Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что, согласно Трудовому Кодексу, относится к принудительному труду?

а) выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

- в целях поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

б) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

в)требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника;

г) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

д) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

е) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

10. Деятельность – это:

а) процесс, который включает соответствующие средства и результат;

б) наиболее высокая степень активности человека;

в) историческое явление;

г) все перечисленное.

 

Тест 2[2]

1.Наука (теория) управления персоналом возникла:

а) в эпоху Возрождения;

б) в XVIIb;

в) в XVIIIb;

г) на рубеже XIX и ХХвв.

2.Представитель классической теории управления:

а) Ф.Тейлор;

б) Э.Мэйо;

в) Ф.Герцберг;

г) Д. Макгрегор.

3. Классические теории управления сформировались и получили развитие:

а) в конце XIX - начале ХХвв.;

б) 20-40е гг. ХХв.;

в) 50-70е гг ХХв.;

г) конце ХХв.

4. Автор теории научного менеджмента:

а) Ф.Тейлор;

б) Э.Мэйо;

в) Г.Эмерсон;

г) Ф.Герцберг.

5. Автор теории человеческих отношений:

а) Л.Урвик;

б) А.Файоль;

в) Э.Мэйо;

г) М.Вебер.

6.Теория человеческих отношений сформировалась и имела широкое применение в практике управления персоналом:

а) в конце XIX - начале ХХвв.;

б) 30-50е гг. ХХв.;

в) 50-70е гг ХХв.;

г) конце ХХв..

7. Основоположник теории человеческих ресурсов:

а) А.Гастев;

б) П.Керженцев;

в) Д.Мак-Грегор;

г) Р.Блейк.

8. Теория человеческих ресурсов сформировалась и получила развитие:

а) в конце XIX;

б) в начале ХХвв.;

в) в 20-ЗОе гг. ХХв.;

г) в 40-50еггХХв..

д) во второй половине ХХв.

Задание 5

Установите соответствие между терминами и их определениями.

 

Термины:

а) принципы управления персоналом;

б) принцип перспективности кадров;

в) принципы обоснования трудовых процессов;

г) принципы построения системы управления персоналом;

д) принцип соответствия кадров;

е) принцип сменяемости кадров.

 

 

Определения:

1) принципы, соблюдение которых имеет важное значение при оптимизации норм трудовых затрат;

2) принцип необходимости систематической смены работников на рабочих местах (должностях) с целью предотвращения застоя (старения), связанного с длительным пребыванием в одной и той же должности, что имеет негативные последствия для работы;

3) правила, основные теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации;

4) правила, основные теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления персоналом;

5) принцип, требующий выполнения следующих условий: установление возрастного ценза для различных категорий должностей; определение продолжительности периода в одной должности, на одном и том же участке работы; возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации; состояние здоровья.

 

Задание 6.

Дискуссия «Приоритеты»

Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же темы.

Темы для дискуссии:

1. Формирование и развитие концепции управления персоналом.

2. Анализ сущности труда и связанных с этой категорией понятий.

3. Организация системы управления человеческими ресурсами.

Задание 7.

Задача «Распределение численности специалистов между подразделениями службы управления персоналом».

Исходные данные

Схема оргструктуры службы управления персоналом организации с указанием состава выполняемых каждым подразделением функций управления показана на рис. 3.5. Варианты соотношения общей численности персонала организации и численности службы управления персоналом, а также общая численность персонала организации приведены в табл. 3.5. Варианты соотношения трудоемкости функций управления, выполняемых различными подразделениями в рамках службы управления персоналом, даны в табл. 3.6.

Постановка задачи

По имеющейся для конкретной организации схеме оргструктуры службы управления персоналом и примерному составу выполняемых подразделениями функций управления нужно определить, какой должна быть примерная численность каждого из подразделений оргструктуры службы управления персоналом. При этом общая численность специалистов по управлению персоналом, необходимая организации, зависит от общей численности всего персонала данной организации. В свою очередь, распределение численности специалистов по управлению персоналом внутри соответствующей службы зависит от соотношения трудоемкости функций управления, выполняемых каждым из подразделений оргструктуры.

Методические указания

Проанализировав организационную структуру службы управления персоналом, а, также используя общие статистические зависимости, известные в системе управления персоналом ведущих отечественных и зарубежных фирм, необходимо выбрать по табл. 3.5. тот вариант соотношения численности, который является наиболее распространенным в практике ведущих организаций. Аналогично по табл. 3.6. следует выбрать наиболее оптимальный вариант распределения трудоемкости выполняемых функций по подразделениям оргструктуры.

 

Таблица 3.5

СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА И ЧИСЛЕННОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

Общая численность персонала Доля численности, приходящаяся на специалистов по управлению персоналом
1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
100% 0,3 – 0,5 1,0 – 1,5 1,9 – 2,3
1500 человек ? ? ?

 

 

Таблица 3.6

СООТНОШЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

  Подразделения службы управления персоналом (см. рис. 3.5)
Найма и увольнения Планирования Развития персонала Мотивации труда Юридических услуг Социальных льгот и выплат
Доля трудоемкости от общего объема работ, %
1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
                       

 

Выбрав определенный вариант по табл. 3.5, необходимо рассчитать численность специалистов по управлению персоналом исходя из общей численности персонала организации. Затем общую численность службы управления персоналом следует распределить по ее подразделениям согласно варианту, выбранному по табл. 3.6.

Необходимо предусмотреть, что полученный расчетный вариант распределения численности персонала может привести к пересмотру оргструктуры и соответствующей корректировке распределения численности в рамках нового состава подразделений.

 

Решение задачи

Основываясь на общих статистических данных о системе управления персоналом ведущих отечественных и зарубежных фирм, следует по табл. 3.5 выбрать второй вариант, а по табл. 3.6 – третий. В итоге приходим к выводу, что численность специалистов по управлению персоналом для рассматриваемой организации (численностью 1500 человек) может быть в пределах от 15 до 22 человек (соответственно 1 и 1,5% от общей численности персонала).

Согласно третьему варианту распределения трудоемкости выполняемых функций управления (табл. 3.6) расчетное распределение численности по подразделениям будет следующим:

Руководитель службы 1

Наем и увольнение персонала 2 - 3

Планирование персонала 2 - 3

Развитие персонала 6 - 10

Мотивация труда 2 - 3

Юридические услуги 1

Социальные льготы и выплаты 1

Исходя из расчетного распределения численности персонала, приведенного выше, можно сделать вывод о целесообразности передачи функций юридических услуг на общефирменный уровень (в юридический отдел организации), а также целесообразности объединения подразделения социальных льгот и выплат с подразделением мотивации труда. Указанное распределение перераспределений функций управления влечет за собой корректировку оргструктуры и численности подразделений службы управления персоналом.

 

Контрольные вопросы для обсуждения в группе

Изучите контрольные вопросы и обменяйтесь своими мнениями внутри группы. Сформулируйте два своих вопроса по данной теме.

 

1. Ф. Герцберг утверждал, что «лучшим мотиватором является сам труд». Прокомментируйте это высказывание.

2. Дайте характеристику этапам становления трудовых отношений, начиная от их зарождения и до наших дней.

3. Раскройте сущность понятия «социально-трудовые отношения».

4. Дайте характеристику субъектов социально-трудовых отношений.

5. Определите понятия «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».

6. Перечислите основные характеристики персонала организации.

7. Охарактеризуйте основные этапы эволюции управления персоналом в России.

8. Назовите основные этапы развития школ управления.

9. В чем заключается принципиальное отличие школы научного управления от школы человеческих отношений?

10. В чём состоит суть концепции научного управления персоналом?

11. Приведите теоретические и методические положения управления в системе Ф. Тейлора.

12. Расскажите о принципах бюрократического метода управления кадрами и об отрицательных чертах бюрократической системы.

13. Раскройте сущность закономерностей, связанных с развитием системы управления персоналом.

14. Перечислите задачи и функции службы управления персоналом.

 

Сформулируйте свои контрольные вопросы по первой главе_____________________________________________________

 

Примерные темы рефератов и докладов

Выберите тему для самостоятельной работы над докладом.

 

1. Анализ сущности труда и связанных с этой категорией понятий.

2. История развития научной мысли в области управления персоналом.

3. Управление с учетом типологических качеств сотрудников.

4. История развития труда и деловой предприимчивости.

5. Персонал организации как объект управления.

6. Особенности человеческих ресурсов как объектов управления.

7. Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом.

8. Основные функции менеджера по управлению персоналом.

9. Построение систем управления персоналом.

10. Современные тенденции управления персоналом.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...