Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции научного управления персоналом

Аристотель

 

 

Глава 1

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ


ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТРУДА

Труд как сознательная целенаправленная деятельность и предприимчивость как свойство труда изначально присущи человеку. Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества. Процесс труда в таком общем виде представляет собой основное, естественное условие человеческой жизни.

В современную эпоху любой процесс труда предполагает наличие следующих условий.

Сам труд – процесс осмысленного воздействия человека на предмет труда с использованием необходимых средств технологии и организации для придания ему свойств, удовлетворяющих те или иные потребности людей.

Предмет труда – вещество природы, уже претерпевшее воздействие труда, но предназначенное для дальнейшей обработки, или объекты оказания услуг, на которые направлена трудовая деятельность человека с целью придания им новых полезных обществу свойств.

Средства труда – инструменты или комплекс механизмов, при помощи которых работник воздействует на предмет труда, и которые служат ему в качестве проводника его воздействий на этот предмет. К средствам труда относятся орудия труда; здания и помещения, в которых осуществляется процесс труда; сооружения, необходимые для производства.

Целенаправленность деятельности предполагает наличие знаний и умений для выполнения той или иной работы. Строгое, последовательное совершение трудовых операций, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или придания ему новых свойств и форм, взаимного расположения частей, местонахождения в пространстве составляет содержание технологии деятельности.

Организация труда – определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, который складывается из системы взаимодействия работника с предметами и орудиями труда при согласованных действиях работников. Так, при производстве какого-либо изделия из металла, дерева, кожи, ткани и т.п. именно они будут предметами труда; инструменты, оборудование и помещение, используемые в работе, – это средства труда. Процесс изготовления изделия потребует знания последовательности производственных операций и методов обработки предмета труда; эти задачи решает технология производства данного изделия. Люди, выполняющие работу, должны организовать свои рабочие места и продумать порядок взаимодействия друг с другом, т.е. организовать свой труд.

Чтобы провести научный анализ сущности труда и связанных с этой категорией понятий, процессов, соответствующих теорий и концепций, нужно обратиться к истории развития труда и деловой предприимчивости. Эту связь всесторонне рассмотрел и поставил вопрос о необходимости и актуальности ее дальнейшего исследования И.Е. Ворожейкин в учебнике «Управление персоналом организации». В ходе совершенствования процесса труда у людей расширялся круг восприятий и представлений, их трудовые действия обретали осознанный характер. Постепенно, из поколения в поколение, труд становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным. Человеческий труд как таковой начинается с изготовления самых примитивных орудий из камня, дерева (дошелльские, шелльские, ашелльские и др.). Важно отметить, что освобождение от инстинктивной формы труда, при которой используются лишь механические усилия организма, произошло в результате возникновения и расширения руководящей и конструирующей деятельности мозга.

Кочевой образ жизни людей менялся на оседлый на протяжении тысячелетий. Родовая община, возникшая более 40 тысяч лет назад, функционировала почти в полной зависимости от природной среды. Деятельность индивидов, прежде всего, практически была процессом совместного труда, и характеризовалась совместным присвоением добычи. Собирательство и охота обусловили начало двух основополагающих видов деятельности человечества – земледелия и скотоводства. С превращением их в ведущие отрасли хозяйства первобытное общество вступило в период воспроизводящего хозяйства. Человек благодаря своему труду становится независимым от наличия готовых продуктов природы. Сосредоточение усилий родовой общины в зависимости от местных природных условий на земледелии или скотоводстве вело к повышению производительности труда, следовательно, к созданию запасов пищи и к увеличению численности общин и появлению более крупных поселений. Специализация общин привела к выделению пастушеских племен – это было первое крупное общественное разделение труда.

Появились новые способы изготовления орудий труда; возникали ремесла. Были открыты полезные свойства ряда металлов, изобретены плуг, новые средства передвижения. Развитие воспроизводящего хозяйства привело к тому, что родовые общины стали производить продукцию в размерах, превышающих ежедневные потребности. Продукт сверх непосредственных потребностей производителей мог накапливаться, перераспределяться и, наконец, обмениваться. А это уже означало становление нового качества жизни, появление новых ориентиров в мотивации трудовой деятельности, повышение ценности рабочей силы. После изобретения плуга отпала необходимость в коллективном возделывании почвы, развитое скотоводство уже не требовало больших групп охотников, общее жилище утратило свое экономическое значение.

В трудовых действиях людей уже можно различить субъективные цели как материализацию такого компонента труда, как сознание. Разделение занятий создавало предпосылки для усложнения кооперации, роста прибавочного продукта, для имущественного расслоения внутри родовой общины, для изменения характера труда. Хозяйственную самостоятельность приобретала семья.

Все это привело к тому, что родовая кровнородственная община стала превращаться в соседскую (территориальную) общину. В отличие от родовой, она состояла не только из родственных, но и из неродственных семей, ведущих самостоятельные хозяйство на выделенных им земельных участках. При всем огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она прошла определенные стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. Каждая из стадий соседской общины представлена различными модификациями. Азиатская стадия общины в основном имела общую собственность на землю, надел семьи принадлежал общине. Община опиралась на значительный удельный вес коллективного труда, разделение ремесла и земледелия. Античной стадии свойственны семейно-индивидуальные хозяйства и частная собственность. Германская община свидетельствует о дальнейшем обособлении семейно-индивидуального хозяйства как основной производственной ячейки. Своеобразные формы соседской общины, впрочем, имеющие с ней общие коренные черты, – это кастовая и кочевая общины. С точки зрения трудовых отношений новизна в территориальной общине состояла в возникновении парцеллярного труда. Обработка земель проводилась уже самостоятельно семьей. Тем самым в соседской общине рядом с коллективной собственностью возникла частная собственность.

В III-V вв. н.э. в Европе утверждается новый, феодальный строй. При нем открывался больший, чем в условиях рабовладения, простор для развития производительных сил. Непосредственный производитель – будь то крестьянин или ремесленник – располагал земельным участком, другими средствами производства и, следовательно, мог самостоятельно вести свое хозяйство. В отличие от прежнего раба, он обретал некоторую личную заинтересованность в результатах труда, некий стимул к тому, чтобы в деле проявлять инициативу и предприимчивость. Потому-то труд средневековых крестьян и ремесленников, несмотря на феодальный гнет, т.е. в большинстве случаев на внеэкономическое принуждение, был вдвое производительнее рабских усилий.

Получили сравнительно широкое распространение исторически первые формы капитала: торговый и ростовщический. Возникновение торгового капитала, утверждение товарно-денежных отношений означало третье крупное общественное разделение труда – выделение класса купцов. Наблюдается повсеместный рост городов, обладавших значительным экономическим потенциалом. Расширились товарное производство и обмен. В мастерских, где производстве было ручным и мелким, почти не существовало разделения труда. Более высокое положение мастера по отношению к подмастерьям и ученикам определялось в большей мере его профессиональным мастерством, чем собственностью на средства производства. Целью хозяйственной деятельности мастера были не столько обогащение, сколько достижение установленного цехом «приличного» его положению существования.

Прибавочный продукт, созданный прибавочным трудом непосредственных производителей, присваивался феодалом в форме феодальной земельной ренты. В основном, феодальное хозяйство было натуральным, и потому на протяжении всего этого периода рента сначала принимала форму отработочной. Позже, к стадии разложения феодальных отношений утвердилась как денежная рента, которая поглощала весь прибавочный продукт, а нередко и часть необходимого. Крестьяне и ремесленники, занятые производительным трудом, содержали не только себя, но и «верхи» феодального общества. Все, что они производили сверх необходимых им жизненных средств, отбиралось у них и присваивалось собственниками земли и власть имущими как земельная рента, дань.

Новое время (начиная с середины XVII и вплоть до начала XX в.) является важнейшим этапом в развитии труда и предпринимательства. В этот период человечество поднялось на ступень капитализма, сменившего феодализм.

Становление капитализма началось с процесса первоначального накопления капитала, которое в Западной Европе имело место еще в XV веке. Капиталистические отношения входили в жизнь благодаря тем же факторам, которые обусловили разложение феодальных отношений: рост товарного производства, увеличение торгового обмена и вследствие этого, с одной стороны, – концентрация в немногих руках значительных капиталов, а с другой – образование рынка наемной рабочей силы. Эти процессы в разных странах происходили неодинаково, но суть сводилась к обезземеливанию крестьянства, экспроприации значительной части городских ремесленников и класса капиталистов.

В России, где крепостнические порядки держались дольше, чем в Западной Европе, процесс зарождения социально-экономических отношений, присущих капитализму, обозначился лишь в XVII веке. Он проявлялся в следующих фактах: превращение городского ремесла и сельских промыслов в производство товаров для расширяющегося рынка, устройство вотчинных мануфактур, рост купеческого предпринимательства, попытки замены труда крепостных наемной рабочей силой. Как хозяйственный уклад и общественный строй капитализм предполагает взаимодействие частной собственности и наемной рабочей силы.

Что касается развития производственных сил, использования новых технологий в организации труда и в производственных процессах, а также предпринимательской инициативы и мотивации трудовой деятельности, то следует отметить последовательные стадии развития капиталистического промышленного производства и повышения производительности труда: простую капиталистическую кооперацию; мануфактуру; машины и крупную индустрию. По мере укрепления и распространения капиталистических отношений проявляется историческая необходимость превращения труда в общественный процесс.

Простая капиталистическая кооперация на деле начинается с того момента, когда один и тот же индивидуальный капиталист дает работу одновременно большему числу рабочих, следовательно, процесс труда расширяется и производит продукт в большем количестве. Это происходит в одно и то же время, в одном и том же месте (на одном и том же поле труда), для производства одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталиста. По сравнению с мастерской ремесленника разница чисто количественная, но в известных границах здесь уже наблюдается некоторая модификация.

При всех ограничениях, такая кооперация имела принципиальные преимущества в сравнении с ремесленным производством и отдельным крестьянским хозяйством:

- труд сообща в известной мере нивелировал индивидуальные различия в рабочей силе и по результатам удерживался на среднем уровне;

- при совместной работе расходовалось меньше средств производства, достигалась их экономия;

- коллективная работа усиливала состязательность, что также положительно сказывалось на производительности труда.

И все же не простая кооперация, даже в ее капиталистической форме, составляла отличительную черту нарождавшегося способа производства. Эта роль принадлежала мануфактуре. Она обеспечивала в рамках отдельно взятого предприятия техническое разделение труда между многими работниками, что позволяло достичь заметного роста производительности труда, прежде всего в результате специализации участвующих в производстве бывших отдельных ремесленных мастеров и превращения их в «детальных» работников. Выполнение работником однотипных, относительно несложных операций позволяло увеличивать интенсивность труда. Техническое разделение труда сопровождалось дифференциацией и усовершенствованием инструментов и других орудий труда, повышением эффективности их использования. Объединение большого числа людей, работавших бок о бок, облегчало сопоставление индивидуальных результатов труда и, как следствие, усиливало состязательность.

Распространение мануфактурного производства подготовило следующую стадию развития капитализма – крупную фабрику. Применение новых различных машин и механизмов, характерное для этой стадии, означало не просто отказ от ремесленной техники, замену ручного труда мастеров работой сложных агрегатов, но и внедрение комбинации машин, которые кардинально изменяли технологию и весь процесс производства. Машинная индустрия вела к сужению функций непосредственно работника, ставила его в зависимость от техники, в положение частичного рабочего, и при этом происходило дальнейшее разделение труда внутри предприятия. В производстве на частнокапиталистических предприятиях в качестве основных, трудовых и социальных реалий закрепились отношения между главными фигурантами процесса труда – предпринимателем в качестве работодателя (включая заинтересованные круги), с одной стороны, и наемным работником (включая органы, представляющие его интересы) – с другой.

Развитие капиталистической мануфактуры и начало перехода к фабрике подготовили скачок в развитии производства и трудовых отношений. Это был промышленный переворот, т.е. переход к фабричной системе производства, опирающейся на машинную технику, который повлиял на все дальнейшее развитие мировой экономики. Он начался в хлопчатобумажной промышленности Англии в 60-х годах XVIII в., а затем распространился на все другие хозяйственные отрасли страны.

До конца XIX в. в процесс промышленного переворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония и другие страны. Россия несколько задержалась с переходом от мануфактуры к машинной технике, который начался с первой половины XIX в., а после отмены в 1961 г. крепостного права стремилась выйти в ряд индустриально развитых государств. Завершением промышленного переворота можно считать конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.

По мере расширения и укрепления индустриального производства возникли акционерные общества. Во всех странах прочные позиции занял банковский капитал. Отметим, что именно тогда термин «предприниматель» получил широкое распространение – так называли человека, склонного к рискованному торгово-промышленному делу. Конкурентная борьба, погоня за выгодой, стремление оттеснить другого и любыми способами удержаться на рынке, желание захватить как можно большую долю прибыли – эти явления выполняли роль стимуляторов оборота капиталов.

Конкуренция, выступая побудительной силой, действует опосредованно и как объективный фактор заставляет производителей наращивать производительность и интенсивность труда, усиливать деловую активность. В конце XIX в. в мировой экономике обозначилась тенденция к объединению крупных капиталов в картели, синдикаты, тресты, концерны. Монополии захватывали значительную часть производства и сбыта тех или иных товаров, что изменяю и формы конкуренции.

Монополистическая конкуренция (как и монополистические сговоры и соглашения крупных компаний) представляет собой неотъемлемый механизм функционирования капиталистического хозяйства. Монополия связана обычно с концентрацией и централизацией капитала, с крупным производством, властью гигантских корпораций, что приводит к появлению качественно новых рыночных отношений. Исследование форм монополистической конкуренции показывает, что она проявляется в самых разнообразных видах: ценовая политика, тайные скидки, дополнительные услуги и гарантии покупателю, дифференциация особенностей и качеств продукта, широкая реклама и т.д.

США стали ведущей страной трестов и концернов. Они превратились в крупнейшую индустриальную державу мира. Это вызвало рост инвестиционной и деловой активности, банковский бум и образование мощных финансово-промышленных групп. Получили известность, например, имена таких воротил бизнеса, как Дж. Морган, Дж. Рокфеллер, Г. Форд и др. В России первые монополии образовались в 1882 г. как объединение заводов, изготовлявших рельсы, детали мостов и другие конструкции для железнодорожного строительства. В 1902-1905 гг. монополии утвердились почти во всех отраслях российской промышленности, не мешая, однако, росту так называемого «малого бизнеса».

Экономический рост влиял и на изменения в общественном сознании, повышенный интерес вызывали социальные области науки. Мыслители многих стран, включая Россию, наряду с научными разработками прославляли трудолюбие и проявления энтузиазма у предприимчивых людей. Они, как правило, благоговейно относились к труду, его предназначению. Несмотря на различия во взглядах, отношение к вопросам этики труда было, по существу, единообразным в том смысле, что труд, приносящий пользу обществу и непосредственно тому, кто работает, – почитаемое занятие, неизбежная обязанность человека.

Век новейшего времени (XX век) – ознаменован крупномасштабными событиями и крутыми изломами в судьбах человечества. Он наложил свою печать на роль труда в жизни людей, еще больше активизировал предпринимательскую инновационную деятельность. В начале нынешнего века индустриальное развитие как ведущее направление экономического роста олицетворяли громадные предприятия универсального типа с предметной многоотраслевой специализацией, с законченным циклом производства определенных видов товарной продукции. Это обстоятельство стимулировало разработку проблем научной организации труда (НОТ) и рационального управления крупным производством.

Среди тех, кто закладывал фундамент НОТ, выделяются имена Ф.У. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля. Их идеи составили основное содержание начатого этапа становления научного менеджмента. Основоположники НОТ считались с квалификацией и заинтересованностью работников, с условиями труда и удовлетворенностью людей результатами выполняемой ими работы. В их концепциях, однако, преобладал технократический подход к трудовому процессу, главная роль отводилась машинам, а не человеку.

На характере труда, формах и масштабах предпринимательства сказывалось также вступление капитализма, а вместе с ним – всего мирового хозяйства в новую стадию развития, которая отличается, в том числе, перепадами в экономике и занятости, господством и острой конкуренцией монополий. Кризисное состояние капитализма стало очевидным уже в результате Первой мировой войны 1914-1918 гг. и Октябрьской революции в России, свернувшей огромную страну на некапиталистический путь.

Последовало замедление темпов хозяйственного развития США и других индустриальных держав. Грянула Великая депрессия – мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привел к тому, что объемы производства во многих странах сократились почти в два раза, замерла торговля, десятки миллионов людей оказались без работы, на грани нищеты и голода. Народам и правительствам пришлось приложить немалые усилия, чтобы избавиться от последствий этих потрясений.

В России с осени 1917 г. события развивались по своему сценарию. Страна превратилась в испытательный полигон практического осуществления социалистической идеи. Уже первые шаги к социализму – рабочий контроль над производством и потреблением, передача всей обрабатываемой земли в пользование крестьянам, национализация банков и крупных промышленных предприятий – сопровождались изменением методов решения экономических и социальных задач, организации и стимулирования труда.

Серьезная ломка трудовых отношений не могла произойти без конфликтов, без разрушений и отказа от прежних привычек и устоявшихся традиции. Даже выход России из империалистической войны не принес мирной передышки. К лету 1918 г. в стране возникла чрезвычайная ситуация, обусловленная гражданской войной и интервенцией. Обстановка кровавой междоусобицы вызывала у властей соблазн форсировать «введение социализма», перейти одним махом к производству и распределению на коммунистических началах, что и ввергло Россию в 1918-1920 гг. в так называемый «военный коммунизм».

К новой экономической политике Россия перешла весной 1921 г. Это в какой-то мере означало восстановление товарно-денежных отношений.

Установки «гуманистов» определяли главное направление развития управленческой мысли до 50-х гг. К тому времени в мировой практике в отношении организации индустриального производства произошел пере­смотр целесообразности создания комбинатов-гигантов. Рядом с ними строились заводы либо отраслевого профиля (станкостроительные, машиностроительные и т.п.), либо со специализацией по роду и виду изделий. Затем осуществляется переход к предприятиям с подметальной и технологической специализацией, к соответствующим формам промышленного кооперирования, как в пределах отдельных государств, так и на основе международного сотрудничества.

Со второй половины XX в. началась научно-техническая революция, постепенно охватившая все промышленно развитые страны. Она касалась всех сфер общественного производства, науки, техники, технологии, информатики, социальной сферы. Произошел переход к качественно новому этапу развития производства и, соответственно, изменились функции работников труда. Получили распространение новые условия и форма организации труда. Развертывание НТР привело к качественным сдвигам, как в производительных силах, так и во всей социально-экономической структуре индустриально развитых стран, а вместе с ними – и мирового сообщества.

Появление новых источников энергии и материалов с заранее заданными свойствами, оснащение предприятий сложнейшей техникой, развитие электронной автоматизации, формирование невиданных прежде информационных ресурсов и систем – таковы некоторые факторы, изменившие роль работника в общественном производстве. Работник, как никогда ранее, выступает действительно решающей производительной силой, активным носителем и преобразователем экономических отношений.

В новейшее время утверждается взгляд на труд как на сознательную деятельность, приложение людьми умственных усилий для создания полезных продуктов, производства вещественных услуг и передачи информации, идущих на удовлетворение духовных потребностей как на основную форму человека и общества в целом, развития всех сторон общественной жизни.

Предпринимательство, находясь по своей социальной сущности в прямой и неразрывной связи с трудом, представляет собой разновидность трудовой деятельности в условиях свободной рыночной экономики. Человеческий фактор становится главным элементом научно-технического и социального прогресса. Простая формула «производительность – от человека» точно выражает одно из главных условий эффективной работы преуспевающих предприятий. Так, в США наибольший престиж имеют те фирмы, которые известны не только экономической стабильностью, но и четкой ориентацией на людей, их запросы и интересы. В Японии в работе с персоналом отдается приоритет трудолюбию сотрудников и удовлетворению их разносторонних потребностей, интересам дела и решению сложных производственно-технических задач.

В Советском Союзе с середины 50-х гг. XX в. также предпринимались попытки реформировать экономику с целью повышения ее эффективности. При этом уделялось внимание и проблемам стимулирования труда,

Во второй половине 60-х гг. в СССР была предпринята попытка еще одной реформы хозяйствования, организации и оплаты труда. Она нацеливалась на то, чтобы сочетать единое государственное планирование с хозрасчетом предприятий, централизованное отраслевое управление с местной инициативой, безусловное единоначалие с повышением роли трудовых коллективов, общее экономическое стимулирование с материальным вознаграждением работников за индивидуальные показатели труда. Стимулирование производства и труда ориентировалось, как и прежде, преимущественно не на интенсификацию, а на экстенсивное развитие экономики. Очень скоро обнаружилась иллюзорность целей перестройки, качественного обновления экономики. Положение в народном хозяйстве продолжало ухудшаться. Резко упал интерес людей к труду.

Российская Федерация, продвигаясь после распада СССР к социально ориентированной рыночной экономике, осуществляет с 1991 г. свою программу реформ. Видное место в ней занимает утверждение свободного предпринимательства и жизнеспособной модели трудовых отношений. Исторический опыт учит, что этого можно достигнуть только при условии трудолюбия, деловой предприимчивости, заинтересованности в результатах работы и хозяйствования, нахождения и использования действенных стимулов к созидательному труду.

Историю развития научной мысли в области управления персоналом следует рассматривать в рамках тех ситуаций, в которых осуществлялась деятельность по управлению персоналом, и восприятия человечеством этих ситуаций. Именно ситуационные особенности и специфика восприятия обусловливают тот или иной подход к деятельности по управлению персоналом.

Рассматривая развитие теории и практики управления, можно выделить несколько его этапов.

I этап – этап возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в. Человечество тысячелетиями накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знания.

Первые, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща всеми членами рода или общины. Старейшины и вожди олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно за 7-9 тысяч лет до нашей эры в отдельных государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов – их производству. Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в управлении.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для этого времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы). О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумерского государства (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (около 470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) доказывал, что деятельность по управлению является важнейшим элементом системы жизнеобеспечения общества. Он дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве, в рамках которого указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.

II этап развития науки управления – индустриальный период (1776-1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит шотландскому экономисту и философу А. Смиту. Он был специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сложившихся к настоящему времени научных направлений и школ оказало учение социалиста-утописта Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления, а также признаки необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практики управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» – прообраз современного компьютера, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III этап –этап систематизации научно-практических знаний (1856-1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики. В конечном счете, это развитие можно представить в виде последовательно-параллельного формирования различных школ:

1) школа научного управления (1885-1920 гг.);

2) административная (классическая) школа (1920-1950 гг.);

3) школа человеческих отношений (1940-1950 гг.);

4) школа поведенческих наук (1950 г. по настоящее время);

5) школа нации управления (1950 г. по настоящее время).

Проанализируем подробно содержание различных школ управления персоналом организации.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г., когда Ф. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Ф. Тейлор считал менеджмент точной наукой, покоящейся на фундаменте точных знаков, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы, и рассматривал управление как явление, требующее непрерывной оптимизации.

Система, предложенная Ф. Тейлором, предполагала строгое разделение управленческих и исполнительских функций. Он установил, что работа по управлению – это определенная специальность; организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот вывод способствовал становлению нового менталитета производственных отношений.

Основным объектом, применительно к которому формировались теоретические и методические положения управления в системе Ф. Тейлора, является производственный персонал (рабочие). В системе Ф. Тейлора все составляющие производства, включая и персонал, приблизительно равны и не ранжированы по значению для реализации тех или иных целей производства.

Ученый и последователь Ф. Тейлора Г. Гантт одним из первых стал особо выделять человеческие ресурсы, настаивал на чрезвычайно важной роли персонала в рационализации производственного процесса. Организация производства должна приспосабливаться к нормальным для рабочих условиям.

Лилиан Гилберт стала одним из родоначальников исследований в области управления персоналом. Она изучала проблема научного подбора, расстановки и подготовки кадров.

Формирование в начале XX в. принципов научной организации труда стало началом технократического управления персоналом. Характерные особенности этого периода:

- ориентация на индивидуального работника подобно ориентации в технике на конкретный станок как на инвентарный номер;

- проведение отбора и подготовки работников;

- разделение труда, в том числе в управленческой деятельности;

- выделение специализированных кадровых подразделений.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...