Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯВ ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА Как было отмечено выше, политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Первый раздел будущей системы непременно связан с намерениями и ответственностью руководства в отношении качества. Их концентрированной формой является официально оформленная политика в области качества. Именно в политике руководство предприятия определяет ключевые положения внедряемой на предприятии новой «философии качества». В этом заключается стратегическое значение политики. В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008(п.5.1): «Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством: a) доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований; б) разработки политики в области качества; в) обеспечения разработки целей в области качества: г) проведения анализа со стороны руководства; д) обеспечения необходимыми ресурсами. При определении и формировании в документах политики в области качества, целей качества и обязательств в отношении качества руководству организации следует учесть требования, изложенные в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (п.5.3-5.4.1): «Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества: a) соответствовала целям организации; б) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества; в) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества; г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему; д) анализировалась на постоянную пригодность». «Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества». Политика в области качества является основным документом СМК, определяет цель построения и функционирования СМК, а также обязательства высшего руководства по достижению поставленной цели. Политике в области качества должна быть предоставлена максимально возможная публичность. Она должна наглядно демонстрироваться в самых разных местах организации и все сотрудники её должны знать и понимать. Главное содержание политики в области качества – ее цели, задачи и принципы. При разработке политики в области качества необходимо определить для себя следующее: • название документа и его объем; • кто подпишется под этим документом; • должны ли быть в нем ссылки на какие-то нормативные документы; • цели политики в области качества; • основные принципы (методы деятельности в области качества); • обязательства руководства предприятия в отношении политики в области качества; • место и роль работников предприятия при реализации политики. К Заглавию документа имеются два подхода: в определении того, чья политика в области качества формируется в нем: предприятия или руководства предприятия. К первому варианту относятся названия: «Политика БТФ в области качества». Ко второму варианту могут быть отнесены следующие названия: «Политика руководства БТФ в области качества». Наиболее правильным было бы связать политику в области качества с конкретным лицом (или лицами), осуществляющим руководство предприятием в момент принятия политики и в период ее реализации. Это связано с тем, что с приходом нового руководства само предприятие может не меняться, а вот политика его руководства может претерпеть существенные изменения, и не только в области качества. В связи с этим представляется, что наиболее точно своему предназначению и сути соответствует следующее название данного документа: «Политика руководства предприятия «БТФ» в области качества». Объем документа. Разумеется, в этом вопросе не может быть каких-то ограничений ни сверху, ни снизу. Имеющиеся примеры отмечаются достаточно широким разбросом — от 5 смысловых тезисов до 28. Однако при формулировании политики в 5-6 фразах многие концептуальные моменты оказываются пропущенными или сформулированными в самом общем виде. Когда же число тезисов приближается к 20 и превышает это число, то текст становится перегруженным из-за смысловых повторов или детализации. Кто подписывает политику в области качества? В большинстве случаев политику в области качества подписывает первое лицо предприятия – директор, генеральный директор, исполнительный директор и т.п. В ряде случаев этот документ вместе с первым лицом подписывают и другие руководители: технический директор, заместитель директора по качеству и т.д. Такая практика вполне допустима, если критерии «отбора» руководителей для подписи логичны и объяснимы. Ссылки на нормативные документы. Взаимосвязь политики в области качества с нормативными документами вполне логична. В ней содержится намерение отразить в тексте «внешние» требования, на которые ориентируется и которые намеривается соблюдать руководство предприятия. Это международные и региональные стандарты в области систем качества, законодательные акты, касающиеся ответственности за качество, международные требования по безопасности, экологии. Примером такого подхода является следующий тезис: «Для достижения поставленной цели мы принимаем обязательство о соответствии системы менеджмента качества нашего предприятия требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008 и постоянном повышении ее результативности». Однако надо отчетливо представлять цель такой привязки и делать ее в корректной форме. Политика должна касаться: · уровня качества предоставляемых услуг; · благоприятного имиджа организации и ее репутации; · миссии (основных задач и ценностей) организации и целей как в области качества, так и в развитии персонала, в удовлетворении общественно значимых потребностей; · роли персонала и высшего руководства в реализации политики и целей в области качества. Политика в области качества должна: · быть искренней, практически реализуемой и соответствовать задачам и принятым ценностям организации; · включать обязательство соответствовать требованиям СМК и постоянно повышать результативность СМК; · создавать основу для постановки и анализа конкретных целей в области качества и удовлетворения потребностей потребителей; · быть доведенной до сведения персонала организации и понятой им; · регулярно анализироваться на пригодность и необходимость актуализации. Цели политики в области качества. Цели – это первый элемент концептуальной триады (цели – задачи – методы), составляющий основное смысловое содержание политики руководства предприятия в области качества. При разработке важно понять разницу между «целью деятельности предприятия» и «целью политики в области качества». Основные цели деятельности любого предприятия сформулированы и закреплены в его уставе, при этом главной целью в современных условиях является получение прибыли. Деятельность в области качества – это лишь часть общей деятельности предприятия. Поэтому основные цели политики в области качества, несмотря на их важность, не являются всеми целями деятельности. Они должны иметь свои особенности, отличающие их, например, от целей деятельности предприятия на рынке ценных бумаг, в области капитального строительства, охраны труда, программ социальной поддержки. Следует уделить должное внимание реальности достижения поставленных целей и возможности оценить это достижение, ориентации целей во времени. Цели в области качества должны быть измеримыми (проверяемыми), согласованными с политикой в области качества, установленными в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях. Примерами целей в области качества как для организации услуг в целом, так и для отдельных подразделений либо отдельных выполняемых функций могут быть: – непрерывный анализ потребностей потребителей, целей определения возможности повышения качества услуг; – повышение прибыльности и конкурентоспособности; – повышение надежности, оптимизация процессов оказания услуг; – минимизация затрат времени и ресурсов при оказании услуги при условии обеспечения требуемого качества; – сокращение либо полное исключение рекламаций; – сокращение либо полное исключение неблагоприятных воздействий на окружающую среду и др. В общем случае основными стратегическими целями деятельности предприятия в области качества могут быть: – расширение достигнутых или завоевание новых рынков сбыта какого-либо вида продукции за счет улучшения его качества; – достижение технического уровня изделий, превышающих уровень ведущих предприятий и фирм; – ориентация на удовлетворение требований потребителей определенных демографических групп и регионов; – увеличение сроков гарантии на продукцию; – развитие послепродажного сервиса; – обеспечение лидерства на мировом рынке. Необходимо отметить, что до определенного времени информация о стратегических целях в области качества составляет коммерческую тайну предприятия, т.е. не подлежит разглашению. В политике предприятия, как правило, отражается 10 % информации от стратегических целей. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |