Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема «Структура и динамика конфликта»1. Конфликт может быть признан начавшимся при условии, что: а) один из участников сознательно и активно действует в ущерб другому участнику конфликта; б) один из участников сознательно и активно действует в ущерб другому участнику конфликта - второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; в) один из участников сознательно и активно действует в ущерб другому участнику конфликта - второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов, и предпринимает ответные действия; г) один из участников взаимодействия осознает конфликтность своих целей; д) ничего из перечисленного. 2. Интенсивность конфликта зависит от: а) степени остроты ресурсных и временных ограничений; б) субъективной важности проблемы; в) личностей, участвующих в конфликте; г) влияния социального окружения; д) ничего из перечисленного. 3. Участниками конфликта могут быть: а) личность; б) микрогруппа; в) подразделение организации; г) организация; д) местное сообщество. 4. Организатор конфликта – это: а) лицо, содействующее другим участникам конфликта советами, технической помощью, другими способами; б) лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения его участников; в) лицо, содействующее примирению других участников взаимодействия; г) лицо (группа), подталкивающее других участников взаимодействия к конфликту; д) лицо (группа), преследующее в конфликте свои интересы и обладающее определенной силой. 5. Участник взаимодействия может истолковать как конфликтные действия другой стороны, выражающиеся в: а) невыполнении другой стороной своих обязанностей и обязательств; б) захвате или удержании того, что, по мнению данной стороны не должно быть во владении другой стороны; в) нанесении прямого или косвенного вреда имуществу; г) нанесении прямого или косвенного вреда репутации; д) принуждении делать то, что данная сторона не хочет делать. 6. «Образ врага» в конфликте возникает на основе: а) инстинкта сохранения; б) недоверия к субъекту общения; в) ощущения возможности опасности со стороны оппонента; г) чувства групповой принадлежности; д) эгоцентризма. 7. Формированию «образа врага» в конфликте способствует: а) негативное ожидание; б) деструктивные действия другой стороны; в) незначительность объекта конфликта для личности (группы); г) затяжной характер конфликта; д) возрастание негативных эмоций. 8. «Мертвая точка» в конфликте - это состояние, когда: а) участники конфликта (или один из них) не могут продолжать эскалацию, хотя не способны или не хотят предпринять действия, которые приведут к соглашению; б) один из участников конфликта добился полного удовлетворения своих интересов; в) один из участников конфликта отказался от борьбы за удовлетворения своих интересов; г) участники конфликта пришли к соглашению о приостановлении противоборства; д) ничего из перечисленного. 9. К структурным компонентам конфликта относятся: а) участники конфликта; б) условия конфликта; в) предмет конфликта; г) действия участников конфликта; д) исход (результат) конфликта. 10. Процесс интеграции взаимодействующих сторон в конфликте начинается на этапе: а) инцидент; б) эскалация; в) сбалансированное противоборство; г) завершение конфликта; д) частичная нормализация отношений. 11. «...» - это способ завершения конфликта, который представляет собой результат организованного побуждения (или принуждения) одного из противников к типу действий, выгодных другой стороне или посреднику»: а) разрешение конфликта; б) урегулирование конфликта; в) затухание конфликта; г) консервация конфликта; д) ничего из перечисленного. 12. «...» - это способ завершения конфликта, который предполагает процесс обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора, преодоление тех обстоятельств, которые породили конфликт»: а) разрешение конфликта; б) урегулирование конфликта; в) затухание конфликта; г) консервация конфликта; д) ничего из перечисленного; 13. Перевод одного или всех участников конфликта на другое место работы или их увольнение можно назвать: а) затухание конфликта; б) разрешение конфликта; в) урегулирование конфликта; г) устранение конфликта; д) перерастание конфликта в другой конфликт. 14. Затухание конфликта возможно при условии: а) потери мотивации борьбы; б) переориентации мотивации; в) истощения ресурса сил; г) намерения хотя бы одной из сторон остановить конфликтное взаимодействие; д) ничего из перечисленного. 15. К критериям разрешенности конфликта можно отнести: а) удовлетворенность сторон его результатами; б) прекращение противодействия; в) разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта; г) победу в конфликте правого оппонента; д) формирование навыков эффективного поведения индивидов в аналогичных ситуациях в будущем. Задание 7.Ответьте на вопросы. Работайте в индивидуальном режиме. 1. К каким отрицательным функциональным последствиям в работе государственного и муниципального учреждения (коммерческой организации) приводят или могут приводить межличностные конфликты между работниками? 2. Какие полезные функции для государственного и муниципального учреждения (коммерческой организации) могут выполнять организационные конфликты? 3. Какой из конфликтов (открытый, скрытый) может привести к наибольшим дисфункциональным последствиям для руководителя и для организации в целом? Задание 8 Установите соответствие между терминами и их определениями.
Термины: а) Социальные противоречия; б) Системно-структурный анализ конфликта; в) Социально-психологический климат коллектива; г) Системно-функциональный анализ конфликта; д) Социально-трудовые отношения (СТО); е) Системно-ситуационный анализ конфликта; ж) Социальное напряжение; з) Социально-психологический статус личности.
Определения: 1. Один из наиболее перспективных научных методов конфликтологического исследования. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определённые содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. 2. Вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на др., а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.
3. Форма социальных связей, выражающих взаимодействие индивидов, отношения соц. групп и общностей при несовпадении, несовместимости, их потребностей, интересов, ценностных установок и практических целей. С.п. выступают источником соц. активности и конфликтов, одним из факторов общественного развития 4. Вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определённое множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как в самом конфликте, так и во внешнем окружении.
5. Особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности, эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или соц. среды, продолжающееся, как правило, более или менее длительное время. 6. Объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. 7. Состояние межличностных и трудовых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень соц. оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений даёт возможность каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач, как собственных, так и коллег, организации в целом.
8. Характеристика положения, занимаемого индивидом, как в функционально-ролевых, так и в межличностных отношениях внутри группы. Задание 8.Напишите небольшое эссе (объемом 1-2 страницы) по одной из следующих тем. 1. Организационный конфликт как вид социального взаимодействия. 2. Социально-психологический климат, статусные и ролевые различия в группе, вызывающие обострение конфликтного поведения. 3. Анализ побудительных мотивов социальных конфликтов в организации. 4. Характеристика позитивных и негативных функций конфликтов в современной организации.
Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии»1 ( Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. С.152-153)
Цель игры: ознакомить студентов с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить возможные варианты их решения. Установка. Акционерное предприятие, выпускающее продукцию химического профиля, оказалось на грани банкротства. Продукция предприятия из-за низкого качества и высокой себестоимости не выдерживает конкуренции на рынке сбыта. Для рентабельной работы предприятия необходимо принять следующие меры: а) заменить устаревшее оборудование на новое; б) сократить примерно в два раза число работников; в) повысить квалификацию оставшихся работников; г) найти (привлечь) дополнительное финансирование; д) радикально перестроить всю структуру предприятия. На предприятии работают 100-150 человек. Все работники подразделяются на следующие категории (это деление, разумеется, достаточно условно и для чистоты игры указанные категории не должны пересекаться): а) административно-управленческий аппарат; б) работники предпенсионного возраста; в) женщины, имеющие малолетних детей; г) все остальные работники. Все работники являются акционерами своего предприятия. В игре могут принимать участие от 10 до 30 человек. Участники игры: генеральный директор предприятия, технический директор, менеджер по финансам, управляющий персоналом, председатель профсоюзного комитета, представители всех категорий работников (а, б, в, г). Группа экспертов. В ходе игры проходит общее собрание работников предприятия, на котором разворачивается дискуссия о путях и методах реконструкции предприятия, стратегии его развития. 1. Генеральный директор открывает собрание и в общих чертах докладывает о сложившейся ситуации. 2. Технический директор говорит о необходимости внедрения прогрессивной технологии, предлагает свои варианты реконструкции предприятия. 3. Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов. 4. Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем. 5. Председатель профкома отстаивает права работников предприятия и предлагает свои варианты решения проблемы. 6. Представители всех категорий работников стремятся защитить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия. 7. Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии. При разборе проведенной игры заслушиваются высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дискуссии. Затем проводится общее обсуждение игры.
Дискуссия «Приоритеты» Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же темы. Темы для дискуссии: 1.Факторы социальной напряжённости и конфликтных противоречий в организациях на современном этапе социально-экономического развития России. 2. Нарушение служебной этики, отступление от норм трудового законодательства. 3. Структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |