наставников и их помощников – надзирателей; § издание правил поведения учащихся в гимназии и вне её; § разработан специальный кодекс наказаний. Þ издание «Положения о начальных народных училищах»,по которомузначительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительством со стороны инспекторов Министерства просвещения.
Реформы образования Александра III (1881 – 1894) Þ1884 – издание нового университетского устава § ликвидирована автономия; § управление университетами передано Министерству просвещения; § введен строгий отбор ректора, деканов, профессоров; § усилен надзор за студентами, введена форма для студентов, § приняты «Правила для студентов»; § значительно повышена плата за обучение; § снижено финансирование университетов. Þ 1884– утверждение Положения о церковноприходских школах Þ 1887 – издание «Циркуляра о кухаркиных детях» § значительно повышена плата за обучение в гимназиях и прогимназиях; § ограничен доступ в гимназии представителей низов.
GРезультаты образовательной политики правительства в XIX в.: Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину 19в. более чем в 3 раза, хотя и составил к 1897г. всего 21,1% (1860 -6%), т. е. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность населения составляла чуть больше 12%. Политические партии и педагогические организации предлагали ввести всеобщее внесословное, бесплатное и обязательное начальное образование. Во второй половине 19в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.), открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция. Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце 19в. на территории центральных губерний действовала 81 мужская гимназия и 64 женских гимназий. Продолжался рост высшей школы, к концу века насчитывалось 63 высших учебных заведений. Если к началу 60-х годов в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов, то в середине 90-х годов их численность составляла 17 тыс. человек. Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. Их число увеличилось с 280 в начале 60-х годов до 862 в 1894 году. В стране существовало свыше 80 музеев, образовательных, просветительских обществ, занимавшихся организацией школ и курсов. Издаются педагогические журналы «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Печатается значительное число новой литературы по вопросам педагогики. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения к школе труда, которая должна была готовить не только дисциплинированного исполнителя, но и самостоятельную образованную личность. В 1901 году в Петербурге появилась первая лаборатория экспериментальной педагогики. Создаются частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения и просветительские общества: «Дом свободного ребенка» (К.Н. Вентцель), «Сетлемент» (А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий), «Детский труд и отдых» (С.Т. Шацкий) и др. В 1905 г. основана профессионально-политическая организация Всероссийский учительский союз (ВУС). Прогрессивные деятели педагогики XIX в.:В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и другие.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В XX в. Социально-политические изменения, произошедшие в стране после октябрьских событий 1917 г., не могли не отразится на характере российского образования. Большевики намеревались управлять страной, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», – говорилось в документах коммунистической партии (1918 г.). Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Уже в первые годы советской власти была фактически ликвидирована дореволюционная система образования, школа отделена от церкви. В 1918 г. были приняты первые советские документы о школе – «Положение о Единой трудовой школе» и «Принципы Единой трудовой школы». Они стали законодательной основой школьной реформы. · Все школы становились доступными, едиными, трудовыми, бесплатными, девочки обучались совместно с мальчиками. · Вводилась единая трудовая школа двух ступеней: 1 ступень (от 8 до 13 лет) – 5 лет обучения; 2 ступень (от 13 до 17 лет) – 4 года обучения. · были отменены оценки, экзамены и учебники; · в учебный процесс была введена трудовая деятельность; · уроки часто заменялись бригадно-лабораторным методом, экскурсиями и походами; · введенные в 1923 г. комплексные программы ГУСа требовали строить весь материал вокруг главных понятий: человек, природа, общество. В первые годы после гражданской войны была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается ВЧК по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской. Во второй половине 20-х г.г. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1930 г. в стране введено как обязательное начальное (четырехклассное) образование. В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны. Многие дети (≈25%) были лишены возможности учиться. Тем не менее, в военные годы был принят ряд правительственных решений, касавшихся школьного образования: · об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), · об учреждении школ рабочей молодежи (1943), · об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), · о введении 5-балльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), · об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, 7-летней и средней школы (1944), · о награждении золотыми и серебряными медалями (1944) и др. Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Вводились военно-обронительные темы и военно-физическая подготовка. Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. В целом к концу 50-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение. К концу 50-х годов определилась система учебных заведений среднего образования: - 3-летние общеобразовательные школы; - 3-летние вечерние школы; - техникумы и другие учебные заведения. В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который определил переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Это потребовало рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. С середины 60-х гг. в центр школьной политики был поставлен переход к всеобщему среднему образованию. К 1970 г. было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. К началу 80-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, тотальная идеологизация, линия на уравнительность превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Все болезненнее становились недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых и кадровых ресурсов, фактический низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости школ. Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались надуманными. В ходе распада СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Новый подход к современной школе был зафиксирован в Законе РФ «Об образовании» 1992 г., с внесением в него дополнений и изменений в 1996 г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Тест 1. 1. Характер воспитания у восточных славян: 1) равный и всеобщий; 2) родоплеменной; 3) семейно-сословный. 2. Сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит: 1) «Златоуст»; 2) «Поучение Владимира Мономаха детям» 3) «Русская Правда». 3. Какой возрастной период определялся словом «чадо»: 1) 3 – 6 лет; 2) 7 – 12 лет; 3) 12 – 15 лет? 4. Дома, в которых дети дружинников учились ратному искусству: 1) гридница; 2) княжеский дворец; 3) кремль. 5. Воспитание в Древней Руси строилось на основе: 1) библейских заповедей; 2) традиций и обычаев; 3) греко-византийского педагогического опыта. 6. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта: 1) Кириллом и Мефодием; 2) К.Туровским; 3) Ярославом Мудрым. 7. Появление первых школ было вызвано: 1) низкой грамотностью народа; 2) потребностями культуры; 3) потребностями духовенства. 8. Начальное обучение в Древней Руси осуществляли: 1) мастера грамоты; 2) монахи; 3) учителя-греки. 9. Письменный памятник, свидетельствующий о быте и воспитании в средневековой Руси: 1) «Задонщина»; 2) «Домострой»; 3) «Советы отца сыну». 10. Первый печатный учебник, появившиеся в XVI в.: 1) Азбука; 2) Букварь; 3) Псалтырь. 11. Основоположник отечественного книгопечатания: 1) Иван Фёдоров; 2) Фёдор Климов; 3) Григорий Котошихин. 12. Первая государственная школа повышенного образования: 1) Типографское училище; 2) Андреевское училище; 3) Греко-латинская школа. 13. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687г., создана на основе школы: 1) Симеона Полоцкого; 2) братьев Иоанникия и Софрония Лихудов; 3) Феофан Прокопович. 14. Автором первого «Букваря» был: 1) М. Смотрицкий; 2) Л. Магницкий; 3) В. Бурцев. 15. Московское государство рассматривало западноевропейский педагогический опыт как: 1) угрозу православию; 2) эффективную систему; 3) считало приемлемыми лишь некоторые принципы и методы обучения и воспитания. 16. В Славяно-греко-латинской академии обучался: 1) Петр Первый; 2) М. Ломоносов; 3) Ф.М. Ртищев. 17. Первое светское учебное заведение созданное при Петре I: 1) школа математических и навигацких наук; 2) Морская Академия; 3) горнозаводская школа. 18. Учебное заведение Эрнста Глюка специализировалось на: 1) изучении математики и физики; 2) изучении иностранных языков; 3) воспитании царских детей. 19. Академия наук открыта в: 1) 1725г.; 2) 1689г.; 3) 1755г. 20. В первой четверти 18в. в школы зачислялись добровольно и принудительно дети представителей всех сословий кроме: 1) дворян; 2) крепостных крестьян; 3) духовенства. 21. Первые государственные общеобразовательные школы назывались: 1) начальные архиерейские; 2) элементарные; 3) цифирные. 22.Характер программы архиерейских школ: 1) светско - религиозный; 2) светский; 3) религиозный. 23. Составителем «Духовного Регламента» для архиерейских школ был: 1) Ф. Поликарпов; 2) Феофан Прокопович; 3) Л. Магницкий. 24. Первое среднее учебное заведение закрытого типа для дворян: 1) Кадетский корпус; 2) Александровский лицей; 3) Учительская семинария. 25. Кто из школьных реформаторов 18в. делил науки и знания на « нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные»? 1) Ф. Салтыков; 2) В. Татищев; 3) М. Ломоносов. 26. Основная направленность школьной реформы Г. В. Лейбница: 1) физико-математическая; 2) гуманитарная; 3) духовная. 27. Учёный-энциклопедист, инициатор демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук: 1) М. Ломоносов; 2) Г. Лейбниц; 3) И. Шувалов. 28. Екатерина II интересовалась педагогическими трудами и деятельностью (исключить лишнее): 1) И.Б. Базедова; 2) Дж. Локка; 3) И.Г. Песталоцци; 4) Д. Дидро; 29. Русский просветитель-педагог, известный писатель и журналист 18в., определивший в воспитании три главных направления: телесное (физическое), нравственное и умственное: 1) Н. И. Новиков; 2) А. Н. Радищев; 3) И.И. Бецкой. 30. А.Н. Радищев особое значение придавал: 1) эстетическому воспитанию; 2) нравственному воспитанию; 3) гражданскому воспитанию. 31. Бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви: 1) народные училища; 2) малые школы; 3) приходские школы. 32. В главных народных училищах преподавание вели: 1) священники; 2) иностранцы; 3) гражданские педагоги. 33. Классно-урочная система обучения в России введена: 1) «Законом об обучении»; 2) «Уставом народным училищам Российской империи»; 3) «Генеральным учреждением о воспитании». 34. Активный реформатор образования в России в конце 18в., последователь идей Я.А. Коменского: 1) Н.И. Новиков; 2) Ф.И. Янкович; 3) П.Ф. Каптерев. 35. Сколько университетов было в России в начале 19в.? 1) 3; 2) 7; 3) 20. 36. В лицеях преимущественно готовили: 1) офицеров-штабников; 2) придворных; 3) высших государственных чиновников. 37. Дворянские девушки в начале 19в. получали образование: 1) в женских гимназиях; 2) в институтах благородных девиц; 3) дома с гувернерами. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |