Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социология в системе социально-гуманитарных наукСОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Бурятия в качестве учебного пособия для аспирантов, студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования
Улан-Удэ Издательство ВСГУТУ Учебное издание
Социология
Учебное пособие
Редактор Т.Н. Чудинова
Подписано в печать 19.10.2012 г. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 5,11. Тираж 100. Заказ № 327 _____________________________________________________
Издательство ВСГУТУ 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в
УДК 316 (075.8) ББК 60.5 (я73)
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Рецензенты В.В. Мантатов − д-р филос. наук, профессор Д.Л. Хилханов – д-р социол. наук, профессор
Авторы коллектив преподавателей кафедры «Социология и политология» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.
Социология: учеб. пособие / авт. колл. преподавателей кафедры «Социология и политология» ВСГУТУ. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. – 88 с.
В учебном пособии освещаются все основные положения, включенные в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации 2004 года по курсу «Социология». Работа подготовлена на основе обобщения современной научной и учебной литературы по социологической науке. Предназначено студентам вузов, учащимся колледжей для изучения и освоения материала при подготовке к занятиям и экзаменам; для самостоятельной работы.
ББК 60.5 (я73) ©Авторы, 2012 © ВСГУТУ, 2012 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие (д-р социол.наук, проф. Ц.Ц. Чойропов)…………4 Тема 1. Социология как наука (д-р социол.наук, проф. Ц.Ц. Чойропов)…………………………………………………….5 Тема 2. Основные этапы развития и исторические типы социологии (д-р социол.наук, проф. О.А. Очирова)……………16 Тема 3. Общество как естественно-историческая целостная система (д-р социол.наук, проф. О.А. Очирова)………………..32 Тема 4. Социальная структура общества (д-р социол.наук, проф. Ц.Ц. Чойропов, к.с.н. Т.Ц. Чойропова)…………………..45 Тема 5. Личность как объект и субъект социального развития (к.ф.н., доц. Е.А. Голубев)………………………………………..60 Тема 6. Социальный контроль и девиация (канд.социол.наук, доц.С.Б. Давлетчина)……………………………………………..69 Тема 7. Социальная экология (д-р социол.наук, проф. О.А. Очирова)……………………………………………………106 Тема 8. Процесс социологического исследования (канд.социол.наук, доц. С.Б. Давлетчина)……………………...118 Тема 9. Социальные процессы и социальные изменения. (канд.социол.наук, ст. преп. Ю.А. Романов)………...................143 Тема 10. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. (канд.социол.наук, ст. преп. Ю.А. Романов)……………………………………………………162 Библиографический список………………………………………171 ПРЕДИСЛОВИЕ. Социология, занимающаяся исследованием социальных действий людей, мотивов их поведения, ценностных ориентаций в социальной системе, тенденций и динамики развития социальных процессов, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для подготовки бакалавров и магистров. Со сменой парадигмы экономического и социального развития общества возрастают объективная необходимость и потребность студентов в изучении теоретической и прикладной социологии. Недооценка социологии в прошлом привела к волюнтаризму и субъективизму в управлении обществом, социальными процессами. Социология дает возможность как прогнозировать появление тех или иных тенденций, проблем, так и разрешать их в отдельных коллективах и в обществе в целом. С этой целью в вузах введены курсы социологии, призванные вооружить студентов социологическими знаниями, необходимыми для подготовки специалистов − руководителей производства, предприятий и организаций, без которых они не могут обойтись. В процессе изучения этого курса большое внимание будет уделяться не только теоретическим, но и прикладным и эмпирическим аспектам социологии, чтобы студенты могли овладеть методикой проведения исследования, сделать на их основе научно обоснованные выводы, имеющие важное значение в управленческой деятельности в коллективах, в разрешении конфликтных ситуаций, внедрении инновационных методов организации труда. Социологию в общем плане можно охарактеризовать как способ изучения людей, основанный на эмпирических данных, взятых из реальной жизни, вскрывающих их мотивы, установки, ценностные ориентации. Социология, являясь наукой об обществе как целостной системе, так и отдельных социальных процессах, группах, рассматривалась у нас в течение длительного времени с позиций классового подхода, что и служило основанием для ее разделения на буржуазную и марксистскую. Такой подход к социологии как к науке в корне противоречит общечеловеческим, духовным ценностям, который привел ее к изоляции, отставанию от мирового социологического знания, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации общества, перехода его к рыночным отношениям. Сегодня мы вынуждены признать, что социологические исследования, практиковавшиеся ранее в стране, проводились в соответствии с политикой, оторванной от реальной действительности, в которой субъекты, по сути, не выступали в качестве агентов исторического действия. На современном этапе перед социологами выдвигается проблема гуманизации социальных процессов, сознательного формирования критической направленности по отношению к официальным институтам и социальным структурам. Социология должна сконцентрировать свои усилия не только на анализе субъектов исторического действия и активных сил, участвующих в преобразовании общества, но и стать орудием социологического просвещения и образования людей, и в первую очередь студентов, инструментом самопознания общества и человека. В учебном пособии широко использован мировой зарубежный и отечественный опыт социологических исследований, имеющих теоретическую и практическую значимость. Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Определение социологии 2. Социология в системе социально-гуманитарных наук 3. Структура и функции социологического знания Определение социологии С термином «социология» вы почти все знакомы. Некоторые из вас, наверное, не раз заполняли анкеты. Много проводится социологических исследований среди молодежи по различным темам, таким как «Здоровый образ жизни», «Дружба и любовь», «Профессиональная ориентация», «Адаптация к студенческой жизни» и т.д. Кто систематически читает газеты, постоянно смотрит по телевизору социально-политические передачи, тот знает о том, что периодически оглашаются рейтинги политических лидеров страны, а в связи с выборами в президенты и парламенты различных уровней публикуются рейтинги вероятных кандидатов на эти должности и места. А что представляет собой социология как наука? Всего в общей сложности имеется более ста определений социологии. Американский социолог Нейл Смелзер дает такое определение: «Социология − это научное изучение общества и общественных отношений». Английский социолог Энтони Гидденс утверждает: «Социология может быть определена как систематическое изучение человеческого общества, уделяющее особое внимание современной индустриальной системе». Социологический энциклопедический словарь, изданный под редакцией академика Г.В. Осипова, подчеркивает: «Социология − это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества. Социология изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации». Из многих определений социологии мы привели три примера. Но они, как видно, по-разному определяют социологию как науку. В чем дело? С чем связано множество определений? Прежде всего, с тем, что социология отпочковывалась от других наук − от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания); и эти науки в какой-то мере оставили свой след в определении социологии. Далее, в мире существуют различные научные школы со своими традициями, направлениями, методологиями, исходя из которых и определяется социология как наука. И наконец, страны мира находятся на разных уровнях общественного развития и их ученые, с учетом существующего объекта реальности, выдвигают свои суждения. Поэтому все определения социологии имеют право на существование. Для более точного определения этой науки необходимо определиться с объектом и предметом социологии. До сих пор некоторые авторы смешивают объект и предмет социального знания. Так, С.И. Оспанов в статье «Об объекте и предмете социологии» утверждает: «Объект и предмет науки на содержательном уровне тождественны». Нам же кажется, что они не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс познания, а предмет – лишь стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объектом социологии, как и множества других социальных наук, является общество. Здесь, думается, нет разных мнений. Но различные социальные науки изучают общество под определенным углом зрения – с точки зрения предмета своего исследования. Итак, каков предмет социологии? Это коренной и фундаментальный вопрос, но вопрос о предмете социологии остается до сих пор нерешенным. Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки. Так, например, К. Маркс для экономической теории выделил главную категорию − товар. А что выступает такой ключевой категорией в социологии? Вот здесь известные нам авторитеты в области социологии предлагают разные понятия. В.А. Ядов выделяет в качестве центрального звена в предметной области социологии «социальную общность» (Социс. − №2. − 1990. − С.12), А.В. Кабыще − «социальную структуру» (Социс. − №4. − 1990. −С.22), Ж.Т. Тощенко - «специфическую форму проявления человека как личности» (Социс. 1991. №5. С.37), В.Т. Харчева утверждает, что «именно личность является единицей наблюдения в социологии». Вот такой разнообразный подход. Как видно, эти категории выделяют только одну сторону общества или показывают в целом объект социологии. Удивительно, что наши ведущие социологи почему-то обходят стороной П.А. Сорокина, за исключением Э.В. Тадевосяна Нам кажется, что П.А. Сорокин правильно определил ключевую категорию социологии, его предмет. В своей книге «Система социологии» он писал так: «… социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, − с другой». Это определение, по сути, совершенно правильное. Почему? Во-первых, с прогрессом самого научного знания, с изменением и усложнением самой социальной реальности изменяется и предмет науки. Исходя из этого, можно было бы определить предмет социологии по Сорокину: взаимодействие социальных субъектов, таких как личность, группа, общность, общество. Во-вторых, понятие «социального взаимодействия» является ключевой категорией потому, что содержит решающее качество самовыдвижения, развития социального целого, т.е. в результате социального взаимодействия развивается общество, начиная от личности и кончая социумом в целом. В-третьих, категория социального взаимодействия объединяет как макро -, так и микроуровень социального знания. Она объясняет взаимоотношения между социальными субъектами разных уровней. В-четвертых, будучи главным предметом социального анализа, социальные взаимодействия охватывают все возможные состояния и формы человеческого бытия. В-пятых, выделение этой категории наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу - как анализировать социальное развитие конкретной страны, так и всего мира. Итак, социология есть наука о наиболее общих закономерностях функционирования и развития взаимодействующих социальных субъектов общества.
Эволюция российской социологии В России социология как наука прошла свое становление во 2-й половине XIX в. Ее последующее развитие напрямую зависело от условий в стране, которые не раз кардинально менялись на протяжении ХХ в. Поэтому в России социология пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования. В развитии отечественной социологии выделяют, по существу, три этапа, но более глубокий анализ, конечно же, показывает большее их число. Ведь почти каждое десятилетие ХХ в. в России имело свои особенности. Из трех выделяемых этапов: 1-й этап - дореволюционный – с середины XIX в. до 20-х гг. ХХ в.; 2-й и 3-й - послереволюционные – с 20-х по 60-е гг. и с 70-80-х гг. по настоящее время. Первый этап характеризовался богатством социологической мысли. Наибольшую известность получили следующие школы и направления. Школа субъективной социологии (П. Лавров, Н. Михайловский): сознательное историческое движение осуществляется критической мыслью; мерилом общественного прогресса и движущей силой общества является личность; переход к новому обществу происходит через посредство общины, артели; основной единицей общества является не класс, группа, а личность. Сравнительно-историческое направление (М. Ковалевский, Н. Кареев): развитие солидарности между социальными группами, классами как движущая сила общественного прогресса; основной метод социологии – сравнительно-исторический; революционные преобразования – это патология, случайность для общественного прогресса. Экономическое направление (П. Струве, М. Туган-Барановский): преобразовать общество может лишь образованный индивид, а не классовая борьба или революция; исторический прогресс определяется культурными ценностями человечества; П. Струве – создатель экономического моделирования в социологии. Психологическая школа. Бихевиористская (Л. Петражицкий, Е. де Роберти, И. Павлов, У. Бехтерев); в основе общества стоят психологические процессы; эмоции – истинные мотивы человеческого поведения; основное внимание – «коллективному поведению»; обращение социологии к психологии индивида. Религиозно-консервативное течение (Н. Данилевский): структура и динамика «культурно-исторический типов» цивилизаций; история общества – это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой. Натуралистическое направление (Л. Мечников, В. Ключевский): географический детерминизм (климат, почва и пр.); в органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы, а в обществе стремление к кооперации становится ведущим. Первое десятилетие Советской власти было периодом признания социологии: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920): была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции. Послереволюционный период развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Второй этап эволюции российской социологии наиболее трагичен. В 30-е гг. ХХ в. социология объявляется буржуазной лженаукой и запрещается. Фундаментальные и прикладные исследования прекращаются до начала 60-х гг. Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе. Даже после ХХ съезда КПСС социология некоторое время не восстанавливалась в своих правах. Социологические эмпирические исследования проводились, но под прикрытием экономической и философской наук. И только в 60-е гг начинают создаваться социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация. Считается, что на третьем этапе ( 70-80-е гг.) отечественная социология получает полупризнание, поскольку социологические исследования полностью зависели от партийных решений, что не давало свободы для научного поиска. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 г. создан Институт социсследований (с 1988 г. – Институт социологии АН), появляются отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 г. стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее – «Социс»). В целом в этот период административно-бюрократическое вмешательство в социологию привело к снижению количества и качества исследований. Социология была полностью восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно. Она возродилась как учебная дисциплина. Широко проводятся фундаментальные и прикладные исследования в стране. Российская социология сегодня нарабатывает материал об обществе и прогнозирует дальнейшее его развитие.
Вопросы для обсуждения и дискуссии 1. Индивид и общество в социальных системах Платона и Аристотеля. 2. Опыт Средневековья: от схоластики к эмпирике. 3. Основы «утопического социализма». 4. Философско-исторический анализ Джамбатиста Вико. 5. Огюст Конт – основоположник социологии. 6. Влияние теории эволюции Ч. Дарвина на социологию. 7. Какие направления мировой социологии вы знаете? 8. История отечественной социологии. Общество как целостная система Социальная система - ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа. Вместо того чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие «социальной системы», выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп. Само общество также может анализироваться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но, вместе с тем, обладающей своими собственными особенностями. Вот почему формулировка концепции социальной системы и связанного с ней концептуального аппарата явилась важной вехой на пути развития научных представлений об обществе, означавшей высокую степень социальной зрелости социологии, свидетельствующей о ее окончательной институционализации как самостоятельной и автономной науки в обществе. В 50-х гг. XX в. ряд ведущих теоретиков американской социологии Т. Парсонс, К. Дэвис, Н. Смелзер, Р. Мертон, М. Леви и другие предприняли попытку использовать принципы зарождающейся тогда системно-структурной методологии в анализе широкого круга социальных явлений. Близкие по духу исследования проводились и раньше: концепции Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Спенсера, В. Парето и др. Однако своеобразие нового этапа развития социологии как науки, начавшегося в период Второй мировой войны, состояло в том, что социология перестала заимствовать идеи и понятия других наук, что было характерно для социологии XIX - начала XX в., стала опираться на свои собственные представления об общественной жизни, отражавшие своеобразие и специфику общественных явлений. Одной из важных сторон новой методологии было установление аналитического различия и уточнения специфического содержания двух основополагающих понятий - «культуры» и «социальной системы». Исходным в определении социальной системы служит истолкование ее как «системы социального взаимодействия множества индивидов». При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Это обусловлено наличием общеразделяемых символов ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Последнее становится возможным в том случае, когда наличествуют социальные нормы, предписывающие людям определенные шаблоны действий - социальные роли. Отсюда следует важный вывод, выражающий, кстати, специфику социальных систем: их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне или развиваются в рамках самостоятельной системы, но тоже в теснейшей зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей. Таким образом, при социологическом анализе социальной системы необходимо учитывать два принципиально важных момента: 1) взаимодействие социальной и культурной систем, благодаря которому формируется нормативная регуляция и обеспечивается координация действий множества индивидов; 2) взаимодействие личности с социальной системой, которая должна определенным образом мотивировать, стимулировать людей к предписываемым им типам деятельности. Поэтому многие теоретически важные проблемы социологического анализа социальной системы становятся осознанными и понятными только при учете взаимодействия трех основных уровней: личности, социальной системы, культуры. В концепции Т. Парсонса, отличающейся глубиной и систематичностью теоретической разработки, взаимодействие трех указанных сфер - культуры, общества и личности - образуют главный фокус теоретического социологического анализа - проблему институционализации. Каждая из этих систем рассматривается в качестве подсистемы более широкой системы действия, порождающей личность, социальную и культурную систему. Предмет изучения социологии - социальная система - образуется как раз на пересечении этих трех уровней социальной реальности, а личность и система культуры образуют своеобразные границы функционирования социальной системы. Если дословно следовать смыслу термина «институционализация» в том его широком значении, в котором он употребляется в отечественной социологии, то под ним следует понимать процесс формирования различных социальных институтов общества. В работе американского исследователя Дж. Тернера убедительно продемонстрировано, что все ведущие концепции западной социологии, несмотря на явные расхождения в интерпретации социальных явлений, в сущности, концентрируются вокруг одной главной проблемы - институционализации, предлагая различные ответы на входящие сюда проблемы. Ее исключительная значимость для социологии объясняется весьма просто: посредством анализа этого процесса социологи пытаются дать ответ на ключевые вопросы социального познания: - как возможно общество и различные формы коллективности, в которые включен человек ? - при каких условиях становится возможным социальная организация индивидов ? - что обеспечивает относительную устойчивость структуры в различных формах социальной организации, благодаря чему обеспечивается стабильность и устойчивость различных типов социальной организации ? Для того чтобы процесс институционализации принял более зримые очертания, отметим присущие ему две взаимосвязанные стороны. Институционализация означает процесс формирования социальной системы (или социальной организации, выражаясь упрощенно), который предполагает установление (таково дословное значение термина «институционализация») и упрочение ее социальной структуры. Вторая, внутренняя, сторона процесса институционализации заключается в том, что он представляет собой результат некоего слияния в рамках социальной системы нормативно-ценностных стандартов поведения с индивидуальной мотивацией входящих людей. Вопросы для обсуждения и дискуссии 1.Раскройте соотношение понятий «социальные процессы» и «социальные изменения». 2. В чем заключается сущность концепции П. Сорокина о социальных изменениях? 3. Дайте понятие и анализ «действующих сил» социальных изменений. 4. Уровни и направления социальных изменений. Приведите конкретные примеры. 5. Раскройте основные теории социальных изменений. 6. Модернизация современного российского общества. 7. Социально-экономические процессы в пореформенной России. 8. Современные глобальные изменения в сфере труда. 9. Приватизация предприятий и изменение трудовых отношений. 10. Объясните, что есть «общество» по мнению следующих социальных мыслителей: 1) «Общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда» (О. Конт). 2) «Общество – композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов» (Г. Спенсер). 3) «Общество есть социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием» (Г.Е. Зборовский). 4) «Общество – это меновой союз людей, связанных разделением труда» (А. Смит). 5) Общество - это самостоятельная система, со своими собственными законами развития, при анализе которой возможны аналогии с другими системами, например, с биологическими (О. Конт, Г. Спенсер). 6) «Общество – это сфера необходимого межчеловеческого взаимодействия, это следствие работы механизма, соединяющего насущные потребности и интересы каждого с потребностями всех» (Мандевиль).
Вопросы для обсуждения и дискуссии Вопросы для обсуждения и дискуссии 1. Что означает понятие «девиантное поведение»? Каковы его причины и последствия? 2. Что такое аномия? 3. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона? 4. Раскройте социологическое значение понятий «нормы» и «ценности». 5. Что такое социальные нормы, какова их классификация? 6. Как можно сформулировать основную концепцию теорий «физических типов» и психоаналитических теорий? В чем их основные различия? Кто является основоположниками этих теорий? 7. Что объединяет теории Ч. Лоброзо и У. Шелдона? 8. Как объяснял девиацию З. Фрейд? 9. В чем состоит основное отличие психологического подхода к изучению социальных отклонений от всех других подходов? 10. Как с помощью марксистской теории можно объяснить девиацию? 11. В чем суть теории Р. Мертона? Какие типы девиации он выделял? 12. На чем основана типология отклоняющейся личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения? 13. Какие типы самоубийств выделял Э. Дюркгейм? 14. Что такое стигма и как стигматизация влияет на девиантное поведение? 15. Проанализируйте феномен девиантного поведение с точки зрения теории стигматизации. 16. В чем состоит основная концепция теории «навешивания ярлыка» и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида : первичное или вторичное отклонение ? 17. Что представляет собой деликвентное поведение? В чем его различие с девиантным поведением? 18. Может ли девиантное поведение носить позитивный характер? 19. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем причина появления такого рода отклонений? 20. Чем отличаются разрушительная девиация и созидательная девиация? 21. Что такое первичная и вторичная девиация? 22. Что такое социальный контроль и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества? 23. Дайте характеристику структуре социального контроля. 24. Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе? Назовите его формы и виды воздействия. 25. Приведите примеры формального и неформального контроля. 26. Какие существуют механизмы (методы) социального контроля?
Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ 1. Предмет социальной экологии и ее связь с другими науками 2. История социальной экологии 3. Сущность социально-экологического взаимодействия 4. Основные понятия и категории, характеризующие социально-экологические взаимосвязи, взаимодействие 5. Среда человека и её свойства История социальной экологии Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов -Р. Парку и Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики. Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе в 1927 г.Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций. Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е гг. ХХ в. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета. В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со 2-й половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов. В нашей стране к концу 70-х гг. также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внеслиЭ.В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др.
Основные понятия и категории, характеризующие социально-экологические взаимосвязи, взаимодействие Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. По мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни. Т.А. Акимова и В.В. Хаскин считают, что социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. По Э.В. Гирусову, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности. Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциальное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию. Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода предков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической организации и расширении возможностей функционирования, стали изменения условий существования, произошедшие вследствие развития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов − естественных экологических ниш, населяемых предками человека, поставили его перед необходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Одной из особенностей специфической стратегии приспособления человеческих предков к новым условиям было то, что они «сделали ставку» преимущественно на механизмы поведенческой, а не морфофизиологической адаптации. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность создавать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений создания и использования орудий, создания им развитой материальной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фактически перешел от пассивного приспособления к условиям существования к активному и сознательному их преобразованию. Таким образом, происхождение и эволюция человека не только зависели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |