Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика антикризисного финансового управления

Политика антикризисного финансового управления включает диагностику банкротства с помощью проведения финансового анализа с целью выявления угрозы банкротства и разработку мер, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния. Реализация политики антикризисного управления предприятием предполагает оценку финансового состояния на основе совокупности неформальных показателей и критериев. С этой целью в анализе определяется группа показателей, по которым судят о возможной угрозе банкротства. Такими показателями являются показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.

Уровень текущей угрозы банкротства определяют с помощью показателей платежеспособности, при помощи которых оценивают перспективы удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязательств по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в соответствии с предусмотренными законодательством о банкротстве сроками нарушения финансовых обязательств.

Предстоящую угрозу банкротства оценивают с помощью показателей финансовой устойчивости. Устойчивое финансовое положение предприятия характеризуется показателями, когда его финансовые ресурсы покрываются собственными средствами не менее чем на 50%, и предприятие эффективно и целенаправленно использует их, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, т.е. является платежеспособным. Тенденция к снижению коэффициента автономии характеризует нарастающую угрозу банкротства.

Расчет показателей рентабельности и деловой активности, в частности, коэффициента оборачиваемости активов и капитала, позволяет оценить, в какой степени и с какой скоростью предприятие способно получить необходимую прибыль, т.е. формировать чистый денежный поток в необходимые сроки.

В зависимости от масштабов кризисного состояния разрабатываются пути возможного выхода из него. При легком кризисе проводят меры по нормализации текущей деятельности предприятия, при глубоком кризисе включают механизм полного использования внутренних резервов финансовой стабилизации, при катастрофическом положении прибегают к санации либо реорганизации или ликвидации предприятия. С целью выбора варианта реорганизации или ликвидации предприятия проводят оценку ликвидационной стоимости предприятия и его экономической стоимости.

Таким образом, основная цель политики антикризисного фи­нансового управления заключается в разработке и реализации мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и достижение достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного финансового состояния.

 

Рис. 9. Антикризисные процедуры

 

Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает:

. осуществление постоянного мониторинга финансового со­стояния предприятия с целью раннего обнаружения призна­ков его кризисного развития;

. определение масштабов кризисного состояния предприятия; . исследование основных факторов, обусловливающих кри­зисное развитие предприятия;

• формирование системы целей выхода предприятия из кри­зисного состояния, адекватных его масштабам;

• выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния.

• выбор эффективных форм санации предприятия;

• обеспечение контроля за результатами разработанных мероприятии по выводу предприятия из финансового кризиса

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод пред­приятия из кризисного финансового состояния, важная роль отво­дится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее ши­рокий диапазон форм имеет досудебная санация, инициируемая самим предприятием.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника учредителями, собственниками имущества, его кредиторами и иными лицами в форме предостав­ления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения долгов.

Досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена зада­чам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Остановимся подробнее на формах санации, связанных с реорганизацией предприятия. Главная особенность реорганиза­ционных процедур состоит в том, что они направлены на обеспе­чение нормального функционирования предприятия и восстанов­ление его платежеспособности.

Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодек­су РФ (ст. 57), проводится по решению их учредителей (участников). Решение о реорганизации принимается высшим органом управле­ния юридического лица [1]:

• общим собранием акционеров в акционерных обществах;

•общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью.

Формы финансового оздоровления (санации):

1. Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга

2. Дотации и субвенции за счет бюджета

3. Государственное льготное кредитование

4. Слияние

5. Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выданным санируемому предприятию

6. Присоединение

7. Разделение

8. Преобразование

9. Целевой банковский кредит

10. Выделение

11. Перевод долга на другое юридическое лицо

12. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные

13. Выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию санатора.

14. Отсрочка погашения облигаций предприятия

15. Списание кредитором части долга

Рис. 10. Способы погашения задолженности в банкротстве

 

Реорганизация считается завер­шенной с момента государственной регистрации нового юридиче­ского лица В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус. Различают сли­яние:

• горизонтальное, при котором объединяются организации од­ной отрасли;

• вертикальное, которое объединяет организации смежных от­раслей (например, производителей и потребителей сырья);

• конгломератное, в процессе которого объединяются органи­зации, не связанные между собой ни отраслевыми, ни техно­логическими особенностями.

При слиянии нескольких хозяйствующих субъектов активы и пассивы, дебиторская и кредиторская задолженность каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответ­ствии с положениями передаточного акта. Финансовые потоки прежних организаций не просто объединяются (сливаются) в один более мощный финансовый поток, при слиянии возникает синергетический эффект, когда сложение дает результат больше простой суммы.

В некоторых случаях простая диверсификация денежных пото­ков может обеспечить благоприятный эффект и содействовать ста­билизации финансового положения объединенной организации. Слияние способствует упрочению базы финансовых операций, что в свою очередь повышает кредитоспособность организации и по­зволяет ей претендовать на привлечение более крупных займов.

Присоединение предполагает, что к одному субъекту переходят все права и обязанности других (присоединенных) на основании передаточного акта. В таком случае присоединяющая организация реорганизуется, а присоединяющиеся прекращают свое существо­вание. Результатом присоединения служит то, что одна организа­ция поглощает все активы и пассивы других организаций, стано­вясь единым правопреемником по всем их обязательствам и требо­ваниям.

Характерная особенность присоединения связана с тем, что этот вид реорганизации не порождает новых юридических лиц, наоборот, число действовавших организаций уменьшается, при этом остав­шаяся организация становится крупнее.

Разделение может быть использовано для организаций, осуществляющих многоотраслевую хозяйственно-производственную деятельность. Выделенные в процессе разделения организации получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительно­го баланса.

Разделительный баланс реорганизуемого субъекта — важней­ший документ, на основании которого определяется перечень иму­щества и обязательств, переходящих ко вновь созданным органи­зациям в результате разделения.

Выделение — такой вид реорганизации, в ходе которой на базе части имущества ранее существовавшей организации создается но­вая. Уставный капитал прежнего субъекта после данной реоргани­зации уменьшается. При выделении составляется разделительный баланс, в котором фиксируется состав передаваемого имущества. Выделяемая организация становится правопреемником прав и обя­занностей пропорционально части имущества прежней организации. Преобразование — это форма реорганизации, при которой юриди­ческое лицо одной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реоргани­зованного лица в соответствии с передаточным актом.

Преобразование в открытое акционерное общество осуществля­ется по инициативе группы учредителей и позволяет существенно расширить финансовые возможности организации, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономиче­скому развитию. Условием такой санации выступает необходи­мость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством.

При формах санации, направленных на реорганизацию предпри­ятия, основными санаторами могут быть собственники предприя­тия, предприятия-кредиторы, сторонние хозяйствующие субъекты, трудовой коллектив санируемого предприятия.

Сравнение эффективности различных схем реорганизации предприятия на базе перечисленных нами форм санации позволя­ет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее различные альтернативные формы, выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизацион­ных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность предприятия и избежать объявления предприятия-должника банк­ротом с последующей его ликвидацией.

В отличие от реорганизационных применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятельности предприятия. Разли­чают принудительную ликвидацию предприятия-должника по ре­шению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоя­тельного предприятия под контролем кредиторов. Цель ликвида­ционных процедур - удовлетворение обоснованных требований кредиторов к предприятию-должнику. Порядок проведения ликви­дации (конкурсного производства) и очередность удовлетворе­ния требований кредиторов определены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовая суть реорганизации состоит в том, что, хотя деятель­ность определенного юридического лица прекращается, во всех случаях реорганизации, кроме выделения, его права и обязанно­сти не прекращаются, а передаются другим юридическим лицам — правопреемникам. В этом заключается принципиальное отли­чие реорганизации от ликвидации, при которой правопреемни­ка нет.

После принятия решения о реорганизации учредители должны в письменной форме уведомить об этом кредиторов реорганизуе­мого предприятия. В уведомлении необходимо указать, какая орга­низация будет рассчитываться с кредитором после реорганизации предприятия-должника. Сообщение о реорганизации публикуется также в печатном органе, который издает данные о государствен­ной регистрации юридических лиц.

В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс — это не только бух­галтерские документы, позволяющие точно установить, кому кон­кретно и какое имущество передано, но это также документы, име­ющие большое правовое значение. В них определяется, на кого возложено выполнение определенных обязанностей (например, выполнение договоров поставки, оплата определенной продукции и т. п.), кто получил соответствующие права (например, право тре­бовать уплату задолженности, арендной платы, расходов по достав­ке товара и т. п.).

При слиянии, присоединении или преобразовании юридических лиц права и обязанности реорганизованных предприятий переходят к вновь созданным организациям на основании передаточного акта, при выделении и разделении — на основании разделительного баланса.

Передаточный акт или разделительный баланс вместе с учреди­тельными документами предоставляются для государственной реги­страции вновь созданных юридических лиц или внесения измене­ний в учредительные документы существующих юридических лиц.

Перед составлением передаточного акта или разделительного ба­ланса на предприятии проводится полная и сплошная инвентариза­ция. Проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. В ходе инвентаризации проверяются наличие, состояние и оцен­ка имущества и обязательств, составляются акты сверки расчетов с каждым дебитором и кредитором. Выявленные при инвентариза­ции расхождения между фактическим наличием имущества и дан­ными бухгалтерского учета отражаются на счетах.

Затем проводится оценка передаваемого правопреемнику имуще­ства и обязательств реорганизуемого предприятия. Если основные средства и нематериальные активы оцениваются по остаточной сто­имости, материально-производственные запасы — по фактической стоимости, финансовые вложения — по первоначальной стоимости, то стоимость имущества, указанная в передаточном акте или раздели­тельном балансе, будет совпадать с данными бухгалтерского учета.

Учредители могут оценить имущество и по рыночной стоимо­сти, тогда его стоимость в передаточном акте или разделительном балансе не совпадет с данными бухгалтерского учета. Но при этом никаких дополнительных записей на счетах бухгалтерского учета не делают.

Расходы, связанные с оценкой имущества по рыночной стоимо­сти (например, услуги оценщика), признаются организациями, участвующими в реорганизации, прочими операционными расходами периода.

Оценка обязательств реорганизуемого предприятия в передаточ­ном акте или разделительном балансе определяется суммой, по кото­рой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском уче­те, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам. Убытки кредиторов могут возникнуть в результате реорганиза­ции предприятия, поэтому реорганизуемое предприятие обязано рассмотреть все претензии кредиторов и в случае их обоснованно­сти возместить понесенные кредитором убытки. В гражданском законодательстве под убытками понимают реальный ущерб и упу­щенную выгоду (ст. 15 ГК РФ) [1],

Реальный ущерб — это расходы, которые предприятие реально произвело к моменту предъявления иска о возмещении убытков или которые еще будут им произведены для восстановления нару­шенного права, т. е. будущие расходы.

К упущенной выгоде относятся неполученные доходы, которые предприятие получило бы при обычных условиях, если бы органи­зация-контрагент не приняла решение о реорганизации. Факт при­чинения убытков в виде упущенной выгоды и их размер должны быть обеспечены надлежащими доказательствами. Они не должны строиться на предположительных расчетах тех доходов, которые могли быть получены, если бы не реорганизация контрагента.

В качестве доказательств, позволяющих реально требовать воз­мещения причиненных убытков в виде упущенной выгоды, высту­пают прежде всего письменные доказательства, подтверждающие возможность получения доходов. Например, договоры, заключен­ные потерпевшей стороной с третьими организациями, протоколы о намерениях, гарантийные письма либо другие документы, позво­ляющие достоверно установить предварительное согласие на за­ключение договора.

На основании сверки расчетов с кредиторами, которая проводи­лась в ходе инвентаризации имущества и обязательств, реоргани­зуемое предприятие определяет величину кредиторской задолжен­ности. Кредиторы имеют право потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств, а также возмещения причинен­ных убытков. Если эти требования кредитор предъявляет в течение 30 дней начиная с даты направления ему уведомления о реоргани­зации или даты опубликования в печати решения учредителей, то по обязательствам отвечает реорганизуемое предприятие. Если же кредитор не заявит вовремя свои права, то обязательства пере­ходят к правопреемнику реорганизуемого предприятия.

Досрочное прекращение или исполнение соответствующих обя­зательств перед кредитором распространяется на так называемые «длящиеся обязательства», которые вытекают из договора кредита или займа, аренды или лизинга.

Реорганизуемое предприятие может погасить не все требования, предъявленные кредиторами, по причине нехватки средств. Кроме того, ни ГК РФ, ни законы, регулирующие деятельность АО и ООО, не запрещают предприятию провести реорганизацию при непол­ном удовлетворении выставленных кредиторами требований. Не­погашенная часть требований раскрывается отдельной строкой в передаточном акте или разделительном балансе.

Если разделительный баланс не дает возможности определить, кто же должен погасить задолженность реорганизуемого предпри­ятия перед кредиторами, тогда все юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по этим обязательствам (п. 3 ст. 60 ГК РФ) [1].

Основанием для составления передаточного акта или раздели­тельного баланса служит бухгалтерская отчетность, сформирован­ная на последнюю дату перед составлением указанных документов. Кроме того, по решению учредителей обычно прилагаются следу­ющие документы:

• акты инвентаризации имущества и обязательств;

• первичные учетные документы по передаваемым материаль­ным ценностям (накладные по материально-производствен­ным запасам, акты приемки-передачи основных средств и нематериальных активов и т. п.);

• расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого предприятия.

К расшифровкам задолженностей прикладываются акты сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, уведомления дебиторам и кредиторам реорганизуемого предприятия о том, кто именно будет рассчитываться с ними после реорганизации. Уве­домления отправляются до утверждения передаточного акта или разделительного баланса, поскольку контрагенты реорганизуемого предприятия вправе потребовать досрочного погашения долгов или возмещения убытков.

Типовые формы передаточного акта и разделительного баланса действующим законодательством не предусмотрены. Они составля­ются в произвольной форме. Для правильного ведения бухгалтер­ского учета и составления бухгалтерской отчетности в процессе реорганизации предприятия должны руководствоваться Методи­ческими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н. Передаточный акт — документ, который служит основанием для передачи имущества и обязательств юридических лиц при реорга­низации в форме слияния, присоединения и преобразования (ст. 58 ГК РФ). Он состоит из нескольких частей [1].

В первой части передаточного акта указывается общая инфор­мация о реорганизации юридических лиц, а именно:

- полное наименование юридических лиц, участвующих в ре­организации, а также их организационно-правовая форма; S вид реорганизации;

- наименование и организационно-правовая форма правопре­емников;

- дата принятия решения о реорганизации,

- список прилагаемых форм отчетности;

- список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;

- список других прилагаемых документов (приказ об учетной портике организации, аналитические данные по дебитор­ской и кредиторской задолженности и т. п.).

Вторая часть передаточного акта представляет собой бухгалтер­ский баланс содержащий сведения об имуществе, обязательствах и собственном капитале реорганизуемого юридического лица на дату составления передаточного акта. Бухгалтерский баланс, кото­рый включается в передаточный акт, называют передаточным. В нем приводятся только данные по состоянию на отчетную дату. Показатели на начало отчетного года не указываются.

Третья часть передаточного акта содержит подробные расшиф­ровки по всем статьям передаточного баланса. Например, в статье «Основные средства» приводится полный перечень всех основных средств, передаваемых в ходе реорганизации: наименование, коли­чество, стоимостная оценка. Пояснения к передаточному балансу необходимы для того, чтобы после проведения реорганизации бух­галтер мог отразить в бухгалтерском учете переданное имущество и обязательства.

Помимо этих сведений в передаточном акте были указаны:

• количество передаваемого имущества, его подробное описа­ние;

• список прилагаемых форм отчетности;

• список прилагаемых инвентаризационных описей, сличи­тельных ведомостей;

• приказ об учетной политике предприятия;

• аналитические данные по дебиторской и кредиторской за­долженности.

Преобразованная организация должна составить заключитель­ную бухгалтерскую отчетность на дату, предшествующую дню госу­дарственной регистрации вновь создаваемой организации. При этом закрываются счета учета прибылей и убытков, а сумма чистой прибыли распределяется по решению учредителей.

Данные заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта. Причины такого рас­хождения подробно излагаются в пояснительной записке к заклю­чительной бухгалтерской отчетности.

При реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией надень, предшествующий внесению в Peecтp запи­си о прекращении ее деятельности. При этом производится закры­тие счета учета прибылей и убытков и распределение чистой при­были присоединяющейся организации на основании договора о присоединении.

Организация-правопреемник, к которой присоединяется одна или несколько реорганизованных организаций, не производит за­крытие счетов и не формирует заключительную бухгалтерскую от­четность. Текущий отчетный год для нее не прерывается, а только изменяется объем имущества и обязательств на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присое­диненных организаций.

Бухгалтерская отчетность правопреемника формируется на основе данных передаточных актов и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющихся организаций, за исключением:

• числовых показателей, отражающих взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми предприятиями, включая расчеты по дивидендам;

• финансовых вложений одних реорганизуемых предприятий в уставные капиталы других реорганизуемых предприятий;

• иных активов и обязательств, характеризующих взаимные расчеты реорганизуемых предприятий, включая прибыли и убытки в результате взаимных операций.

Решение о присоединении организации к другому юридическо­му лицу принимают ее учредители на общем собрании акционеров или участников. Между реорганизуемыми предприятиями заклю­чается договор о присоединении. В договоре необходимо указать срок, в течение которого нужно провести реорганизацию, сведения об учредителях организаций и размере уставного капитала органи­зации-правопреемника, способы оценки имущества и обязательств в передаточном акте присоединяемого предприятия, сроки прове­дения инвентаризации имущества и обязательств перед составле­нием передаточного акта.

Разделительный баланс при реорганизации в форме разделения и выделения

Если реорганизация юридического лица проводится в форме выделения или разделения, необходимо составить разделительный баланс (ст. 58 ГК РФ) [1].

Разделительный баланс состоит из трех частей. Первая часть содержит информацию о реорганизации юридических лиц (полное наименование реорганизуемого юридического лица и его право­преемников, организационно-правовая форма, дата и форма реор­ганизации, правопреемство). Вторая часть представляет собой бухгалтерский баланс, содер­жащий данные об активах, обязательствах и собственном капитале реорганизуемого юридического лица, а также о распределении балан­совых статей между бухгалтерскими балансами правопреемников. Третья часть разделительного баланса содержит пояснения к разделительному балансу, расшифровывающие статьи активов, обязательств и собственного капитала, а также особенности рас­пределения балансовых статей между правопреемниками. Например, по каждой статье активов должны быть укачаны кон­кретные объекты, которые переходят к каждому правопреемнику, их наименование, количество, стоимостная оценка (остаточная или рыночная стоимость в зависимости от решения учредителей). При распределении имущества, обязательств и собственного капитала между организациями необходимо учитывать их эконо­мические и бухгалтерские связи, виды уставной деятельности.

Так, основные средства по своему техническому назначению должны соответствовать виду производственной деятельности пра­вопреемника.

Сомнительная дебиторская задолженность передается правопре­емнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. Резервы под обесценение финансовых вложений передают­ся вместе с соответствующими финансовыми вложениями.

Дебиторскую и кредиторскую задолженность по одному и тому же контрагенту лучше передавать любому из правопреемников.

При распределении налоговых обязательств и обязательств пе­ред внебюджетными фондами нужно учесть их привязку к конкрет­ным хозяйственным операциям. Например, если правопреемнику передается задолженность покупателя по отгруженной продукции, то необходимо также передать величину отложенного НДС.

Компоненты собственного капитала должны распределяться в соответствии с распределением других объектов бухгалтерского учета. Например, передавая правопреемнику то или иное основное средство, которое подвергалось переоценке, необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала в случае дооценки или соответствующую сумму непокрытого убытка в случае уценки. В то же время при разделении юридического лица следует учи­тывать, что сумму его кредиторской задолженности необходимо распределить между правопреемниками пропорционально величи­не активов, передаваемых каждому из них.

При этом руководствуются требованиями добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ) [1].

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц. Реорганизованное предприя­тие прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

При выделении также составляется разделительный баланс, а на дату государственной регистрации выделенной организации ре­организуемое предприятие составляет промежуточную отчетность, при этом счета прибылей и убытков не закрываются.

Данные промежуточной отчетности могут отличаться от данных разделительного баланса. Это связано с тем, что в период с момента составления разделительного баланса до государственной регистра­ции вновь созданной организации реорганизуемое предприятие продолжает свою хозяйственную деятельность. Различия между этими документами могут возникнуть и в том случае, если имуще­ство, указанное в разделительном балансе, будет оценено по ры­ночной стоимости.

На дату государственной регистрации выделившаяся организация формирует вступительную бухгалтерскую отчетность на основании разделительного баланса с учетом операций, совершенных в период реорганизации. В свою очередь реорганизованное предприятие на дату регистра­ции выделившейся организации составляет переходный бухгалтер­ский баланс на основании уточненного разделительного баланса. При этом порядок формирования раздела «Капитал и резервы» в зависимости от величины чистых активов зависит от того, как «делили» предприятие собственники. Если величина активов превышает пассивы, то разница учитывается в составе не распределенной прибыли – это разница между чистыми активами и собственным капиталом. А если пассивы превышают величину активов, то разницу учитывают в виде убытка в составе собственного капитала.

Один из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки — предоставление пред­приятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, госу­дарственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным пред приятиям служит обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом долж­на стать ликвидация неэффективных предприятий.

Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих вы­воду из числа действующих в связи с их неэффективностью, бази­руется на селективном подходе, учитывающем:

- текущий спрос на продукцию предприятий;

- основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий;

- состояние основных производст­венных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, прово­дится в несколько этапов:

I этап — распределение предприятий по группам;

II этап — анализ возможных мероприятий по оздоровлению предприятия;

III этап — оценка экономического состояния предприятия;

IV этап — анализ представленного плана финансового оздоровления.

Оказание государственной финансовой поддержки ориентиро­вано в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей:

 

• в сжатые сроки провести реконструкцию производства и его диверсификацию;

• обеспечить увеличение производства продукции, пользу­ющейся спросом на соответствующем товарном рынке;

• значительно улучшить качество выпускаемой продукции;

• создать условия для эффективного осуществления своей хо­зяйственной деятельности.

Решение об оказании государственной поддержки или санации принимается на основании анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и предложе­ний по его оздоровлению. При отборе предприятий, подлежащих решению об оказании государственной поддержки, необходимо учитывать критерии по направлениям деятельности и принадлежно­сти к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев. Исходя из принятых приоритетов, целесообразно оказывать государ­ственную поддержку предприятиям:

• продукция которых может быть реализована на потреби­тельском рынке, в первую очередь изготавливающим про­довольственные и непродовольственные товары народного потребления, лекарственные средства;

• обеспечивающим поддержание обороноспособности и безо­пасности государства. Особенно предприятиям и производ­ствам, связанным с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии, например ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производства радиоактивных материалов и их хранения, про­изводства боеприпасов и др.;

• деятельность которых регулируется, в том числе лицензиру­ется, государством и работающим по регулируемым ценам. Кроме того, государственная поддержка может оказываться сле­дующим группам предприятий:

- перспективным предприятиям, которые смогут активизи­ровать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения техно­логической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационных систем на базе электрониза­ции, современных транспортных систем)

-выпускающим конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных «прорывных» технологий;

- производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее вре­мя отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограни­ченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей;

- обеспечивающим выпуск энергосберегающей техники и освое­ние новых прогрессивных технологий, увеличивающих про­изводительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, авто­матизацию производства и повышающих экологию произ­водства;

- с широкими кооперационными межотраслевыми и межреги­ональными связями.

При отборе предприятий для оказания государственной поддерж­ки необходима оценка социальных последствий остановки отдель­ных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в районах, характеризующихся:

- высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства;

- узкой специализацией хозяйства, отсутствием возможности для диверсификации производства из-за удаленности посе­лений, слабой транспортной и социальной инфраструктур; - спецификой демографической ситуации некоторых территорий. Особое внимание при отборе предприятий для государственной поддержки уделяется тем из них, которые расположены в крупных промышленных узлах с высокой концентрацией взаимосвязанных производств, а также в малых городах и поселках (город-завод), в которых эти предприятия — единственный источник существо­вания.

Оценка имущественно-финансового состояния предприятий, подлежащих отбору для оказания государственной поддержки, — важнейший этап работы, базирующийся на анализе основных ха­рактеристик деятельности предприятий, позволяющем оценить их положение на товарных рынках.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...