Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведенческий подход в области управления персоналом (бихевиоризм)Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники нового подхода стремились в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения поведенческих концепций к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал настолько популярен, что почти полностью охватил всю область управления в 60-е гг. Эта школа отстаивала «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Наиболее крупные представители этого направления, Д. Мак-Грегор и Ф. Герцберг, изучали проблемы социального взаимодействия, мотивации, власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях и лидерства. Развитие именно этих подходов привело к созданию в современных организациях особой управленческой функции, названной управлением персоналом. Ее цель – повышение благосостояния работников и максимизации на этой основе личных вкладов в эффективную работу предприятия. В соответствии с пониманием школы «поведенческих наук» важнейшими мотиваторами могут и должны стать характер и содержание труда, объективная оценка и признание достижений работника, возможность творческой самореализации, возможность управлять своим трудом. Ф. Герцберг утверждал, что «лучшим мотиватором является сам труд». Это утверждение приобретает реальное содержание в современных условиях изменения «качества» человеческих ресурсов – роста уровня культуры, образования, квалификации, усложнения и повышения потребностей, смены ценностных ориентаций. Большое значение для развития управления человеческими ресурсами как науки имела теория «X – Y» Мак-Грегора, в соответствии с которой по теории «X» человек имеет врожденную антипатию к труду, нуждается в принуждении к труду и санкциях в случае уклонения; человек не хочет нести ответственность и предпочитает, чтобы им руководили; и больше всего он нуждается в уверенности в завтрашнем дне. В соответствии с теорией «Y» отношение к труду развивается у человека под влиянием его опыта. Работник готов развивать свои умения, брать на себя ответственность и реализовывать поставленные цели. В этом случае человек не нуждается в постоянном контроле и развивает самоконтроль. Но для этого нужно создавать соответствующие условия. На основе этих противоположных воззрений, касающихся отношения человека к труду, существует два противоположных метода, которые нужно использовать по отношению к управлению персоналом. Традиционное управление базируется на автократичном стиле управления и отражается теорией «X». Содержание теории «Y» составляют следующие идеи: - работа так же естественна, как игра; - надзор и угроза наказания – не единственные средства воздействия на персонал и объединения усилий для достижения целей организации; - для реализации целей, которые приобрели для человека личностную актуальность, он подвергает себя в полной мере самодисциплине и самоконтролю; - личностная приверженность целям организации зависит от вознаграждения, которое более всего связано с удовлетворением высших потребностей человека; - бегство от ответственности, недостаточное честолюбие и сильное стремление к безопасности не есть врожденные качества человека; они являются следствием горького опыта и разочарований, вызванных плохим руководством; - задатки к творчеству встречаются у людей достаточно часто, но редко используются в современном обществе. Методы управления персоналом, основанные на принципах теории «X», как и экстенсивные методы развития экономики, имеют ограниченный потенциал эффективности и адаптации к изменяющимся условиям среды, а возможности их развития и совершенствования сопряжены с прогрессивным увеличением затрат при стабильной тенденции уменьшения их рентабельности. Эволюция методов управления имеет характер поступательного перехода к концепциям теории «Y», обеспечивающей рост производительности и эффективно активизирующей творческий потенциал персонала. Политика управления персоналом, основанная на теории «Y», предполагает не «встраивание» работника в жесткую организационную систему, а его интеграцию в организацию. Это означает применение таких методов управления и создание таких условий деятельности, при которых каждый работник может достичь своих личных целей только в случае наиболее успешной работе предприятия. Методы управления персоналом призваны создать определенную управленческую ситуацию, при которой реализация интересов личного успеха каждого работника сопряжена с необходимостью и достаточностью полного применения своих сил и творческих способностей ради достижения целей организации. Внешний контроль здесь естественным образом трансформируется в самоконтроль и самодисциплину, а организационные принципы и требования приобретают значение неотъемлемых элементов самоорганизации, отражающих уровень культуры предприятия. Источники для углубленного изучения темы 1.1. 1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.- 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2011. 2. Кибанов А.Я., В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова Служба управления персоналом: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010. 3. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА, 2007. 4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб.пособ. – М.: ИНФРА-М, 2010. 5. Организационное поведение: учебник. перераб. и доп. / Резник С.Д.– М.: ИНФРА-М, 2012. 6. Персональный менеджмент: учебник. пераб. и доп. / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2012. 7. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2006. 8. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. Задания, конкретные ситуации, тесты, деловые игры для работы студентов на занятии
ЗАДАНИЯ Задание 1 Определите содержание данных ключевых понятий, пользуясь энциклопедическим словарем:Управление персоналом: энциклопедия/ Под ред. проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. Результаты обсудите внутри группы.
1.Управление персоналом 2. Труд 3. Предмет труда 4. Стратегия организации 5. Трудовой процесс 6. Трудовая деятельность 7. Содержательность труда
Задание 2. Проанализируйте тип трудовых отношений и сформулируйте понятие персонала в организации сферы услуг, в которой работают 55 работников. Ответ оформите в письменном виде. Задание 3 Составьте мини-глоссарий в количестве пяти терминов по изучаемой теме. Примерная схема составления мини-глоссария представлена в таблице 1:
Таблица 1 Примерная схема составления мини-глоссария
Задание 4 Выполните задание в тестовой форме: Тест 1[1] 1.Экономическое содержание труда характеризуется: а) техническим уровнем средств и предметов труда; составом, особенностями и качеством производственных функций; интеллектуализацией труда; б) техническим уровнем средств и предметов труда; технологических процессов; особенностями и качеством производственных функций; интеллектуализацией труда; в) техническим уровнем средств и предметов труда, технологических процессов и уровнем организации производства; составом, особенностями и качеством производственных функций; интеллектуализацией труда. 2.Все многообразие видов труда можно классифицировать по следующим признакам: а) содержанию труда, характеру труда, времени затрат труда, степени участия человека в процессе труда, методам привлечения к труду, условиям труда; б) содержанию труда, характеру труда, времени затрат труда, степени участия человека в процессе труда, методам привлечения к труду, предмету труда, условиям труда, принадлежности к носителям трудовой функции; в) характеру труда, продукту труда, времени затрат труда, степени участия человека в процессе труда, предмету труда, условиям труда, принадлежности к носителям трудовой функции. 3. К элементам процессам труда производственных работников относятся: а) работник, предметы труда, средства труда, организационная структура производства, методы организации производства, технология производства, продукт труда б) работник, предметы труда, средства труда, производственные функции, методы организации производства, технология производства, продукт труда; в) работник, предметы труда, средства труда, производственные функции, организационная структура производства, методы организации производства, технология производства, продукт труда. 4. К элементам процесса труда управленческих работников относятся: а) работник, информация, функции управления, организационная структура управления, методы организации управления, технология управления, управленческие решения; б) работник, информация, технические средства управления, функции управления, организационная структура управления, методы организации управления, технология управления, управленческие решения; в) работник, информация, технические средства управления, функции управления, организационная структура управления, технология управления, управленческие решения. 5.К общим функциям производственного цикла относятся: а) подготовительная, производство изделий или оказание услуг, транспортировка, контроль и испытания, заключительная; б) подготовительная, производство изделий или оказание услуг, протекание естественных процессов, контроль и испытания, заключительная; в) подготовительная, производство изделий или оказание услуг, протекание естественных процессов, транспортировка, контроль и испытания, заключительная. 6.К общим функциям цикла управления относятся: а) нормирование, планирование, организация, координация и регулирование, мотивация и стимулирование, контроль, учёт, анализ; б) планирование, организация, координация и регулирование, мотивация и стимулирование, учёт, анализ; в) нормирование, организация, координация и регулирование, мотивация и стимулирование, контроль, анализ; 7. Какой элемент системы управления характеризует показатель «Количество функций подразделений одного уровня,охватываемых функцией»: а) организационная структура управления; б) персонал(работник)управления; в) управленческие решения; г) технические средства управления; д) информация; е) методы организации управления; ж) технология управления; з) функции управления. Обогащение труда - это а) совокупность методов организации трудового процесса, направленная на совершенствование и гуманизацию условий работы с целью сведения к минимуму отрицательных последствий однообразия, монотонности, интеллектуальной бедности труда, повышения степени удовлетворенности люди своей работой и обеспечения роста эффективности и результативности труда; б) совокупность методов организации трудового процесса, направленная на совершенствование и гуманизацию условий работы с целью сведения к минимуму отрицательных последствий однообразия, повышения степени удовлетворенности людей своей работой и обеспечения роста эффективности и результативности труда; в) совокупность методов организации трудового процесса, направленная на совершенствование и гуманизацию условий работы с целью сведения к минимуму отрицательных последствий однообразия, монотонности, интеллектуальной бедности труда. |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |