Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кредитная деятельность США и внешняя задолженность регионаМасштабы деятельности банков США В начале 2000 г. примерно 60 % всех кредитов, предоставленных банками США развивающимся государствам, приходилось на долю Латинской Америки. Крупнейшие американские транснациональные банки (далее — ТНБ) стремительно развивали зарубежную сеть филиалов и дочерних кредитных организаций в этом регионе. Во второй половине 1990-х гг. в Латинской Америке действовало около 240 филиалов и отделений ТНБ США. Быстрее всего растет количество филиалов ТНБ в ряде стран Карибского бассейна, называемых «налоговыми убежищами», — здесь не взимаются налоги по банковским операциям. Деятельность банков в этих странах направлена в основном на осуществление международных финансовых операций и не связана с развитием внутренней экономики страны пребывания. «Налоговые убежища» характеризуются льготными условиями законодательства в отношении международных операций ТНБ и служат удобным местом для аккумуляции прибылей. Американские банки, так же как и корпорации, дифференцированно подходят к различным странам. Приоритет отдается наиболее развитым государствам, поскольку они имеют емкий внутренний рынок для размещения финансовых средств, Глава 37. Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки_________ 583 обладают большей суммой накопленных капиталов, которые могут привлекаться подразделениями ТНБ для использования их как на месте, так и для перевода в другие страны, тесно привязанные к США через капиталы ТНК. Кроме того, ТНБ привлекают страны, установившие льготный режим для деятельности ТНБ. Внешний долг стран региона Активное участие коммерческих банков США явилось одной из причин образования огромной внешней задолженности этого региона. С 1970 г. по 1989 г. внешний долг стран Латинской Америки и Карибского бассейна увеличился в 20 раз — с 21 млрд долл. до 420 млрд долл. (около 40 % общего внешнего долга развивающихся стран). Доля задолженности иностранным коммерческим банкам в общем объеме внешнего долга Латинской Америки достигла на начало 1990 г. 81 %, в том числе американским банкам — более 30 %. Во второй половине 1980-х гг. многие страны Латинской Америки вынуждены были выделять только на выплату процентов по внесшему долгу до 5 % своего ВВП, а это составляло от 30 до 35% их экспортных поступлений. С 1982 по 1987 г. латиноамериканские страны выплатили по задолженности США и странам Запада свыше 135 млрд долл., в то же время внешняя задолженность этих стран возросла за этот период на одну треть. В 1980-е гг. отток капитала из стран региона превышал приток капитала из развитых государств, таким образом страны Латинской Америки превратились в экспортеров капитала. Ситуацию усложняло и «бегство» капиталов из латиноамериканских стран на Запад, которые в первую очередь привлекали высокие процентные ставки на международном рынке ссудных капиталов. Всего за 1973-1988 гг. в США из Латинской Америки вывезли 162 млрд долл. Эта сумма составляла более трети общей задолженности латиноамериканских стран, накопленной за этот период. Внешняя задолженность тяжелым бременем ложится на экономику стран региона, приводит к падению темпов экономического роста, сокращению потребления, негативным явлениям в кредитно-денежной сфере, тяжелым социальным последствиям. Суммарным показателем отрицательных последствий внешней задолженности является замедление темпов экономического роста и прироста ВВП. Так, в 1986 г. производство ВНП на душу населения региона было на 8% ниже уровня 1980 г. В 1990 г. около 170 млн латиноамериканцев находились в положении «критической бедности» (на 40 млн чел. больше, чем в 1980 г.). Восьмидесятые годы вошли в историю Латинской Америки как «потерянное десятилетие». Проблемы, связанные с погашением внешнего долга, в то же время дестабилизировали всю систему экономических взаимоотношений США с этими странами. Как следствие, ухудшались условия деятельности американских ТНК, тормозилась производственная и научно-техническая кооперация между американским капиталом и странами региона, уменьшался рост американского экспорта. Так, в связи с обострением проблемы задолженности экспорт США в страны Латинской Америки за 1981-1986 гг. снизился с 42,1 млрддо31,1 млрд долл., что создало трудности для сельского хозяйства США, которое в значительной степени зависело от экспорта производимой продукции в развивающиеся страны. Кроме того, уменьшение американского экспорта в страны региона способствовало росту торгового дефицита США. Наконец, следует отметить, что трудности латиноамери- 584________________________________________________________ США в мировой экономике канских стран с погашением внешнего долга негативно сказываются на положении немалого числа крупных американских банков, а в конечном счете на кредитной системе США и других государств Запада. Поэтому США как крупнейшие кредиторы Латинской Америки предпринимали различные меры по смягчению долговой ситуации. Пути решения проблемы долгов Администрация США для решения проблемы задолженности развивающихся стран разработала «план Бейкера», названный по имени министра финансов США Дж. Бейкера, который внес свои предложения в октябре 1985 г. План предусматривал выделить 15 развивающимся странам— крупнейшим должникам, включая десять стран Латинской Америки, в течение трех лет 29 млрд долл., в том числе 20 млрд долл. должны были направить частные банки развитых государств, 9 млрд долл. — МБРР, МВФ и Межамериканский банк развития. Согласно этому плану проблему внешней задолженности предстояло решить благодаря экономическому росту развивающихся стран—крупнейших должников на основе сочетания экономических реформ, предлагаемых МВФ и МБРР, и новому притоку государственных и частных кредитов из внешних источников. Однако «план Бейкера» не был реализован, т. к. коммерческие банки Запада не предоставили странам-должникам запланированных средств. Кроме того, и Межамериканский банк развития не смог предоставить обещанные резервы странам региона, поскольку США не пополнили капитал банка. Принимая во внимание остроту проблемы внешней задолженности стран Латинской Америки, которая дестабилизирует как экономические отношения США со странами региона, так и на всю систему мирохозяйственных связей, США в марте 1989 г. выступили с новыми предложениями. «План Брейди» (по имени выдвинувшего их министра финансов США Н. Брейди) предусматривал создание для западных банков-кредиторов финансовых стимулов для списания части долгов и сокращение платежей по его обслуживанию. Развивающимся странам предлагалось выкупить свои обязательства со скидкой и преобразовать эти обязательства в ценные бумаги с меньшим номиналом. Странам-кредиторам рекомендовалось выделение государственных средств национальным частным банкам и таким образом стимулировать их к списанию части задолженности развивающихся стран. К финансированию операций по выкупу обязательств со скидкой предполагалось привлечь также МВФ, МБРР и другие международные финансовые организации. Вначале под действие «плана Брейди» попала Мексика, затем Венесуэла, Коста-Рика, Уругвай, которые были не в состоянии погашать большие внешние долги в установленные сроки. К середине 1990-х гг. этот план включал большинство стран Латинской Америки. «План Брейди» в основном выполнил возложенные на него задачи. К началу 2001 г. было реструктурировано более 230 млрд долл. внешнего долга латиноамериканских государств, в результате чего удалось смягчить проблему внешнего долга, однако не разрешить ее. В 2001 г. внешняя задолженность стран региона составила 725 млрд долл., в т. ч. Бразилии — 226 млрд долл. и Мексики — 146 млрд долл. Глава 37. Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки_________ 585 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |