Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные торгово-экономические группировки

Через несколько лет «Инициатива для Америк» стала наполняться реальным содержанием. В 1992 г. к Американо-Канадскому соглашению присоединилась Мексика, в результате чего североамериканский регион превратился в Североа­мериканскую зону свободой торговли (НАФТА), объединяющую огромную тер­риторию с населением в 370 млн чел. Доля в мировом экспорте стран НАФТА превышает 21 %. Данное соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов, защиту прав на интеллектуальную собственность, выра­ботку общих правил для иностранных, главным образом американских, инвести­ций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между сторонами—участницами '.

Однако США не ограничились созданием этой региональной группировки. Вашингтон также стал инициатором проведения в декабре 1994 г. в Майами кон­ференции на высшем уровне руководителей 34 стран западного полушария, на которой была достигнута принципиальная договоренность о создании к 2005 г. зоны свободной торговли Северной и Южной Америк (далее — ФТАА). По мне­нию ее инициаторов, объединение двух американских континентов приведет к об­разованию крупного рынка, насчитывающего 860 млн потребителей, рынка с со­вокупным ВВП в размере 13 трлн долл. На территории зоны свободной торговли будут действовать единые правила и процедуры ведения торговых операций.

В апреле 1998 г. в чилийской столице Сантьяго состоялась вторая встреча глав государств и правительств 34 стран западного полушария, на которой были раз-

1 Подробнее в главе 36.


Глава 37. Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки_________ 587

работаны меры по практической реализации договоренностей о создании ФТАА. Весной 2001 г. на очередной конференции в Квебеке президент США Дж. Буш-младший и лидеры 33 стран западного полушария пришли к соглашению о созда­нии зоны свободной торговли Америки не позднее января 2005 г.

Значение создаваемой зоны свободной торговли для развития экономики США и стран Латинской Америки определяется их исторической взаимосвязанностью в торгово-экономической области. На этот регион, включая Мексику, приходит­ся 18% экспорта и 16% импорта США. Объем американского экспорта в страны Латинской Америки за последнее десятилетие XX в. увеличился на 137%, тогда как вывоз товаров и услуг американского производства в остальные страны мира вырос на 96%. В конце 1990-х гг. каждый процент прироста ВВП латиноамерикан­ских стран способствовал увеличению экспорта США в эти страны дополнитель­но на 1,6 трлн долл. Половина промышленного экспорта стран Латинской Аме­рики и Карибского бассейна направляется в США.

Вашингтон придает ФТАА также и политическое значение, рассматривая бу­дущее объединение как инструмент борьбы с наркобизнесом, фактор защиты ок­ружающей среды, способ совершенствования трудового законодательства, укреп­ления демократии в латиноамериканском регионе. США рассчитывают, что создание ФТАА ослабит позиции ЕС в регионе, лишит значимости такие лати­ноамериканские субрегиональные объединения, как Общий рынок Централь­ной Америки, Андское сообщество и Меркосур.

К настоящему времени проделана значительная работа по образованию ФТАА. Создано 12 рабочих групп для выработки решений по трем направлениям:

• облегчение доступа на рынки стран региона, включая ликвидацию таможен­ных барьеров;

• внесение изменений в национальное законодательство с целью отмены по­ложений, дискриминирующих иностранных экспортеров;

• пересмотр национального законодательства по торговле, инвестициям и сек­тору услуг, разработка мер, способствующих торговле (реформа таможенно­го законодательства, визовые услуги и т.д.).

Переговоры по созданию зоны свободной торговли Северной и Южной Аме­рики для США не сопряжены с существенными изменениями сложившейся тор­говой политики или законодательства, уже реформированного в соответствии с положениями НАФТА. Гораздо больше либерализация затронет торговых парт­неров США. В рамках ГАТТ/ВТО ими уже проведено снижение таможенных пошлин, составляющих в настоящее время 10-20%. Предстоящий этап либера­лизации обеспечит этим странам на взаимной основе доступ на рынок США, в частности ликвидацию таможенных барьеров по текстильной и сельскохозяй­ственной продукции (аналогичную НАФТА). В то же время ряд специфических таможенных барьеров все же остается в рамках ФТАА, а процесс ликвидации дру­гих может затянуться до окончания переговоров по созданию этой региональной организации.

Следует отметить, что исполнительная и законодательная власти США пока не пришли к единому мнению по ряду вопросов,, связанных с созданием зоны свободной торговли в масштабах всего западного полушария. Конгресс США


588 _____________________________________________________ США в мировой экономике

настойчиво выступал против права президента заключать торговые соглашения без вмешательства Конгресса в их содержание. Так, попытки президента У. Клин­тона (получить право на рассмотрение и утверждение международных соглаше­ний, касающихся нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами, неодно­кратно терпели провал. Аналогичную позицию Конгресс занимал и в отношении президента Дж. Буша-младшего в первые полтора года его правления. Однако президенту США удалось сломать сопротивление Конгресса в этом вопросе. В соответствии с Законом о торговле, одобренным Конгрессом в сентябре 2002 г., президенту США было возвращено право независимого решения вопросов, каса­ющихся международной торговли (fast track), которого он был лишен 8 лет назад. Если же завершение переговоров о создании зоны свободной торговли Северной и Южной Америки будет затягиваться из-за внутриполитической ситуации в США или отсутствия достаточной готовности отдельных латиноамериканских стран, что ясно проявилось во время третьей конференции руководителей 34 стран Америки, состоявшейся в Квебеке, то США вновь предпримут попытку создать более локальные региональные объединения. Еще при президенте У. Клинтоне были начаты двусторонние переговоры с Чили о создании зоны свободой торгов­ли, а в августе 2001 г. в связи с финансовым кризисом в Аргентине США предло­жили также странам—членам Меркосур начать аналогичные консультации и не­сколько позднее возобновили переговоры о создании зоны свободной торговли со странами Центральной Америки.

Создание зоны свободой торговли тормозят постоянно возникающие в Латин­ской Америке финансовые кризисы — своего рода синдром стресса от усиленной интеграции в мировую экономику. Эти финансовые кризисы угрожают не только экономике и демократии в Западном полушарии, но и готовности Конгресса к реализации политики США в странах Латинской Америки. Чисто технически переговоры о создании ФТАА можно было бы завершить к 2005 г., однако опре­деленные процессы, как в США, так и в латиноамериканских странах могут, веро­ятно, затянуть окончательный процесс объединения Западного полушария.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...