Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональные торгово-экономические группировкиЧерез несколько лет «Инициатива для Америк» стала наполняться реальным содержанием. В 1992 г. к Американо-Канадскому соглашению присоединилась Мексика, в результате чего североамериканский регион превратился в Североамериканскую зону свободой торговли (НАФТА), объединяющую огромную территорию с населением в 370 млн чел. Доля в мировом экспорте стран НАФТА превышает 21 %. Данное соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов, защиту прав на интеллектуальную собственность, выработку общих правил для иностранных, главным образом американских, инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между сторонами—участницами '. Однако США не ограничились созданием этой региональной группировки. Вашингтон также стал инициатором проведения в декабре 1994 г. в Майами конференции на высшем уровне руководителей 34 стран западного полушария, на которой была достигнута принципиальная договоренность о создании к 2005 г. зоны свободной торговли Северной и Южной Америк (далее — ФТАА). По мнению ее инициаторов, объединение двух американских континентов приведет к образованию крупного рынка, насчитывающего 860 млн потребителей, рынка с совокупным ВВП в размере 13 трлн долл. На территории зоны свободной торговли будут действовать единые правила и процедуры ведения торговых операций. В апреле 1998 г. в чилийской столице Сантьяго состоялась вторая встреча глав государств и правительств 34 стран западного полушария, на которой были раз- 1 Подробнее в главе 36. Глава 37. Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки_________ 587 работаны меры по практической реализации договоренностей о создании ФТАА. Весной 2001 г. на очередной конференции в Квебеке президент США Дж. Буш-младший и лидеры 33 стран западного полушария пришли к соглашению о создании зоны свободной торговли Америки не позднее января 2005 г. Значение создаваемой зоны свободной торговли для развития экономики США и стран Латинской Америки определяется их исторической взаимосвязанностью в торгово-экономической области. На этот регион, включая Мексику, приходится 18% экспорта и 16% импорта США. Объем американского экспорта в страны Латинской Америки за последнее десятилетие XX в. увеличился на 137%, тогда как вывоз товаров и услуг американского производства в остальные страны мира вырос на 96%. В конце 1990-х гг. каждый процент прироста ВВП латиноамериканских стран способствовал увеличению экспорта США в эти страны дополнительно на 1,6 трлн долл. Половина промышленного экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна направляется в США. Вашингтон придает ФТАА также и политическое значение, рассматривая будущее объединение как инструмент борьбы с наркобизнесом, фактор защиты окружающей среды, способ совершенствования трудового законодательства, укрепления демократии в латиноамериканском регионе. США рассчитывают, что создание ФТАА ослабит позиции ЕС в регионе, лишит значимости такие латиноамериканские субрегиональные объединения, как Общий рынок Центральной Америки, Андское сообщество и Меркосур. К настоящему времени проделана значительная работа по образованию ФТАА. Создано 12 рабочих групп для выработки решений по трем направлениям: • облегчение доступа на рынки стран региона, включая ликвидацию таможенных барьеров; • внесение изменений в национальное законодательство с целью отмены положений, дискриминирующих иностранных экспортеров; • пересмотр национального законодательства по торговле, инвестициям и сектору услуг, разработка мер, способствующих торговле (реформа таможенного законодательства, визовые услуги и т.д.). Переговоры по созданию зоны свободной торговли Северной и Южной Америки для США не сопряжены с существенными изменениями сложившейся торговой политики или законодательства, уже реформированного в соответствии с положениями НАФТА. Гораздо больше либерализация затронет торговых партнеров США. В рамках ГАТТ/ВТО ими уже проведено снижение таможенных пошлин, составляющих в настоящее время 10-20%. Предстоящий этап либерализации обеспечит этим странам на взаимной основе доступ на рынок США, в частности ликвидацию таможенных барьеров по текстильной и сельскохозяйственной продукции (аналогичную НАФТА). В то же время ряд специфических таможенных барьеров все же остается в рамках ФТАА, а процесс ликвидации других может затянуться до окончания переговоров по созданию этой региональной организации. Следует отметить, что исполнительная и законодательная власти США пока не пришли к единому мнению по ряду вопросов,, связанных с созданием зоны свободной торговли в масштабах всего западного полушария. Конгресс США 588 _____________________________________________________ США в мировой экономике настойчиво выступал против права президента заключать торговые соглашения без вмешательства Конгресса в их содержание. Так, попытки президента У. Клинтона (получить право на рассмотрение и утверждение международных соглашений, касающихся нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами, неоднократно терпели провал. Аналогичную позицию Конгресс занимал и в отношении президента Дж. Буша-младшего в первые полтора года его правления. Однако президенту США удалось сломать сопротивление Конгресса в этом вопросе. В соответствии с Законом о торговле, одобренным Конгрессом в сентябре 2002 г., президенту США было возвращено право независимого решения вопросов, касающихся международной торговли (fast track), которого он был лишен 8 лет назад. Если же завершение переговоров о создании зоны свободной торговли Северной и Южной Америки будет затягиваться из-за внутриполитической ситуации в США или отсутствия достаточной готовности отдельных латиноамериканских стран, что ясно проявилось во время третьей конференции руководителей 34 стран Америки, состоявшейся в Квебеке, то США вновь предпримут попытку создать более локальные региональные объединения. Еще при президенте У. Клинтоне были начаты двусторонние переговоры с Чили о создании зоны свободой торговли, а в августе 2001 г. в связи с финансовым кризисом в Аргентине США предложили также странам—членам Меркосур начать аналогичные консультации и несколько позднее возобновили переговоры о создании зоны свободной торговли со странами Центральной Америки. Создание зоны свободой торговли тормозят постоянно возникающие в Латинской Америке финансовые кризисы — своего рода синдром стресса от усиленной интеграции в мировую экономику. Эти финансовые кризисы угрожают не только экономике и демократии в Западном полушарии, но и готовности Конгресса к реализации политики США в странах Латинской Америки. Чисто технически переговоры о создании ФТАА можно было бы завершить к 2005 г., однако определенные процессы, как в США, так и в латиноамериканских странах могут, вероятно, затянуть окончательный процесс объединения Западного полушария. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |