Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Как было отмечено выше, политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Первый раздел будущей системы непременно связан с намерениями и ответственностью руководства в отношении качества. Их концентрированной формой является официально оформленная политика в области качества. Именно в политике руководство предприятия определяет ключевые положения внедряемой на предприятии новой «философии качества». В этом заключается стратегическое значение политики.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008(п.5.1): «Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

a) доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований потребите­лей, а также законодательных и обязательных требований;

б) разработки политики в области качества;

в) обеспечения разработки целей в области качества:

г) проведения анализа со стороны руководства;

д) обеспечения необходимыми ресурсами.

При определении и формировании в документах политики в области качества, целей качества и обязательств в отношении качества руководству организации следует учесть требования, изложенные в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (п.5.3-5.4.1): «Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

a) соответствовала целям организации;

б) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результа­тивность системы менеджмента качества;

в) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;

г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

д) анализировалась на постоянную пригодность».

«Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соот­ветствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества».

Политика в области качества является основным документом СМК, определяет цель построения и функционирования СМК, а также обязательства высшего руководства по достижению поставленной цели.

Политике в области качества должна быть предоставлена максимально возможная публичность. Она должна наглядно демонстрироваться в самых разных местах организации и все сотрудники её должны знать и понимать.

Главное содержание политики в области качества – ее цели, задачи и принципы.

При разработке политики в области качества необходимо определить для себя следующее:

• название документа и его объем;

• кто подпишется под этим документом;

• должны ли быть в нем ссылки на какие-то нормативные документы;

• цели политики в области качества;

• основные принципы (методы деятельности в области качества);

• обязательства руководства предприятия в отношении политики в области качества;

• место и роль работников предприятия при реализации политики.

К Заглавию документа имеются два подхода: в определении того, чья политика в области качества формируется в нем: предприятия или руководства предприятия.

К первому варианту относятся названия: «Политика БТФ в области качества».

Ко второму варианту могут быть отнесены следующие названия: «Политика руководства БТФ в области качества».

Наиболее правильным было бы связать политику в области качества с конкретным лицом (или лицами), осуществляющим руководство предприятием в момент принятия политики и в период ее реализации. Это связано с тем, что с приходом нового руководства само предприятие может не меняться, а вот политика его руководства может претерпеть существенные изменения, и не только в области качества. В связи с этим представляется, что наиболее точно своему предназначению и сути соответствует следующее название данного документа: «Политика руководства предприятия «БТФ» в области качества».

Объем документа.

Разумеется, в этом вопросе не может быть каких-то ограничений ни сверху, ни снизу. Имеющиеся примеры отмечаются достаточно широким разбросом — от 5 смысловых тезисов до 28. Однако при формулировании политики в 5-6 фразах многие концептуальные моменты оказываются пропущенными или сформулированными в самом общем виде. Когда же число тезисов приближается к 20 и превышает это число, то текст становится перегруженным из-за смысловых повторов или детализации.

Кто подписывает политику в области качества?

В большинстве случаев политику в области качества подписывает первое лицо предприятия – директор, генеральный директор, исполнительный директор и т.п. В ряде случаев этот документ вместе с первым лицом подписывают и другие руководители: технический директор, заместитель директора по качеству и т.д. Такая практика вполне допустима, если критерии «отбора» руководителей для подписи логичны и объяснимы.

Ссылки на нормативные документы.

Взаимосвязь политики в области качества с нормативными документами вполне логична. В ней содержится намерение отразить в тексте «внешние» требования, на которые ориентируется и которые намеривается соблюдать руководство предприятия. Это международные и региональные стандарты в области систем качества, законодательные акты, касающиеся ответственности за качество, международные требования по безопасности, экологии. Примером такого подхода является следующий тезис:

«Для достижения поставленной цели мы принимаем обязательство о соответствии системы менеджмента качества нашего предприятия требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008 и постоянном повышении ее результативности».

Однако надо отчетливо представлять цель такой привязки и делать ее в корректной форме.

Политика должна касаться:

· уровня качества предоставляемых услуг;

· благоприятного имиджа организации и ее репутации;

· миссии (основных задач и ценностей) организации и целей как в области качества, так и в развитии персонала, в удовлетворении общественно значимых потребностей;

· роли персонала и высшего руководства в реализации политики и целей в области качества.

Политика в области качества должна:

· быть искренней, практически реализуемой и соответствовать задачам и принятым ценностям организации;

· включать обязательство соответствовать требованиям СМК и постоянно повышать результативность СМК;

· создавать основу для постановки и анализа конкретных целей в области качества и удовлетворения потребностей потребителей;

· быть доведенной до сведения персонала организации и понятой им;

· регулярно анализироваться на пригодность и необходимость актуализации.

Цели политики в области качества.

Цели – это первый элемент концептуальной триады (цели – задачи – методы), составляющий основное смысловое содержание политики руководства предприятия в области качества. При разработке важно понять разницу между «целью деятельности предприятия» и «целью политики в области качества». Основные цели деятельности любого предприятия сформулированы и закреплены в его уставе, при этом главной целью в современных условиях является получение прибыли. Деятельность в области качества – это лишь часть общей деятельности предприятия.

Поэтому основные цели политики в области качества, несмотря на их важность, не являются всеми целями деятельности. Они должны иметь свои особенности, отличающие их, например, от целей деятельности предприятия на рынке ценных бумаг, в области капитального строительства, охраны труда, программ социальной поддержки.

Следует уделить должное внимание реальности достижения поставленных целей и возможности оценить это достижение, ориентации целей во времени.

Цели в области качества должны быть измеримыми (проверяемыми), согласованными с политикой в области качества, установленными в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях.

Примерами целей в области качества как для организации услуг в целом, так и для отдельных подразделений либо отдельных выполняемых функций могут быть:

– непрерывный анализ потребностей потребителей, целей определения возможности повышения качества услуг;

– повышение прибыльности и конкурентоспособности;

– повышение надежности, оптимизация процессов оказания услуг;

– минимизация затрат времени и ресурсов при оказании услуги при условии обеспечения требуемого качества;

– сокращение либо полное исключение рекламаций;

– сокращение либо полное исключение неблагоприятных воздействий на окружающую среду и др.

В общем случае основными стратегическими целями деятельности предприятия в области качества могут быть:

– расширение достигнутых или завоевание новых рынков сбыта какого-либо вида продукции за счет улучшения его качества;

– достижение технического уровня изделий, превышающих уровень ведущих предприятий и фирм;

– ориентация на удовлетворение требований потребителей определенных демографических групп и регионов;

– увеличение сроков гарантии на продукцию;

– развитие послепродажного сервиса;

– обеспечение лидерства на мировом рынке.

Необходимо отметить, что до определенного времени информация о стратегических целях в области качества составляет коммерческую тайну предприятия, т.е. не подлежит разглашению. В политике предприятия, как правило, отражается 10 % информации от стратегических целей.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...