Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование использования и охраны земельных ресурсов

Государственное регулирование использования и охраны земель осуществляют все ветви государственной власти:

– законодательная (Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание РФ);

– исполнительная (Правительство РФ);

– судебная (органы судебной власти);

– законодательная, исполнительная и судебная власти субъектов РФ.

Государственным управлением использованием и охраной земельных ресурсов занимаются органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Эти органы обычно подразделяются на органы общей и специальной компетенции. В число последних, осуществляющих непосредственное управление использованием и охраной земельных ресурсов, входят Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие органы (федеральные службы и агентства).

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз),являющееся головным органом управления агропромышленным комплексом, обеспечивающим единство системы органов государственного управления АПК, взаимодействие и координацию их деятельности, осуществляет государственное руководство проведением аграрных и земельных преобразований в стране, организует разработку и выполнение программ по защитному лесоразведению, разрабатывает и реализует комплекс мероприятий (организационно-экономических, технических, научных) по рациональному использованию земельных ресурсов в агропромышленном комплексе.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), являющееся федеральным органом исполнительной власти, проводит государственную политику в сфере изучения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, координирует деятельность иных федеральных органов в данной сфере в случаях и пределах, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важную роль в регулировании и охране земельных ресурсов играют органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Регулирование рационального использования и охраны земельных ресурсов осуществляют не только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но иорганы местного самоуправления. Местное самоуправление, согласно ст. 130 Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе и земельными ресурсами. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, Допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления, согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

14.2.2. Система государственных органов, осуществляющих функции
государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов

В основе классификации органов, осуществляющих управление в сфере использования и охраны земель, лежат объем и характер компетенции соответствующих органов по реализации функций управления, т.е. функциональный признак. Исходя из этого, различают:

– органы общей компетенции, осуществляющие общее управление в данной сфере;

– органы специальной компетенции, осуществляющие специальное управление.

Кроме того, выделяют ведомственное управление в данной сфере.

Согласно Закону РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», который должен применяться с учетом норм Земельного кодекса РФ, поселковая или сельская админист-рация вправе определять в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной территории; определять в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурса ми, выносить решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных и/или строительных норм; утверждать планы и правила застройки населенных пунктов; вносить представления об установлении и изменении границ территории поселка (села) и о выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда; запрещать на основании заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России проведение мероприятий, которые могут вы звать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия.

Кроме того, поселковая или сельская администрация предоставляет в установленном порядке в бессрочное (постоянное) пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка (села), а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение администрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; организует ведение земельного кадастра и осуществляет иные функции (ст. 49, 51).

К компетенции районной администрации относится осуществление следующих полномочий: определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной территории; установление границ земель, передаваемых в ведение поселковых или сельских администраций по согласованию с ними; утверждение схем и проектов районной планировки; запрещение на основании заключения санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России проведения на подведомственной территории мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные последствия.

Органы государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся:

– Президент РФ;

– Правительство РФ (относится к исполнительным органам государственной власти общей компетенции на федеральном уровне, которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды (в том числе и в сфере охраны земель) и осуществляет управление федеральной собственностью, т.е. землями, находящимися в федеральной собственности);

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– органы местного самоуправления.

Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов сосредоточена на определении и реализации земельной политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны земельных ресурсов, обеспечении рационального землепользования, общем руководстве и управлении землеустроительной деятельностью, контроле за данной деятельностью.

Подсистема органов специальной компетенцииимеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

В состав министерств входят службы и агентства.

Федеральная служба:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство:

– является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

– ведет реестры, регистры и кадастры.

Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...