Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности

 


3.1. Сущность и основные понятия процесса мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала

Первопричиной деятельности любого человека является потребность в чем – либо. При этом потребности постоянно меняются, и то, что мотивирует работника в одних условиях, может потерять свою значимость в других. Кроме того, с развитием личности расширяется как круг потребностей, так и возможностей в самовыражении. Вот почему при анализе эффективности использования трудового потенциала необходим учет специфики интересов и мотивов, связанных с трудовой деятельностью.

Из концепции Международной организации труда – концепции «базовых нужд» – следует, что социально-экономическая политика предприятия должна строиться исходя из следующего:

1) императива удовлетворения круга минимальных потребностей семьи (в пище, одежде, жилище и домашнем оборудовании);

2) необходимости поддержания определенного состояния сферы общественных услуг, касающихся санитарного состояния мест проживания, общественного транспорта, здравоохранения и образования.

Новейшие концепции развития базируются на постулате: конечная цель – это не уровень дохода, а расширяющийся человеческий выбор в области здравоохранения, образования, экономической и общественной деятельности. Есть три ключевые потребности[49]: 1) в долголетии и здоровье; 2) в получении знаний; 3) в доступе к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Их удовлетворение – условие реализации политических и экономических свобод (передвижения и выбора места жительства, создания семьи, творчества и др.). Понятно, что удовлетворение этих потребностей и обретение свобод возможны лишь при определенном уровне материальной обеспеченности.

Разработка проблемы формирования и развития системы мотивации эффективной деятельности работников промышленных предприятий предполагает, прежде всего, выяснение структуры и содержания данного явления, определение основных входящих в него компонентов.

Несмотря на различие в составе и содержании элементов мотивационного процесса, развертывающегося на уровне различных экономических субъектов (индивида, организации, общества), во всех случаях решение о конкретных направлениях действий принимается людьми, побуждаемыми определенными причинами и вынужденными осуществлять выбор поведения, оценивая свои возможности и реальные условия функционирования. Такой подход к выяснению содержания мотивации позволяет использовать солидную теоретическую базу раскрытия этого явления отечественными и зарубежными исследователями, рассматривающими в качестве объекта изучения человека, и на этой основе выявить общую структуру мотивационного процесса, определить его элементы, а также причинно-следственные зависимости в осуществлении тех или иных действий.

Большое внимание, уделяемое мотивации в настоящее время в экономической и управленческой литературе, все же не позволяет говорить о единстве мнений по содержанию данной категории и требует критического подхода уже на сущностном уровне. Постараемся, однако, выяснить, что объединяет взгляды различных ученых, приняв за основу наиболее распространенное определение, данное авторами книги «Основы менеджмента» М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури: «Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации»[50] .

Прежде всего, необходимо обратить внимание в приведенном высказывании на то, что мотивация – это процесс и, как всякий процесс, представляет собой движение, последовательную смену состояний, тесную связь следующих друг за другом стадий развертывания данного явления. В его основе всегда лежат конкретные причины, импульсы, которые обуславливают, но и исчерпывают содержания мотивации. Ограничивать, как это делает В.И. Михеев, определение мотивации только причинами, вызывающими этот процесс, было бы, по мнению автора, неправомерно. Такой же точки зрения придерживаются О.С. Виханский и А.И. Наумов, которые утверждают, что «мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей». При этом под движущей силой понимается мотив, который «... не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать, и то, как будет осуществлено это действие».

Действительно, то, что побуждает человека к действию, ради чего оно совершается, является мотивом («мотив» (франц.) – побудительная причина, повод к тому или иному действию). Выяснению природы мотивов посвяще­ны многочисленные исследования представителей самых различных направлений – психологов, социологов, юристов, управленцев и др.

По замечанию В.А. Ядова, мотив – это «такой внутренний импульс активности, сущность которого составляет, во-первых, стремление к реализации некоторой потребности личности, а во-вторых, конкретизацию более общей потребности в доступных субъекту социокультурных формах и материальных или духовных предметах насыщения этой потребности».

Подчеркивание тесной взаимосвязи мотивов и потребностей выступает принципиальным моментом в понимании природы мотивации. Это означает, что потребности субъекта являются основным источником его активности.

Вопрос о том, что лежит в основе поведения человека, что побуждает его совершать те или иные поступки, всегда интересовал человечество. Не будучи в состоянии понять истинные причины своего поведения, люди веками пытались найти их вовне, возлагая ответственность за свои поступки на бо­гов, судьбу, сложившиеся обстоятельства, условия воспитания.

Значительный вклад в подлинно научное объяснение целенаправленного поведения человека был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом, выявившими роль потребностей как определяющей причины его поступков, как первоисточ­ника и движущей силы его деятельности. Все другие используемые при опи­сании поведения человека понятия, будь то установки, ценности, интересы, мотивы, диспозиции и тому подобное, являются производными от потребностей, порождаются ими. Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для развития личности. В 20-е и последующие годы XX столетия в западной литературе появляются теории мотивации (К. Левин, Г. Олпорт, Г. Мюррей), в которых наряду с органическими выделяются вторичные потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним относятся потребности в достижении успеха, в аффиляции и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите и т.д. Существует довольно устоявшееся определение потребностей как нужды или недостатка чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, производственного коллектива, общества в целом. Обычно потребности рассматриваются как особое состояние субъекта, ощущаемое или осознаваемое им напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт – отражение в его сознании несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Именно поэтому они и являются побудителями активности, целью которой является устранение такого несоответствия. Такая возможность существует в результате реального удовлетворения потребности, а при ее отсутствии – путем подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации жизненно важных потребностей, невозможность удовлетворения которых ведет к физической смерти организма.


В зависимости от системы отношений, в которой рассматриваются человеческие потребности, в современной науке применяются различные их классификации, перечень которых представлен на рис. 16.

 

Рис. 16. Классификации потребностей

 

Следует учитывать, что потребности человека достаточно обширны и разнообразны. Они образуют некоторую совокупность и, как признают многие исследователи, иерархию, в основании которой лежат, прежде всего, биологические потребности (сохранения и поддержания жизни). Первичность данной группы потребностей определяется тем, что по своей генетической природе человек – существо биологическое, но, с другой стороны, его деятельность осуществляется в обществе и, следовательно, не может не отличаться от поведения других биологических существ.

При этом наибольшими потенциальными возможностями неограниченного развития обладают духовные потребности: интеллектуальные, эстетические, этические, творческие. Что касается мотивов, то они возникают и формируются на основе потребностей. Отсюда проистекает потребностный характер мотивов, который, как отмечает В.И. Ковалев, «состоит в том, что они являются отражением потребностей». Если потребность человека – это нужда в чем-то, то мотивы – это побуждение человека в связи с данной нуждой. Мотивы, как видим, вторичныпо отношению к потребностям, но вместе с тем неоспорим и их потребностный характер. В свою очередь потребности человека проявляются в мотивах, реализуются в поведении при посредстве мотивов.

Несмотря на тесную взаимосвязь потребностей и мотивов, последние относительно самостоятельны и специфичны. Мотивы, во-первых, являются осознанной потребностью. «Мотив – это уже не сама потребность, а ее отражение, проявление. Это как бы трансформированная и конкретизированная потребность». Понимание мотива как осознанной потребности весьма существенно для уяснения его специфики. Трактовка мотива как осознанной потребности означает, что мотив не идентичен любым внутренним побуждениям человека, а является осознанным проявлением его активности. Если человек по каким-либо причинам неверно истолковывает (осознает) свои внутренние потребности, то направления действий, выбранные им, не приведут к их удовлетворению. Любой человек обладает определенным набором потребностей, однако степень актуализации этих потребностей в силу самых различных причин как внутреннего, так и внешнего порядка у людей различна. Во-вторых, чтобы стать мотивом, эти потребности должны активизироваться, выйти на первый план, стать насущными. По словам Н.Д. Кондратьева, в каждый данный момент человек может испытывать ряд потребностей, но действовать он будет в соответствии с победившей или победившими потребностями. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребностидля индивида. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует индивид. Нужда, отмечает Ф. Котлер, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом. Мотив (или побуждение) – это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Источники для углубленного изучения темы

 

1. Гагаринская, Г.П. Экономика и социология труда: учеб. пособ. / Г.П. Гагаринская, Е.В. Мюллер. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2004.

2. Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В., Луданик М.В. Экономика персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Мюллер Е.В. Организационно-экономический механизм мотивации повышения использования трудового потенциала промышленных предприятий: Монография / Самар. гос. техн. ун-т; Самара, 2008.

4. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособ. / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Г.П. Гагаринская. – Самара: СамГТУ, 2001.

7. Экономика и социология труда: Учеб. пособ. / Г.П. Гагаринская, Е.В. Мюллер. – Самара: СамГТУ, 2003.

8. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б. Особенности трудовой мотивации на предприятии машиностроения. – М.: Машиностроение-1, 2004. – 290 с.

ЗАДАНИЯ

Задание 1

Определите содержание данных ключевых понятий, пользуясь кратким терминологическим словарем. Обсудите результаты внутри группы.

Мотив

Потребность

Мотивация

Стимул

Стимулирование

 

Задание 2

Выполните задания, работая в режиме статической пары и осуществляя взаимоконтроль.

А. Сформулируйте определение понятий «потребность», «мотив», «стимул», «мотивация».

В.Заполните пропущенные места.

Разработкой проблем мотивации трудовой деятельности персонала занимались представители различных научных школ и направлений. В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации:

1) _________________________________________________;

2) _________________________________________________;

3) _________________________________________________;

Задание 3.

Какая теория мотивации положена в основу рациональной мотивационной модели?

_________________________________________________;

Задание 4.

В чем заключается суть комплексной модели мотивации человека?

_________________________________________________;

_________________________________________________;

_________________________________________________;

_________________________________________________;

Деловая игра 1 «Мотивация трудовой деятельности менеджера»[51]

Описание деловой игры

Зарубежный и отечественный опыт показал, что менеджера стимулируют к хорошей работе следующие мотивы:

1. Престиж, удовольствие, удовлетворение.

2. Власть и влияние.

3. Присутствие элемента состязательности.

4. Возможность самореализации как личности.

5. Высокий жизненный уровень, обеспечиваемый оплатой труда.

6. Возможности для карьеры.

7. Самостоятельность.

8. Условия для реализации своих идей.

9. Интересная деятельность.

10. Продолжительный отпуск.

11. Короткий рабочий день.

12. Гибкий рабочий график.

13. Признание.

14. Здоровый рабочий климат.

15. Надежное рабочее место.

16. Хорошее обеспечение в старости.

17. Хороший стиль управления.

18. Хорошие санитарно-гигиенические условия труда.

19. Степень автоматизации труда.

20. Перспектива на получение жилья.

21. Сплоченный коллектив.

22. Спокойная работа с четко определенным кругом обязанностей.

Постановка задачи

1.Необходимо из 22 представленных мотивов выбрать 10, которые являются наиболее важными для менеджера.

2.Проранжировать выбранные 10 мотивов – определить их приоритетность.

Методические указания

Используется метод попарных сравнений. Каждому из участников деловой игры предлагается выбрать 10 мотивов самостоятельно. Затем в результате голосования выбираются 10 мотивов, набравшие наибольшее число голосов, которые заносятся в табл. 26. Такую таблицу заполняет каждый участник деловой игры и определяет суммарное значение в баллах по каждому из мотивов. Затем эти данные каждый участник заносит в табл. 27, выступая в роли эксперта 1,2…10. Количество экспертов в табл. 27 может быть увеличено до числа участников деловой игры. Обработка данных табл. 27 позволит нам проранжировать выбранные 10 мотивов.

 


Матрица попарных сравнений мотивов трудовой деятельности

Номер мотива Наименование мотива Номер мотива Суммарное значение, баллы
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Таблица 3.2

Сводная таблица попарных сравнений мотивов трудовой деятельности

Номер мотива Наименование мотива Номер эксперта Среднеарифметическое значение, баллы Ранг мотива
Значения в баллах    
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

Упражнение 1

«Что мешает успешно мотивировать подчиненных?

(Ошибки в работе с подчиненными)»[52]

 

Используя предлагаемую ниже шкалу, оцените, насколько часто встречается каждая из перечисленных в данном тесте ошибок. Для этого следует обвести кружком соответствующую цифру оценочной шкалы. Оценить следует частоту каждой из перечисленных ошибок.

1 – практически всегда;

4 – довольно часто;

3 – время от времени;

2 – довольно редко;

1 – практически никогда.

 

Ошибки в работе с подчиненными Оценка
1.Игнорирование интересов и склонностей подчиненных при распределении работы 1 2 3 4 5
2.Излишнее давление, неоправданно авторитарный подход 1 2 3 4 5
3.Неумение обеспечить должный уровень информированности подчиненных по ключевым вопросам 1 2 3 4 5
4.Расхождение между требованиями к работе и рабочему поведению подчиненных и личным примером со стороны руководителя 1 2 3 4 5
5.Невнимание к личным проблемам подчиненных 1 2 3 4 5
6.Отсутствие внимание к обучению и развитию подчиненных 1 2 3 4 5
7.Попустительство, недостаточная требовательность к подчиненным 1 2 3 4 5
8.Непоследовательность, частая смена требований к исполнителю 1 2 3 4 5
9.Неумение выполнять данные подчиненным обещания, держать слово 1 2 3 4 5
10.Излишне формальные отношения с подчиненными 1 2 3 4 5
11.Игнорирование инициатив и предложений со стороны подчиненных, направленных на улучшение работы 1 2 3 4 5
12.Подчиненные не привлекаются к подготовке решений по вопросам, которые находятся в пределах их компетенции, и решений, которые им предстоит реализовать впоследствии 1 2 3 4 5
13.Неумение установить четкие требования к работе подчиненных 1 2 3 4 5
14.Грубость и нетактичность по отношению к подчиненным 1 2 3 4 5
15.Некоммуникабельность 1 2 3 4 5
16.Неумение использовать сильные стороны подчиненных для достижения намеченных целей 1 2 3 4 5
17.Слишком жесткий, излишне мелочный контроль за работой подчиненных или наоборот, ослабленный контроль за работой, за результатами труда 1 2 3 4 5
18.Неумение правильно распределять работу среди подчиненных 1 2 3 4 5
19.Излишняя эмоциональность, несдержанность в конфликтных ситуациях 1 2 3 4 5
20.Конфликтность, склонность к эмоциональным реакциям на действия и поведение подчиненных 1 2 3 4 5
21.Недостаточно усилий направляется на поддержание высокого уровня мотивации подчиненных а наилучшем выполнении порученной работы 1 2 3 4 5
22.Нежелание делегировать полномочия, делиться ими с подчиненными 1 2 3 4 5
23.Постановка нечетких, неконкретных целей в работе 1 2 3 4 5
24.Несправедливость в опеке трудового вклада, результатов работы подчиненных 1 2 3 4 5
25.Неумение установить верную дистанцию в отношениях с подчиненными 1 2 3 4 5

 

Для каждой из пяти предлагаемых категорий ошибок, которые могут допускаться руководителем в отношении подчиненных, подсчитайте сумму для соответствующих вопросов. Особое внимание в дальнейшей работе по самосовершенствованию следует обратить на те категории ошибок, по которым вы набрали наиболее высокую сумму баллов.

 

Категория ошибок Недостаточное использование потенциала подчиненных Неправильный стиль управления Ошибки, связанные с организацией работы Нарушение этических норм и требований Ошибки в сфере межличностных отношений
Номера вопросов 1,6,11,16,21 2,7,12,17,22 3,8,13,18,23 4,9,14,19,24 5,10,15,20,25
Сумма баллов          

Комментарии.

Уровень трудовой мотивации работников существенно зависит от того взаимопонимания, которое устанавливается между ними и руководством. Чем меньше ошибок, снижающих взаимопонимание с подчиненными, допускает руководитель, тем выше их трудовая мотивация. На мотивацию работников, на их желание работать с высокой отдачей влияет и степень возложенной на них ответственности и самостоятельности, которая позволяет исполнителю самому принимать решения и в определенных пределах контролировать промежуточные результаты работы. Именно от сложившейся в организации практики взаимодействия руководителей с подчиненными зависит то, насколько инициативны и самостоятельны будут работники при выполнении порученной работы. Готовность работника взять на себя дополнительную ответственность зависит от того, в какой степени руководство будет наделять его необходимыми полномочиями. И, наконец, сложившаяся практика управления позволяет людям пережить состояние успеха, почувствовать себя победителями. Низкое качество управления, накладки в работе, неразбериха снижают мотивацию работников.

 

Дискуссия «Приоритеты»

Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о многообразии аспектов видения одной и той же темы.

Тема для обсуждения: Одинаковые потребности могут порождать различные мотивы трудового поведения сотрудников. Объясните почему это возможно.

 

Задание

Выполните задание в тестовой форме

(© Баткаева И.А., Митрофанова Н.А.. Ловчева М.В., 2008 108)

 

1. Назовите предмет изучения дисциплины "Мотивация трудовой деятельности":

a) вопросы управления конфликтами и стрессами;

б) деловая этика;

в) механизмы управления трудовым поведением человека;

г) организационная культура;

д) проблемы побуждения человека к труду;

е) проблемы стимулирования эффективной производственной деятельности.

2. Какие задачи решаются в процессе изучения мотивации трудовой деятельности?

a) привлечь внимание менеджеров к интеллектуальным и творческим аспектам труда;

б) способствовать осознанию смысла труда как основы человеческой цивилизации, пониманию труда не только как общественно- экономической, но и как социально-психологической категории, душевно-нравственной ценности;

в) приобрести знания и навыки для формирования эффективной системы стимулирования персонала организации;

 

3. В чем заключается сущность мотива как основания для поступка (действия):

a) психологический феномен, который присущ любой сформировавшейся личности;

б) подвижная связь между потребностью и отвечающими ее удовлетворению благами;

в) результат того, что человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает;

г) актуальная (насущная) потребность человека в чем-либо.

4. Какое из определений наиболее полно раскрывает суши ость понятия "Мотивация трудовой деятельности"?

a) процесс формирования мотива к труду;

б) психологическое состояние работника, которое проявляется как "интерес к труду";

в) совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека осуществлять трудовую деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей;

д) комплекс разнообразных факторов, форм и методов побуждения людей к труду.

5. Как называется сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия?

a) мотив;

б) потребность;

в) установка;

г) намерение;

д) желание.

6. Назовите управленческую деятельность, которая состоит в paзработке хозяйственного механизма и создании таких условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее заданные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых, социально-обусловленных потребностей работников:

a) награждение персонала;

б) управление персоналом;

в) стимулирование персонала;

г) организация труда.

7. Какая функция мотивов труда состоит в нацеливании работника на выбор определенного варианта поведении?

a) смыслообразующая;

б) ориентирующая (направляющая);

в) опосредствующая;

г) мобилизующая;

д) оправдательная.

8. Каким понятием характеризуют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики, интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний?

a) темперамент;

б) характер;

в) личность.

9. Один из научных подходов к объяснению сущности темперамента связывает его типы с деятельностью центральной нервной системы. Комбинации основных свойств нервных процессов (их силы, уравновешенности н подвижности) образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе четырех типов темпераментов - холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Кто автор этого подхода?

a) Э. Кречмер;

б) И.П. Павлов;

в) К. Леонгард.

10. Единичный представитель человеческого вида, отличающийся от других не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз и другие), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность) - это

a) наиболее полно отражено в понятии "человек";

б) наиболее полно отражено в понятии "индивид";

в) наиболее полно отражено в понятии "личность";

г) наиболее полно отражено в понятии "индивидуальность".

 

Контрольные вопросы для обсуждения в группе

Изучите контрольные вопросы и обменяйтесь своими мнениями внутри группы. Сформулируйте два своих вопроса по данной теме.

1. Охарактеризуйте сущность важнейших содержательных теорий мотивации.

2. Охарактеризуйте сущность важнейших процессуальных теорий мотивации.

3. Какие ключевые принципы лежат в основе трудовой мотивации?

4. В чем заключается комплексная система мотивации персонала?

5. Перечислите факторы, повышающие и понижающие мотивацию персонала.

6. Что понимается под стимулированием труда?

7. Рассмотрите классификацию стимулов трудового поведения.

Примерные темы рефератов и докладов

Выберите тему для самостоятельной работы над докладом.

 

1. Природа и сущность мотивации.

2. Мотивация персонала как непрерывный процесс и его составляющие.

3. Процесс мотивации через потребности персонала.

4. Предпосылки и основные положения содержательных теорий мотивации.

5. Предпосылки и основные положения процессуальных теорий мотивации.

6. Сравнительный анализ содержательных и процессуальных теорий мотивации.

7. Мотивирование как процесс долговременного развития потенциала работника.

8. Пути формирования прогрессивных типов мотивации труда.

3.2. Структура и содержание процесса мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала

 

Причины активизации и осознания потребностей могут быть самыми разнообразными и иметь как внутреннюю, так и внешнюю основу. Наиболее глубокое исследование причин и условий актуализации потребностей и превращения их в мотивы было осуществлено А. Маслоу. По теории А. Маслоу все потребности располагаются в виде строгой иерархической структуры. Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Удовлетворение потребностей более низкого уровня предопределяет, в свою очередь, активизацию потребностей следующего уровня. Любая неудовлетворенная нужда может мотивировать поведение, а доминирующая нужда есть основной мотив поведения. Когда удовлетворены низшие потребности, то становятся доминантными высшие.

Появление мотивов, т.е. активизация и осознание определенной группы потребностей, согласно А. Маслоу, обусловлено удовлетворением потребностей нижнего порядка. Назвать это удовлетворение причиной, импульсом, а значит и мотивом, который побуждает человека к осуществлению деятельности по устранению потребностей более высокого порядка, по крайней мере, неправомерно. То, что приводит к активизации потребностей более высокого порядка, не является их причиной и, следовательно, мотивом, а выступает лишь в качестве условия, фактора появления нового мотива.

Критического отношения заслуживает также высказывание некоторых авторов о существовании «внешних» мотивов. Например, утверждается, что «мотивы бывают внешними, связанными с воздействием на человека определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми или обстоятельствами, и внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности... Внешние мотивы называются стимулами...». Воздействуя на поведение других людей, человек отыскивает и мобилизует средства достижения данной цели, при этом он может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие, или же, в определенных случаях, устраняя их из своей мотивационной совокупности. Мотив не только побуждает субъекта к действию, но и ставит его перед выбором тех или иных действий, которые у разных людей могут быть самыми различными и зависят от условий, в которых находится человек, его личных качеств и т.д. Выбрать то или иное направление действия – значит увязать возможности удовлетворения потребностей со своими силами, знания­ми, опытом, моралью, установками, а также с окружающими обстоятельствами – объективными требованиями законов, экономической ситуацией, социальными и другими факторами.

Принятие человеком решения в связи с возникающими и активизирующимися потребностями составляет основное содержание когнитивных теорий мотивации как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Во второй половине XX в. появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклеланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Принятие человеком решений в мотивационных концепциях к настоящему времени становится центральным моментом многих исследований, посвященных этой проблеме, и принимается в качестве исходного положения в настоящей работе. Немаловажное значение в принятии решения о выборе направлений удовлетворения потребностей отводится присущим индивиду интересам, актуальность исследования которых в настоящее время все более возрастает. Это, в частности, связано с тем, что вытеснение преимущественно административных методов руководства экономическими означает переход к управлению интересами и через интересы. Над разработкой данной проблемы трудились многие исследователи, но различия во взглядах еще далеко не устранены даже в таком исходном пункте, как использование самого термина «интерес». Реально процесс мотивации материализуется в конкретных действиях и поступках человека. Если человек работает плохо, то это еще не означает, что он недостаточно «замотивирован», что он не стремится работать лучше. Причиной могут быть неприемлемые условия труда. Побуждение человека к более эффективной работе со стороны, например, управляющего органа в такой ситуации ни к чему не приведет. Здесь требуются усилия, связанные с созданием и улучшением условий деятельности, которые позволят работнику наиболее полно реализовать свои способности и обеспечить достижение стоящих пред ним целей.

То, что процесс мотивации охватывает также формирование условий достижения целей, было обосновано еще Ф. Герцбергом в «мотивационно-гигиенической» теории. Хотя по его определению «гигиенические» факторы или факторы «здоровья» не являются мотивирующими, они выступают неотъемлемым атрибутом мотивационного процесса, поскольку обеспечивают условия его осуществления. Следует, очевидно, согласиться с авторами «Философского энциклопедического словаря», отметившими, что «мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений». При этом принятие решений происходит в результате учета и анализа внутренних и внешних факторов, в том числе предлагаемых извне стимулов.

Близость понятий «интерес» и «средство удовлетворения насущных потребностей»

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...