Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовое содействие США, оказанное реформам России непосредственно или

1 Отклсшения в итоговых показателях вызваны округлениями исходных данных. 2 Источник: Russia's Road to Corruption. Report of trie Speaker's advisory group on Russia. Christopher Cox. Chairman. — Washington, 2001. — P. 67.

через международные финансовые институты за период 1992-1999 гг. (в млрд долл.)2


598________________________________________________________ США в мировой экономике

Очевидно, что потребности России с учетом размеров ее экономики и масшта­бов трудностей, которые необходимо было преодолеть в 1990-е гг., далеко превы­шали величину ресурсов, которые она получила. Однако противоречия кризис­ной ситуации породили неспособность России эффективно использовать все внешние финансовые ресурсы, фактически ей предоставленные. Значительная их часть, по оценке самих российских политиков, была израсходована непроизводи­тельно или растрачена на неоправданные цели.

Тем не менее при данном финансовом содействии извне Россия смогла создать такие основы государственного устройства и такие принципы хозяйственной де­ятельности, которые делают возможной активное развитие рыночной экономики и интеграцию страны в мировое хозяйство в качестве влиятельного регионально­го центра, способного эффективно связать Европу и Азию сетью экономического сотрудничества.

Влияние США на возможности сокращения внешнего долга России

К началу XXI в. осложнилась проблема внешнего долга России. Несомненно, что урегулирование этой проблемы и достижение благоприятных условий доступа страны к ресурсам мирового финансового рынка в значительной степени зависят от характера отношений с США. В 2000 г. России удалось договориться о новой реструктуризации долга Лондонскому клубу. Из 32,8 млрд долл. долга 10,6 млрд были списаны, а оставшаяся сумма была переоформлена в еврооблигации с дву­мя сроками погашения: 2010 г. для облигаций по просроченным процентам и 2030 г., включая 7-летний льготный период, для облигаций по основному долгу. В конечном счете новые обязательства Лондонскому клубу составили около 40 млрд долл.

Еще ранее, в августе 1999 г., была проведена текущая реструктуризация вып­лат странам Парижского клуба, приходившихся по графику на 1998-2000 гг. Учитывая эти прецеденты, Россия надеялась на общую реструктуризацию дол­гов бывшего СССР Парижскому клубу и даже на их частичное или полное спи­сание. Однако такая идея не была поддержана кредиторами, поскольку счита­ется, что членство в Парижском клубе несовместимо с просьбами о списании долга.

Позиция Парижского клуба в отношении российских долгов в 2000-2001 гг. во многом определялась США. По мнению американцев и других кредиторов, высокие доходы России от экспорта нефти позволяли ей выплачивать внешний долг. Желание России реструктурировать долги Парижскому клубу было расце­нено в США как недобросовестное отношение к своим обязательствам, несовме­стимое с принадлежностью к ведущим мировым державам, к Группе 8 и с член­ством в самом Парижском клубе. Однако и сама Россия дала повод для критики своей непоследовательной политикой в этом вопросе. При крупном активном сальдо платежного баланса в 2000 г., которое обеспечило дополнительные дохо­ды бюджета и позволило заметно увеличить официальные валютные резервы, стремление России получить новые льготы по долгам Парижскому клубу выгля­дело необоснованным. Натолкнувшись на отказ основных кредиторов, россий­ские официальные лица поспешили подтвердить, что страна будет аккуратно вы­полнять свои долговые обязательства.


Глава 38. Российско-американские экономические отношения: значение, проблемы, перспективы 599

Важным шагом в развитии финансового сотрудничества двух стран стала вы­двинутая в 2001 г. Конгрессом США инициатива реструктуризации задолженности России США по линии правительственных кредитов путем ее конверсии в спе­циальный фонд для уничтожения ядерного оружия в рамках согласованной меж­ду двумя государствами программы. Предложенный метод конверсии долговых обязательств в проекты по сокращению ядерного оружия может оказаться перс­пективным не только для России, но и для других ядерных стран, имеющих вне­шние долги. Большое значение имеет развитие мировых событий, связанных с ростом ядерной угрозы. Обострение отношений между Индией и Пакистаном в мае—июне 2002 г. показало опасность развития таких событий. Конструктивная роль России в смягчении этого конфликта упрочила ее положение в мире как вли­ятельной страны.

Для развития финансового сотрудничества между Россией и США большое значение имеет стиль отношений, который сложился в Группе 8. Очевидно, что современный экономический потенциал России ограничивает ее возможности по регулированию экономической и финансовой обстановки в мире. Однако Россия может вносить конструктивный вклад в решение проблем международной безо­пасности и устойчивого развития. Эти возможности проявились в результатах последних встреч Группы 8. Мировое политическое положение России и ее роль лидера среди стран СНГ усиливает ее позиции в Группе 8.

Прямая помощь США

На первом этапе переходного периода, в начале 1990-х гг., для России заметное зна­чение имела американская помощь, которая направлялась на поддержку россий­ских реформ и экономики страны. Эта помощь шла по трем основным направ­лениям: техническое содействие, прямая гуманитарная помощь (до 1995 г.) и поставки продовольствия, а также содействие ликвидации ядерных вооружений и их безопасному хранению. По данным госдепартамента, к марту 1997 г. США предоставили России в виде безвозвратной помощи 4,7 млрд долл., из которых 2 млрд долл. пошли на техническое содействие в рамках Закона «О поддержке свободы», 1,7 млрд долл. — на прямую гуманитарную помощь и поставки продо­вольствия и 1 млрд долл. — на реализацию программы Нанна—Лугара.

Техническое содействие России проводится преимущественно по линии Уп­равления международного развития (далее — УМР), которое реализует в России более 100 проектов. Наиболее крупные из них — содействие приватизации, ре­форме в жилищном секторе, поддержка предпринимательства, программа обмена и подготовки специалистов, совершенствование системы здравоохранения, защи­та окружающей среды и др.

Программы помощи, осуществляемые по линии Министерства сельского хо­зяйства, включают поставки в Россию гуманитарной помощи, поддержку частно­го сектора в сельском хозяйстве, предоставление льготных кредитов и гарантий по кредитам на закупку американских товаров и их доставку в РФ.

Программа сокращения ядерного оружия осуществляется Министерством обо­роны США. Для ее реализации США направляют в Россию своих военных и тех­нических специалистов, поставляют спецоборудование и технику для демонтажа и уничтожения ядерного, химического и биологического оружия, обеспечивают


600________________________________________________________ США в мировой экономике

безопасность, препятствуют распространению оружия массового поражения, а также реализуют программы конверсии военных предприятий.

Ассигнованная и предоставленная помощь России со стороны США в 1992-2000 гг. составила 8,7 млрд долл. (табл. 38.2). Однако, учитывая отличия реаль­ных расходов от запланированных ассигнований, а также тот факт, что значительная часть средств через оплату американских заказов и услуг американских советни­ков вернулась в США, в действительности РФ получила немногим более полови­ны этой суммы. Тем не менее в России по достоинству оценивают действия аме­риканского правительства по оказанию гуманитарной, технической и других видов помощи. Программы содействия в решении острых экономических и социальных проблем России внесли определенный вклад в преодоление экономического кри­зиса и устранение трудностей переходного периода.

Таблица 38.2 Официальная помощь США, адресованная России в 1992-2000 фин. гг. (в млрд долл.)'

В целом сотрудничество России с США в области международных финансов находится только в стадии становления. Это сотрудничество, несомненно, будет развиваться. Вместе с укреплением российской экономики и ее ростом будут уве­личиваться размеры и интенсивность сделок. Россия в обозримой перспективе будет все более активным и заметным участником деятельности мирового фи­нансового рынка. Поэтому необходимо постоянно и очень внимательно отслежи­вать и учитывать факторы влияния США на мировую финансовую сферу и стро­ить конструктивные отношения сотрудничества с США.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...