Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Художественная публицистика: история, поэтика, типология

Профессиональное сознание журналиста нередко характеризуется как эмоциональный мозг. Действительно, своеобразие отражения в публицистике мира и человека формируется под знаком двух факторов. Публицистическое творчество предстает как общественно-политическая деятельность, имеющая своей задачей широкое информирование и воспитание, или социальную активизацию читателя. Важнейшим средством воздействия на читателя в публицистике является ее эмоциональность, которая достигается не только прямыми оценками подаваемой информации, но и воссозданием эмоционально-чувственной картины мира, иначе использованием образных ресурсов словесного творчества.

Доминирование разных качеств журналистского сознания формирует профессиональные специализации. Так, для репортеров приоритетными качествами становятся оперативность и мобильность мышления, точность, логичность и лаконизм описания, эмоциональная уравновешенность. Для аналитика - логика, нестандартность мышления, глубина познаний. Публицистов отличает образное восприятие, активная социальная позиция.

Конечно, во многом эти доминирующие факторы зависят от способностей конкретной личности, тем более, когда речь идет о литературных способностях, необходимых для работы в художественно-публицистических жанрах. Однако любой пишущий журналист – это, прежде всего, словесник. В 60-е годы прошлого века очеркистов называли писателями газеты. Это определение представляется достаточно симптоматичным: во все времена главной условием журналистской профессии считалось владение словом, умение точно, последовательно и увлекательно излагать свои наблюдения и мысли. Не случайно, появление так называемой «персональной публицистики», возникшей в эпоху Просвещения, связано в первую очередь с именами крупных литераторов. Среди них Даниель Дефо, М.Ломоносов, Н.Новиков. В это время слова «писатель», «сочинитель», «литератор», «журналист» воспринимались как синонимы.

Новый журнализм конца 19 века несколько поменяла акценты, сформировав тип журналиста-репортера. Но он не отменил и развитие литературной ветви журналистики. Более того, на рубеже веков заметно усиливается влияние литературы на периодику. Исследователями отмечается, что французская периодика этого времени находится под сильнейшим влиянием литературы. Аналогичные процессы происходят и в России. В газетах этого времени сотрудничают такие маститые литераторы как В.Брюсов, А.Блок, М.Волошин и многие другие. Газета становится ареной становления писательских судеб: в качестве газетных корреспондентов, авторов очерков и фельетонов в литературу приходят Л.Андреев, М.Горький, М.Осоргин, Тэффи, А.Аверченко, В. Дорошевич. Именно в это время закладываются лучшие традиции современной русской художественной публицистики: высокая культура стиля, точная и оригинальная образность, самостоятельность и глубокий гуманизм оценок, разнообразие в использовании выразительных средств. Например, короткая строка В.Дорошевича навсегда вошла в золотой фонд мировой журналистики.

Политические катаклизмы 20 века усиливают пропагандистскую функцию средств массовой информации. В этой связи художественная публицистика, бесспорно, занимает прочные позиции. Безусловно, западная версия ее развития заметно отличается от публицистики советской. Идеологический регламент советской прессы ограничивал свободу самовыражения публицистов. Периоды активизации авторских жанров были, как правило, связаны с потеплением общественной атмосферы. В этом отношении золотым веком советской публицистики можно назвать 20-е годы, когда в журналистику пришли М.Зощенко, Ю.Олеша, М.Булгаков, И.Ильф и И.Петров. Активизация публицистики заметна в 60-е годы, когда, по свидетельствам очевидцев, газеты читали с последней страницы, где печатались фельетоны. Кроме того, 60-е стали временем очеркового бума. Анатолий Аграновский, Геннадий Бочаров, Юрий Черниченко, Ярослав Голованов, Ольга Чайковская, Всеволод Овчинников сделали очерк основным жанром советской периодики тех лет. Не случайно, очерк стал самым исследованным жанром отечественной публицистики.

Однако для благоприятного развития публицистики необходима не только возможность свободного самовыражения, но и определенная общественная стабильность. Наиболее благоприятными для развития художественной публицистики становятся социально стабильные исторические периоды, когда появляется возможность для неторопливого размышления.

Так, например, в бурное перестроечное время практически ушли из печати недавно популярные очерки и фельетоны. На первое место выдвинулись информационные жанры - хроника, заметка, интервью, репортаж. После стольких лет постоянного замалчивания и дозирования информации возрастает спрос на факт в чистом виде. Однако уже к середине 90-х годов расклад жанровых сил начинает меняться. Возрастает интерес к аналитическим и публицистическим жанрам. «Санкт-Петербургские ведомости» в конце 90-х годов пишут: «Назревает, возрождается потребность читателя в том, что раньше называлось положительным примером. Теперь это можно назвать положительными эмоциями. Люди устали от чернухи, постоянно жить в крайностях нельзя - опять появилась тяга к хорошему, нормальному..»

Марина Токарева в «Общей газете» в этот период отмечала: «Кризис очерка связан с состоянием самой профессии журналиста. Сегодня журналистика повернулась совсем в другую сторону. В сторону информации, проблем общества, но не в сторону человека, как такового. Сегодня мы просто перенасыщены информацией, информация заменяет нравственные реакции, а очерк предлагает именно нравственные оценки. Если общество будет ценить человека, личность, оно непременно вернется к очерку, тогда этот жанр будет востребован».

Характеризуя основные особенности развития отечественной журналистики последних лет Л.Е. Кройчик, отмечает ее демократизацию, персонификацию, установку на диалог с читателями, и как следствие, повышенную экспрессивность и литературность журналистского слова в целом, возросшую роль приема в обработке и подаче материала. Журналисты все чаще используют «чужое слово», свойственное художественной речи, расширяют спектр повествовательных интонации (ироническое письмо, стеб, новояз, жаргон), усложняют композиционную структуру. Поиск остроумной, авторской и неожиданной подачи материала становится общей тенденцией современной прессы. Л.Е.Кройчик предлагает назвать эту тенденцию «эссеизацией». «Рубеж 20-21 веков входит в историю как эпоха эссеизации публицистики», - пишет исследователь. Автор становится не сторонним наблюдателем событий, а самим событием в их числе.

Вследствие активизации авторского начала и поиска новых форм выразительности происходит смещение традиционных жанровых границ. Самым популярным жанром последних лет становится колонка, которая вобрала в себя черты комментария, эссе и фельетона. Социологические исследования последнего времени показывают, что жанровые ожидания нынешних читателей гораздо менее выражены, нежели тематические. Журналистские публикации сегодня предпочитают называть, минуя жанровую терминологию - «материал», «текст».

Однако, как отмечал М.Бахтин, произведение, или высказывание, реально лишь в форме определенного жанра. Иначе высказывание становится аморфным и безадресным. Произведение реально только в условиях конкретной коммуникативной ситуации. Нельзя написать письмо в стиле статистического отчета. Так и написание очерка о политическом деятеле, например, требует знания определенных правил построения художественно-публицистического произведения: таких, как представление о технологии портретной и речевой характеристики, психологической детали, композиции.

Таким образом, несмотря на существующую нестрогость жанровых границ, в профессиональную подготовку журналиста входит знание основных, сложившихся к этому времени, жанровых разновидностей публицистики и умение воспользоваться этим знанием на практике.

Говоря о жанровом пространстве журналистики, Е.Прохоров выделяет три ее родовых группы, соответствующие трем способам отображения реальности: фактографическая журналистика, аналитическая и наглядно-образная. События, характеры и закономерности современной жизни, которые являются родовым предметом публицистики предстают именно в этих трех творческих формах. Если репортер остановится на событии и лишь пунктирно даст характеры и закономерности, а автор статьи будет разрабатывать проблему, опираясь на череду событий, то очеркист представит конкретную жизненную коллизию, придав ей статус общезначимой, типичной. В центре внимания художественной публицистики не события и тенденции, а человек, конкретная судьба или жизненная ситуация, разобраться в которой невозможно только сухим языком фактов и цифр. Сама ситуация требует проникновения в психологию действующих лиц, понимания их мотиваций.

Для реализации этих задач очеркист строит образ, который и дает возможность объемно представить то или иное жизненное явление. Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-образное обобщение познанного.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...