Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовое содействие США, оказанное реформам России непосредственно или
через международные финансовые институты за период 1992-1999 гг. (в млрд долл.)2 598________________________________________________________ США в мировой экономике Очевидно, что потребности России с учетом размеров ее экономики и масштабов трудностей, которые необходимо было преодолеть в 1990-е гг., далеко превышали величину ресурсов, которые она получила. Однако противоречия кризисной ситуации породили неспособность России эффективно использовать все внешние финансовые ресурсы, фактически ей предоставленные. Значительная их часть, по оценке самих российских политиков, была израсходована непроизводительно или растрачена на неоправданные цели. Тем не менее при данном финансовом содействии извне Россия смогла создать такие основы государственного устройства и такие принципы хозяйственной деятельности, которые делают возможной активное развитие рыночной экономики и интеграцию страны в мировое хозяйство в качестве влиятельного регионального центра, способного эффективно связать Европу и Азию сетью экономического сотрудничества. Влияние США на возможности сокращения внешнего долга России К началу XXI в. осложнилась проблема внешнего долга России. Несомненно, что урегулирование этой проблемы и достижение благоприятных условий доступа страны к ресурсам мирового финансового рынка в значительной степени зависят от характера отношений с США. В 2000 г. России удалось договориться о новой реструктуризации долга Лондонскому клубу. Из 32,8 млрд долл. долга 10,6 млрд были списаны, а оставшаяся сумма была переоформлена в еврооблигации с двумя сроками погашения: 2010 г. для облигаций по просроченным процентам и 2030 г., включая 7-летний льготный период, для облигаций по основному долгу. В конечном счете новые обязательства Лондонскому клубу составили около 40 млрд долл. Еще ранее, в августе 1999 г., была проведена текущая реструктуризация выплат странам Парижского клуба, приходившихся по графику на 1998-2000 гг. Учитывая эти прецеденты, Россия надеялась на общую реструктуризацию долгов бывшего СССР Парижскому клубу и даже на их частичное или полное списание. Однако такая идея не была поддержана кредиторами, поскольку считается, что членство в Парижском клубе несовместимо с просьбами о списании долга. Позиция Парижского клуба в отношении российских долгов в 2000-2001 гг. во многом определялась США. По мнению американцев и других кредиторов, высокие доходы России от экспорта нефти позволяли ей выплачивать внешний долг. Желание России реструктурировать долги Парижскому клубу было расценено в США как недобросовестное отношение к своим обязательствам, несовместимое с принадлежностью к ведущим мировым державам, к Группе 8 и с членством в самом Парижском клубе. Однако и сама Россия дала повод для критики своей непоследовательной политикой в этом вопросе. При крупном активном сальдо платежного баланса в 2000 г., которое обеспечило дополнительные доходы бюджета и позволило заметно увеличить официальные валютные резервы, стремление России получить новые льготы по долгам Парижскому клубу выглядело необоснованным. Натолкнувшись на отказ основных кредиторов, российские официальные лица поспешили подтвердить, что страна будет аккуратно выполнять свои долговые обязательства. Глава 38. Российско-американские экономические отношения: значение, проблемы, перспективы 599 Важным шагом в развитии финансового сотрудничества двух стран стала выдвинутая в 2001 г. Конгрессом США инициатива реструктуризации задолженности России США по линии правительственных кредитов путем ее конверсии в специальный фонд для уничтожения ядерного оружия в рамках согласованной между двумя государствами программы. Предложенный метод конверсии долговых обязательств в проекты по сокращению ядерного оружия может оказаться перспективным не только для России, но и для других ядерных стран, имеющих внешние долги. Большое значение имеет развитие мировых событий, связанных с ростом ядерной угрозы. Обострение отношений между Индией и Пакистаном в мае—июне 2002 г. показало опасность развития таких событий. Конструктивная роль России в смягчении этого конфликта упрочила ее положение в мире как влиятельной страны. Для развития финансового сотрудничества между Россией и США большое значение имеет стиль отношений, который сложился в Группе 8. Очевидно, что современный экономический потенциал России ограничивает ее возможности по регулированию экономической и финансовой обстановки в мире. Однако Россия может вносить конструктивный вклад в решение проблем международной безопасности и устойчивого развития. Эти возможности проявились в результатах последних встреч Группы 8. Мировое политическое положение России и ее роль лидера среди стран СНГ усиливает ее позиции в Группе 8. Прямая помощь США На первом этапе переходного периода, в начале 1990-х гг., для России заметное значение имела американская помощь, которая направлялась на поддержку российских реформ и экономики страны. Эта помощь шла по трем основным направлениям: техническое содействие, прямая гуманитарная помощь (до 1995 г.) и поставки продовольствия, а также содействие ликвидации ядерных вооружений и их безопасному хранению. По данным госдепартамента, к марту 1997 г. США предоставили России в виде безвозвратной помощи 4,7 млрд долл., из которых 2 млрд долл. пошли на техническое содействие в рамках Закона «О поддержке свободы», 1,7 млрд долл. — на прямую гуманитарную помощь и поставки продовольствия и 1 млрд долл. — на реализацию программы Нанна—Лугара. Техническое содействие России проводится преимущественно по линии Управления международного развития (далее — УМР), которое реализует в России более 100 проектов. Наиболее крупные из них — содействие приватизации, реформе в жилищном секторе, поддержка предпринимательства, программа обмена и подготовки специалистов, совершенствование системы здравоохранения, защита окружающей среды и др. Программы помощи, осуществляемые по линии Министерства сельского хозяйства, включают поставки в Россию гуманитарной помощи, поддержку частного сектора в сельском хозяйстве, предоставление льготных кредитов и гарантий по кредитам на закупку американских товаров и их доставку в РФ. Программа сокращения ядерного оружия осуществляется Министерством обороны США. Для ее реализации США направляют в Россию своих военных и технических специалистов, поставляют спецоборудование и технику для демонтажа и уничтожения ядерного, химического и биологического оружия, обеспечивают 600________________________________________________________ США в мировой экономике безопасность, препятствуют распространению оружия массового поражения, а также реализуют программы конверсии военных предприятий. Ассигнованная и предоставленная помощь России со стороны США в 1992-2000 гг. составила 8,7 млрд долл. (табл. 38.2). Однако, учитывая отличия реальных расходов от запланированных ассигнований, а также тот факт, что значительная часть средств через оплату американских заказов и услуг американских советников вернулась в США, в действительности РФ получила немногим более половины этой суммы. Тем не менее в России по достоинству оценивают действия американского правительства по оказанию гуманитарной, технической и других видов помощи. Программы содействия в решении острых экономических и социальных проблем России внесли определенный вклад в преодоление экономического кризиса и устранение трудностей переходного периода. Таблица 38.2 Официальная помощь США, адресованная России в 1992-2000 фин. гг. (в млрд долл.)' В целом сотрудничество России с США в области международных финансов находится только в стадии становления. Это сотрудничество, несомненно, будет развиваться. Вместе с укреплением российской экономики и ее ростом будут увеличиваться размеры и интенсивность сделок. Россия в обозримой перспективе будет все более активным и заметным участником деятельности мирового финансового рынка. Поэтому необходимо постоянно и очень внимательно отслеживать и учитывать факторы влияния США на мировую финансовую сферу и строить конструктивные отношения сотрудничества с США. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |