Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел. Художественно-публицистические жанры: общая характеристика, типология, история и текущее состояние

Тема 1. Новость в художественно-публицистических текстах (практическое занятие).

Вопросы к занятию:

1. Определить новость в художественно-публицистическом тексте.

2. Дать характеристику системы образов в данном художественно-публицистическом тексте.

3. Охарактеризовать основные средства поэтики.

 

Литература к практическому занятию:

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб, 2001.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

 

Тема 2. Деталь в художественной публицистике.

1. Выявить основные детали в тексте. Определить их тип.

2. Определить отличие детали в художественном тексте от детали в публицистике.

3. Продумать тему для собственного портретного очерка на основе опорной детали.

 

Литература к практическому занятию:

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб, 2001.

 

Тема 3. Образ человека в публицистике.

 

1. Определить основное значение авторской концепции образа героя (на основе выбранного текста). Определить сюжет построения образа.

2. Дать характеристику средств и приемов создания образа героя.

3. Выявить и охарактеризовать приемы психологической характеристики героя. Определить их роль в тексте.

4. Определить форму авторского присутствия в тексте.

5. Дать характеристику концепции образа автора в отношении выбранной роли. Почему автор выбрал именно это амплуа?

6. Охарактеризовать основные средства и приемы создания образа автора в тексте.

 

 

Литература к практическому занятию:

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб, 2001.

 

Тема 4 Композиция путевого очерка.

1. Определить тип композиционного построения. Дать характеристику основных композиционных находок текста.

2. Выявить основные композиционные блоки в данном тексте. Охарактеризовать последовательность их расположения (фабулу) и определить их внутреннее взаимодействие (сюжет).

3. Дать характеристику (основное значение в тексте и приемы создания) образной структуры текста.

Литература к практическому занятию:

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб, 2001.

Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975.

 

Тема 5. Особенности конфликта в проблемном очерке.

1. Определить тему, проблему, идею проблемного очерка.

2. Охарактеризовать систему образов, определить роль каждого в реализации общего замысла текста.

3. Дать характеристику композиционного построения.

 

Литература к практическому занятию:

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб, 2001.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

 

Тема 6. Приемы сатирического заострения в публицистике.

1. Определить тему и проблему данного материала. Почему автор выбрал для раскрытия данной темы комическое изображение проблемы?

2. Выявить в тексте приемы сатирического заострения. Определить их роль в тексте.

4. Продумать тему для собственного фельетона, наметить основной прием сатирического заострения.

 

Литература к практическому занятию:

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон. М.,1969.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.

Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: СПбГУ, 2004.

 

Тема 7. Композиционные особенности построения фельетона.

1. Определить тип композиционного построения фельетона.

2. Определить тип заголовка и зачина.

3.Выделить композиционные блоки основной части, охарактеризовать их роль в построении образа.

5. Дать типологическую и функциональную характеристику финальной части фельетона.

 

Литература к практическому занятию:

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон. М.,1969.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.

 

Тема 8. Специфика памфлетного образа.

1. Определить тему и цель данного материала. Почему автор выбрал для раскрытия темы жанр памфлета?

2. Охарактеризовать приемы построения памфлетного образа: выявить сочетания и смысл взаимодействия образной и прямой оценки антигероя материала.

3. Выявить приемы языковой игры в данном материале и охарактеризовать их роль в построении образа.

 

Литература к практическому занятию:

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

Ткачев П. «Сатиры злой звенящая строка…»: Природа смеха в памфлете. Минск, 1980.

 

Тема 9. Технология создания эссемы

1. Определить предмет, проблему и цель данного эссеистского материала. Определить опорную деталь или ключевой образ данного текста.

2. Дать характеристику сюжета и композиции.

3. Определить основные приемы взаимодействия подтем в развертывании текста.

4. Дать характеристику силовых фрагментов эссе: заголовка, зачина и финала.

5. Дать характеристику формы авторского присутствия и определить особенности авторского стиля

 

Литература к практическому занятию:

Основы творческой деятельности журналиста/ Ред.-сост.С.Г.Корконосенко.- СПб.: Знание,2000

Эпштейн М. Бог деталей. М., 1998.

 

Для заочного отделения рекомендуется проведение практических занятий по темам 2, 3, 6.

6. Тематика творческих работ студентов и методические указания

По их выполнению

В ходе изучения дисциплины студенты должны подготовить собственные творческие работы во всех художественно-публицистических жанрах, которые изучаются в рамках данного курса. Темы для этих работ не регламентируются, но обсуждаются при собеседовании со студентом. Помимо собственных источников информации при подготовке текстов студент может воспользоваться материалами СМИ и интернет-ресурсами. Главные задачи данной работы – попытка самостоятельного образного осмысления журналистской проблематики, формирование навыков построения публицистического образа, работа над композиционной и речевой стройностью текста.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

7.1. Литература

Основная

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб, 2001.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Основы творческой деятельности журналиста/ Ред.-сост.С.Г.Корконосенко.- СПб.: Знание, 2000

Дополнительная:

Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.

Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон. М.,1969.

Ткачев П. «Сатиры злой звенящая строка…»: Природа смеха в памфлете. Минск, 1980.

Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: СПбГУ, 2004.

 

Рекомендуемая:

Эпштейн М. Бог деталей. М., 1998.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.

Ким М. Н. Очерк. СПБ, 2001.

Виленский М.Э. Как написать фельетон. М.: Мысль, 1982.

Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

 

 

Периодические издания: центральные печатные издания - газеты «Известия», «Независимая газета», «Новая газета», «Коммерсант», журналы «Итоги», «Эксперт», «Эсквайер», местные печатные издания – журналы «Шпиль», «Компаньон», «Экшн», «Сити», «Я покупаю», газеты «Звезда», «Личное дело», «Профсоюзный курьер», «Пермские новости», «Business-class».

 

7.2. Информационное обеспечение дисциплин

Одним из важнейших источников для самостоятельной работы студентов является поиск в Интернет. Методические материалы по данной дисциплине можно найти в электронных библиотеках журналистских факультетов МГУ, ТюмГУ, ВГУ.

На кафедре журналистики ПГУ имеется электронная библиотека творческих портретов ведущих отечественных журналистов, работающих в художественно-публицистических жанрах. Библиотека включает материалы биографии, анализ основных тематических, жанровых, композиционных и речевых особенностей их творчества, а также подборку наиболее ярких текстов и список публикаций последних лет.

7.3. Методические указания студентам

В целях краткого руководства к самостоятельной работе предлагается таблица:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. 1 раздел. Художественно-публицистические жанры: общая характеристика, типология, история и текущее состояние Тема 1. Подготовка собственных материалов в основных жанрах художественной публицистики. - выполнение творческих работ
Раздел 1. 1 раздел. Художественно-публицистические жанры: общая характеристика, типология, история и текущее состояние Тема 2. Обзор состояния основных художественно-публицистических жанров в современных отечественных СМИ - анализ публикаций по основным жанрообразующим и жанроформирующим признакам

7.4. Методические рекомендации преподавателю

В преподавании «Основ творческой деятельности» целесообразно использовать подвижное сочетание аудиторных форм обучения и форм самостоятельной работы студентов, выбирая такие виды лекционных, практических и семинарских занятий, которые были бы адекватны уровню реальной студенческой аудитории.

В самом начале курса необходимо сориентировать студентов на подготовку собственных художественно-публицистических материалов во всех основных жанрах, включенных в содержание дисциплины. Необходимо определить порядок и сроки их сдачи.

Кроме того, необходимо объяснить, что большая часть практических занятий будет связана с анализом материалов из текущей периодики, которые должны будут выявить сами студенты. Для этого необходимо рекомендовать круг изданий, на которые можно опереться в поисковой работе.

Главной особенностью дисциплины является прикладной характер обучения. В связи с этим определяющим методическим подходом будет тесное взаимодействие лекционных и практических занятий. При этом желательно, чтобы лекция выполняла не только информирующие, но и иллюстративные функции. Теоретические положения лекции лучше сразу же иллюстрировать на примерах конкретных текстов, привлекая к их анализу студентов.

Другим важным моментом в преподавание курса является обращение к актуальному состоянию художественно публицистики в отечественных СМИ. Во время лекционных, практических и семинарских занятий необходимо рекомендовать студентам записывать и запоминать основные издания, в которых активны жанры художественной публицистики, а также авторов, наиболее успешно работающих в этих жанрах. Это позволит студентам сформировать емкое представление о современном состоянии художественной публицистики в целом.

Практические занятия и семинары в курсе «Основы творческой деятельности журналиста: художественно-публицистические жанры» проводится по узловым вопросам учебной программы. Поскольку в лекционной части курса студенты в основном знакомятся с жанровыми моделями, практические занятия призваны проявить многообразие жанровых форм и познакомит с основными тенденциями их развития.

Каждый семинар и практическое занятие предполагают участие в обсуждении большинства студентов. В подведении итогов работы используются следующие критерии оценки ответов: полнота и конкретность ответа, последовательность и логика изложения, связь теоретических положений с практикой, обоснованность и доказательность излагаемых положений, наличие качественных и количественных показателей, уровень культуры речи. В конце каждого семинара дается также общая оценка хода дискуссии. Внимание при этом обращается на следующие аспекты занятия: качество подготовки аудитории, уровень активности, особо ценные и конструктивные суждения, отмечаются недостатки в работе и даются рекомендации по их устранению в дальнейшем.

При проведении аттестации студентов необходимо учитывать, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...