Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра истории, социологии и права

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

 

 

Кафедра истории, социологии и права

 

Учебное пособие

Юркина Л.В.

 

Этикет: история и современность

 

Часть I

Москва 2009


ББК- 87.717.7

УДК – 17

Юркина Л.В.

Этикет: история и современность. Часть I.

Учебное пособие

М.:МИТХТ им. М.В.Ломоносова, 2009

 

Рецензент: д.п.н., проф. Крившенко Л.П.

 

Под общей редакцией зав. кафедрой истории, социологии и права д.социол. н., проф. Деревянченко А.А.

 

 

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия по элективному курсу «Этикет: история и современность».

Пособие рекомендовано для студентов первого курса всех направлений бакалавриата, изучающих данную дисциплину.

Раскрываются основные вопросы этикета, культуры общения в различных ситуациях, их современный и исторический аспекты.

В первой части рассмотрены культура речи, культура общения и эстетика одежды.

Во второй части рассматриваются культура застольного поведения, основные этикетные ситуации и культура делового общения.

 

 

© МИТХТ им. М.В. Ломоносова


Содержание

Тема 1. Этикет и его место в нашей жизни. 4

Тема 2. Этикет в кругу мировой истории. 7

2.1 Эпоха античности. 7

2.2 Эпоха средневековья. 8

2.3 Эпоха Нового времени. 9

2.4. История этикета в России. 11

2.4.1. «Допетровская» эпоха. 11

2.4.2 Россия времен реформ Петра 1. 12

2.4.3 Россия в «послепетровскую» эпоху. 14

Тема 3. Основные принципы этикета. 16

Тема 4. Культура речи. 20

4.1 Культура речи - исторический и современный аспекты 20

4.2 Основные речевые конструкции. 22

Тема 5. Культура общения. 27

5.1 Общие вопросы межличностного общения. 28

5.1.1 Уровни общения. 29

5.1.2 Культура диагностической беседы.. 31

5.1.3 Правила ведения диалога. 34

5.2 Роль спора в поиске истины. Конструктивное убеждение 40

5.3 Правила ведения телефонной беседы.. 45

5.4 Невербальное общение. Мимика и жестикуляция. 47

Тема 6. Эстетика одежды.. 48

6.1 Понятие внешнего облика человека. 48

6.2 История костюма. 50

6.2.1 История декоративной косметики и украшений и современное отношение к ним 56

6.3 Мода и эстетика одежды. Современное искусство одежды 59

6.3.1 Общие требования к одежде для торжественных случаев 60

6.3.2 Вечерняя торжественная одежда. 64

Список использованной литературы.. 67

Тема 1. Этикет и его место в нашей жизни

В основе всех хороших манер лежит одна

Забота – забота о том, чтобы человек

Тема 2. Этикет в кругу мировой истории

 

Уважение к минувшему – вот черта,

Отличающая образованность

От дикости

А.С. Пушкин

Эпоха античности

Разговор о ступенях развития и формирования этикета следует начать с эпохи античности – именно к этому периоду относится начало научения людей навыкам «красивого» поведения. Само красивое поведение в то время практически совпадало с добродетелями античного человека, его представлениями о нравственности и гражданственности. Основой этого поведения было сочетание совершенства телесного сложения и духовно-нравственного склада, красоты и силы, справедливости и целомудрия, мужества и разумности. У древних греков и римлян отсутствовало противопоставление внешнего и внутреннего, и поэтому формально поведенческие нормы еще не были сформированы, а лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Кроме того, важным считалось не внешнее оформление поступка, не его форма, а его смысл, содержание. Философ Фалес говорил: «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим». Но в это же время формируется представление об обходительности, нравственном прообразе того, что мы называем манерами. Согласно концепции Аристотеля обходительность бывает трех видов: «Первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй — когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности — когда бывают гостеприимными застольниками».

 

Эпоха средневековья

 

Возникновение этикета, как сложившейся нормативной и достаточно формализованной системы, следует отнести к эпохе средневековья. Особенностью этого этапа культуры, повлекшего за собой значительные изменения в поведении людей, стало то, что культура того времени предполагала хорошую материальную основу жизни господствующего сословия, богатство и роскошь находящегося в праздности двора. Неслучайно сам термин «этикет», возникший в эту эпоху, при дворе французского короля Людовика ХIV, означал строго установленный порядок поведения при дворе монарха. Применение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Важно, что в то время этикет задавал не только стандарты и каноны поведения, но и стандарты всего образа жизни дворянства, что способствовало излишней формализации, усложненности и даже запутанности правил этикета. Эта формализация явилось одной из предпосылок появления первых руководств по правилам хорошего тона: П.Альфонсо «Дисциплина клерикалис» 1204г., Бальтасаре де Кастильоне «Придворный» 1517г., Жиованни Дела Каза «Галатео или книга хороших манер» 1558г. и т.д.

 

Эпоха Нового времени

 

XVII век, отмеченный первыми революциями европейского масштаба, открыл Новое время, которое продолжалось, сопровождаемое целой полосой буржуазных революций, вплоть до начала XX века.

Своеобразие и проблемы эпохи не могли не отразиться на содержании и, особенно, на функционировании и развитии этикета, который чутко реагировал на все социо-культурные перемены.

XVII столетие в европейской культуре принято считать веком строгого рационализма, который имел корни в экономической, технической и научной деятельности эпохи. В это время господствующей формой в общественном сознании становится научное познание.

Своеобразная естественнонаучная точка зрения на область социальной и культурной жизни общества при всей своей ограниченности и прямолинейности все же позволяла приходить к любопытным и важным положениям. Так, идеи движения, бесконечных превращений и многоликости бытия, разрабатываемые в то время в физике, применительно к этикету привели к фактическому признанию недогматичности, изменчивости, подвижности заключенных в нем требований.

Господствовавший в то время рационализм и естественнонаучный анализ действительности способствовали тому, что в самих знаниях был сделан акцент на их технологичность. Этикет в этой связи стал рассматриваться как особый инструментарий, позволяющий сдерживать человеческие чувства, неуместные в обществе. Так Р. Декарт считал одной из основных задач воспитания — научение человека тому, как сдерживать чувства и при минимальном расходе сил получать максимальный эффект.

Английский философ Дж. Локк утверждал, что воспитанный человек в первую очередь должен обладать: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. «Научите джентльмена господствовать над своими наклонностями и подчинять свои влечения разуму. Если это достигнуто и благодаря постоянной практике вошло в привычку, то самая трудная часть задачи выполнена».

 

История этикета в России

 

Допетровская» эпоха

В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, в первой половине XVIII века.

Но предшествовавшие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были достаточно широко представлены в среде высших слоев России в XVI‑XVII вв. Убедительным примером этого служит «Домострой» — свод правил поведения, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Этот кодекс поведения, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Домострой охватывал практически все стороны жизни помещиков и крестьян. В нем имелись указания по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле.

 

Россия времен реформ Петра 1

 

Уклад жизни российского дворянства начал быстро меняться в бурную эпоху Петра I, с которой и связаны основные моменты в формировании светского этикета в России.

Поставив своей задачей европеизацию жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три основные цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, принятым в Европе; слияние различных классов и их смешение с иностранцами; Как известно, последняя цель не была достигнута — русские дамы упорно выбирали своими кавалерами только соотечественников, зато две другие во многом реализовались.

Реформы, проведенные Петром I, оказали значительное влияние на жизнь дворянства. Молодые люди — отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров — получили возможность обучаться в высших учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия, танцам. Обучение во многом базировалось на специальных руководствах, повествующих о том, как вести себя в обществе.

Ведущее место среди них принадлежит книге «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Эта книга была впервые напечатана 4 февраля 1717 года и затем переиздавалась еще 3 раза. Она была предназначена для дворянского сословия и интересна тем, что нормы поведения, заимствованные из европейской жизни в ней были адаптированы к отечественной действительности:

· «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо быть вежливым на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван».

· «Младые отроки должны между собой всегда говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно, когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать».

Еще одна интересная особенность этой книги заключалась в том, что последние ее главы были посвящены девицам, которым надлежало иметь значительно больше добродетелей, нежели юношам: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и так далее. Особенно же ценилось у девиц умение краснеть, которое считалось признаком нравственной чистоты и смирения.

Социальные и экономические реформы Петра I сыграли свою положительную роль в развитии культуры тем, что разрушили затворнический образ жизни, характерный для допетровской эпохи. Увеличился круг общения, и само общение, в том числе мужчин и женщин, стало более раскрепощенным. Этикет приобрел действительно светский характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Изменилось отношение к красоте, была признана ценность внешней красоты, и идея о том, что красота должна быть открытой, чтобы приносить радость и удовольствие.

Точность

Вежливость

Тактичность Скромность

Корректность

Учтивость

Любезность

Деликатность

Любезность – это вежливость, в которой явно прослеживается желание быть приятным и полезным окружающим;

Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью и чуткостью;

 

2-ой принцип этикета: Принцип целесообразности действий – говорит о тех ситуациях, для которых не существует конкретных правил поведения, и в этих ситуациях следует руководствоваться удобством, но удобно должно быть не только вам, но и окружающим, даже окружающим в первую очередь.

3-ий принцип этикета: Принцип эстетической привлекательности поведения-предполагает единство формы и содержания поступка. Даже хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено. Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, подать оброненную вещь — все это надо уметь... Это умение достигается постоянными тренировками. Лучше всего такое умение вырабатывается в детстве, но начать никогда не поздно.

4-ый принцип этикета: Принцип народных традиций. Этот принцип лежит в основе норм и правил, которые трудно объяснить с позиции уже названных принципов. Некоторые нормы возникли так давно, что сейчас уже утратили свой первоначальный смысл, и современному человеку трудно объяснить их с точки зрения практической полезности и нравственных основ этикета. Это, например, традиция пожимать при встрече руку, и многие другие традиции, уходящие корнями в глубокую древность.

 

Тема 4. Культура речи

Выслушивая человека, мы

Основные речевые конструкции

Можно сказать, что значительная часть нашей речи не является экспромтом – значительное количество ситуаций общения достаточно тщательно разработано с точки зрения ритуала, т.е. в определенных ситуациях следует пользоваться некими заранее известными речевыми конструкциями: приветствие, обращение,комплимент, представление, поздравление, пожелание, извинение. И каждая такая конструкция подчиняется определенным правилам, не зная которые сложно создать благоприятное впечатление о себе.

Когда мы появляемся в новом обществе, люди, прежде всего, обращают внимание на наш внешний вид, а затем на то, как мы говорим, и, в первую очередь – как мы обращаемся к людям. Но до того, как обратиться к человеку, необходимо его поприветствовать.

Приветствие. Формы приветствия различны: это и жесты, и позы, и приветственные слова.

Древние римляне приветствовали друг друга фразой: «Хорошо ли Вы потеете?», древние китайцы: «Ели ли Вы сегодня?», монголы: «Здоров ли Ваш скот?», персы: «Будьте веселы!».

В русском языке многообразные формы приветствия связаны с пожеланием человеку добра, здоровья и благополучия.

Этикетные правила рекомендуют: встречая знакомого несколько раз за день, можно использовать все вежливые формы приветствия, или если все они уже исчерпаны, можно просто улыбнуться и вежливо кивнуть головой, но какое-то приветствие все же необходимо. Сервантес говорил: «По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить».

Здороваться первым должен, в зависимости от ситуации, мужчина, младший по возрасту, или младший по положению. Здоровается первым тот, кто входит в помещение, тот, кто обгоняет идущего, гости сначала здороваются с хозяевами, а затем с остальными гостями. Но, вообще, первым здоровается тот, кто лучше воспитан, однако руку первой подает мужчине женщина.

Считается, что когда встречаются две пары, то сначала мужчины должны поприветствовать женщин, затем женщины друг друга, и только потом могут поздороваться мужчины, но, конечно же, в неофициальной обстановке достаточно общего приветствия.

Следует также приветствовать человека, которого приветствует ваш спутник, даже если вы его не знаете. И человека, который приветствовал вас, но кажется вам незнакомым, может быть, Вы его просто не узнали. Приветствием так же нужно начинать и любой необходимый вопрос, к кому бы он ни был обращен.

Обращения. Исконно русское обращение на «ты» со всеми. Обращение на «вы» к одному человеку подчеркивает уважение, которое мы к этому человеку испытываем: «ты один стоишь многих». Можно обратиться на «ты» к знакомому в неофициальной обстановке; в дружеских, интимных отношениях; к сильно младшему по возрасту. Совершенно неприлично обратиться на «ты» к младшему по положению, особенно, если он обращается на «вы».

Нужно обращаться на «вы» к малознакомому; к другу в официальной обстановке; к старшему, равному и младшему по положению; к старшему по возрасту. Обращение на «Вы» носит название официального, на «Ты» неофициального.

Обращения по форме можно классифицировать на личные и безличные. В тех случаях, когда вы знаете, как зовут человека предпочтительны личные обращения. Возможны безличные обращения: простите, извините (не извиняюсь), будьте добры и т.д. К незнакомым людям допустимо безличное обращение: молодой человек, девушка, гражданин, господин, госпожа. Менее прижились, но допустимы: сударь, сударыня.

НЕЛЬЗЯ использовать как обращения: мужчина, женщина, бабка, дед, мать, отец и т.д.

Комплимент — хорошее начало для разговора, но стоит помнить несколько правил: не нужно делать комплименты вещам (только оговаривая, что они подходят этому человеку), не нужно использовать конструкций: «Вы сегодня прекрасно выглядите», комплименты должны быть простыми и естественными, услышав комплимент, можно сказать: «Спасибо».

Представление. Общее правило представления заключается в том, что надо представлять младшего старшему, а мужчину женщине. Представляя кого-либо женщине или старшему, следует использовать конструкцию: «Разрешите Вам представить...». Представляя женщину, обычно называют только имя. Представляя высокопоставленному лицу, можно не называть его имени, так в случае представлениям директору нового сотрудника, обращение может быть: «Господин директор, разрешите Вам представить...» Представляя кого-либо в служебной обстановке, следует называть должность.

Поздравление и пожелание. Конечно, ваше личное творчество, но обратить внимание: очень важен тон: он должен быть искренним и теплым. В рабочем коллективе или в кругу друзей не следует говорить штампами и стараться каждому сказать что-либо особенное; Возможны пожелания в стихах. Поздравляя женщину или старшего по возрасту/положению нужно использовать конструкцию: «Разрешите Вас поздравить...»

Извинения. Здесь особенно важен искренний тон. Допустимы конструкции: «Извините, пожалуйста», «Не сердитесь на меня, пожалуйста». Не допускать вульгаризмов: «Простите, ради Христа!», «Простите, если, что не так!»

Конечно же, желая произвести впечатление культурного человека, нужно обратить внимание на свой словарь. Ваш язык должен быть литературным, т.е. нормированным, слова в котором отобраны и входят во все словари. Литературный язык не должен включать: жаргон, диалект, просторечия и вульгаризмы. Совершенно недопустимо применение ненормативной лексики.

Диалект — особенность разговорной речи людей, объединенных по территориальному признаку (верхняя Волга — «а-кает», остальная «о-кает», мягкие малороссийские и украинские согласные). Диалект, конечно же, не национальный колорит, а недоработка речевой культуры.

Жаргон — речевые конструкции отдельных групп людей, объединенных социальными признаками, искусственно создаваемые для языкового обособления. Можно выделить: жаргон канцелярский (следовательно, т.о.), жаргон милицейский (бомж, осужденный, возбуждено), жаргон шахтерский (на гора), наиболее известный — воровской, и молодежный (шнурки в стакане). Многие жаргонные слова прочно вошли в наш обиход, но мы даже не всегда знаем их истинный смысл.

Вульгаризмы — морда, рыло, жрать, околеть, башка – вульгарные, грубые формы, имеющие общеупотребляемые аналоги в языке культурного человека.

Просторечия — грубые, упрощенные слова, их несоответствие литературному языку связано, прежде всего, с орфоэпическими ошибками: инженера, средства, договора

От всего этого культурному человеку совершенно необходимо избавиться, т.к. бравирование грубостью в языке не только шокирует и режет слух окружающим, но и свидетельствует о вашей психической неполноценности, а Пушкин употреблял по этому поводу термины — «лакейство», «холопство».

 

Тема 5. Культура общения

За ваше право его высказать

Вольтер.

 

5.1 Общие вопросы межличностного общения

По общим признакам можно разделить общение на несколько типов: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и диадическое, интимно-личностное общение.

Деловое общение — это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие происходит между людьми, не состоящими с друг другом в близких межличностных отношениях, и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. Существуют общепринятые нормы и представления, характеризующие то, что каждый из партнеров может требовать и ждать от другого, и нарушение этих правил будет рассматриваться как нечто необычное и, скорее всего, мешающее общению. В такого рода ситуациях важен предмет и повод, приведший к общению, без него деловая беседа вообще состояться не может.

Воспитательное общение — ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить. Обычно такие ситуации происходят, когда один из партнеров (обучающий) обладает большим авторитетом и знаниями, чем другой (обучаемый), или же, что делает такие ситуации особенно трудными, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах другого в ходе самого воздействия.

Диагностическое общение — общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию. Здесь партнеры по очереди находятся в различных позициях: задающего вопросы и отвечающего.

Интимно-личностное общение — во многом уникально и специфично. Оно возможно только тогда, когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

 

Уровни общения

В психологии выделяют пять уровней общения:

- ритуальный(приветствие, прощание)

- информационный (умение изъясняться и понимать то, что говорят)

- дискуссионный (умение отстоять свою точку зрения)

- деловой (общение для достижения определенной договоренности

- исповедальный(общение на уровне высказывания эмоций);

Кроме того, можно разделять общение на формальное и неформальное, конечно, любое деление общения на виды и уровни достаточно условно, так как общение, существующее в действительности, представляет собой обычно смешение стилей и видов, однако различать их необходимо, прежде всего, для того, чтобы организовать общение в соответствии со статусными различиями, ситуацией и многими другими параметрами. Ведь если, обращаясь к незнакомцу в метро, Вы будете вести беседу на исповедальном уровне («Наверное Вы сегодня много нервничали и не выспались» или «Я разочарован в жизни»), Вы не только не найдете взаимопонимания, но и шокируете Вашего невольного собеседника, так как для общения в достаточно формализованной обстановке и с малознакомыми людьми приемлем ритуальный уровень общения.

В процессе общения собеседники строят общение в соответствии с системой норм, предложенной им обществом. Таким образом, можно сказать, что для нашего же блага общество определенным образом ограничивает наше общение, предлагает нам поступать в определенных рамках – рамках приличий. Целью такого ограничения является сохранение хорошего настроения и благоприятных отношений между собеседниками. Формальное общение - общение, на которое наложены определенные ограничения. Выделить в чистом виде формальное или неформальное общение невозможно. В любом случае мы используем какие-либо правила, и, соответственно общение будет в той или иной степени формальным.

 

Правила ведения диалога

1) Основное правило общения известно издревле в различных культурах: — Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой. Если перед Вами появился собеседник, то для Вас в мире должны остаться только Вы двое — он и Вы, причем ОН в центре.

2) Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Человек может быть невоспитанным, невнимательным, глупым и агрессивным, но чем меньше Вас это будет раздражать и задевать, тем талантливее Вы, как собеседник.

3) Ищите то, что сближает вас с собеседником. Стиль, манера общения — чем больше у вас будет сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки — чем меньше обнаружится разногласий, тем лучше, не надо лицемерить, но можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Напротив, учитесь находить то, что может сблизить вас с собеседником.

4) В каждом из нас живет своя музыка. Ее мелодия и тональность меняются в зависимости от ситуации. И если, не услышав мелодию собеседника, вы поведете свою, получится какофония. Диалог не состоится. Поэтому постарайтесь понять, что волнует вашего собеседника. То, что волнует вашего собеседника, должно взволновать и вас. Вам нужно понять и разделить его переживания. Если же его эмоции и установки для вас категорически неприемлемы — все равно сначала станьте его «единочувственником» и только потом попытайтесь настроить собеседника на нужную вам волну. Он грустит зря и бессмысленно — погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не по делу — разделите его возмущение (вы его понимаете — вы с ним), а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое восприятие того, что его возмущает.

5) В беседе старайтесь не нагнетать напряженность. Смотрите на окраску каждого слова и все грязные, ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся — выбрасывайте. Одно грязное слово тянет за собой свою компанию. Старайтесь ни о ком не отзываться плохо. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность.

Попробуйте с позиции человека, владеющего культурой речи, переделать фразы: «Он виноват» (Произошло недоразумение.); «Этот человек — сволочь!» (Плохо поступил.) «Это невозможно» (Непросто).

И вообще следите за тем, чтобы в беседе был корректный и уважительный тон. Старайтесь не обвинять, особенно пользуясь безличными формами: «все, никто, никогда, всегда, нигде». Старайтесь говорить определеннее и в тоже время аккуратнее: «кто и когда». Однако определенность не надо путать с категоричностью, нередко весьма расплывчатой по содержанию. Например: великолепная фраза «чушь какая‑то». «Чушь» и то непонятно какая: «какая‑то». Потом, неясно, все сказанное чушь или частично? А если частично, то какая часть чушь, а какая нет. Видите, все очень расплывчато, но нагрубить мы уже успели.

6) Понравится ли вам общение, в котором собеседник все время лезет на пьедестал, а вас толкает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает по сути то же самое. Чтобы этого не случилось, стройте общение на равных, а не с позиции превосходства. Но здесь надо оговориться, что такой способ общения не подходит во взаимоотношениях с начальством и с подчиненными.

В разговоре старайтесь также не задевать то, что дорого собеседнику: людей его круга, его увлечения, идеалы, ценности, национальное достоинство собеседника. Следует быть аккуратнее и в высказываниях по поводу профессии, вкусов, пристрастий в области музыки, искусства и увлечений.

Даже в минимально напряженной ситуации будьте предельно внимательны к своим оценочным суждениям, особенно негативным. Лучше, конечно, обойтись без них, но если совсем не получается, старайтесь высказаться в субъективно-мягком ключе: «Ты знаешь, я не очень люблю эстраду». «Пустой фильм. Смотреть комедию — зря тратить время»! (не очень люблю комедии.) «Странный эксцентричный человек». (Этот человек мне непонятен). В последней конструкции видно, что не он такой объективно, по сути, а я его вижу и чувствую таким, оставляя всем остальным возможность видеть его по-другому.

7) Без юмора жизнь пресна и одноцветна. Юмор прекрасен, но не так уж безобиден, особенно из уст недостаточно воспитанного человека, юмор бывает разным. Есть юмор абстрактный про жизнь: от него весело всем и никому не обидно. Есть юмор, направленный на себя: «Я смешной» — допустимо и хорошо, если вы не боитесь оказаться в роли шута. Есть юмор «мы смешные» — между друзьями он хорош почти всегда, но начальники воспринимают его плохо. Но один из самых распространенных и одновременно самых опасных видов юмора — юмор, направленный на другого — «Ты смешной». Смешно всем, кроме того, над кем смеются. Если же он обижается его можно еще раз ударить: «Ты что, юмора не понимаешь»? Если вам дорого хорошее настроение свое и окружающих, прежде чем отпустить шутку — подумайте о последствиях. Безнаказанно уколоть иногда бывает приятно, но, во‑первых, совсем безнаказанно это бывает крайне редко, а во‑вторых, чем у человека выше культурный уровень, тем меньше его вдохновляет эта возможность.

8) Если вы заметили ошибку собеседника, может быть, у вас хватит такта оставить это открытие при себе? Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично: «Разрешите Вас поправить, мне кажется, что в литературном языке принято говорить кулинария».

Вообще советы редко учат и часто злят. Поэтому давайте их только тогда, когда вас просят и только такие, за которые вам будут благодарны.

9) Очень осторожно и умеренно в общении людей нужно использовать и прямые приказания. В жизни очень мало ситуаций, когда один человек имеет полное право отдать какие-либо распоряжения другому в приказном порядке. В любом случае просьба или рекомендация, обращенная к собеседнику, кем бы он ни был (ребенок, подчиненный, пациент) — вызовет меньшее внутреннее сопротивление, чем отданный приказ.

10)Также эффективному общению может мешать стремление кого‑то из партнеров интерпретировать слова другого. При таком толковании каждый видит только то, что хочет видеть. Если даже мысли другого будут почитаны правильно, их высказывание вслух, обычно, воспринимается как стремление оказать давление на собеседника. Неосторожное использование в речи метафор также часто приводит к плачевному результату. Многое из того, что мы говорим, носит метафорический характер — обычно, эти выражения нейтральны по своему характеру, но при желании собеседник может усмотреть в них нечто обидное для себя. Чаще всего это бывает следствием мнительности и желания «прицепиться». Помочь в таких ситуациях может прямой вопрос к собеседнику, проясняющий, что же действительно он имел в виду.

Развитию контакта или решению проблемы также редко способствует желание собеседников выяснить, кто прав, а кто виноват, кто что сказал первым, или когда произошло какое-то событие. Такое выяснение, обычно, связано не со стремлением найти истину, а с желанием добиться главенства и признания в глазах собеседника.

 

Схема возражения

 

Цель высказывания Используемая конструкция
  1. Убедитесь, что вы правильно поняли собеседника.   Если я Вас правильно понял, то Вы хотели сказать, что….
  2. Согласитесь с тем, что находите разумным.   Я согласен с многим из высказанного Вами …
  3. Тактично выразите свое несогласие.   Но с некоторыми вещами мне трудно согласиться …
  4.Обязательно аргументируйте свою позицию.   Мое мнение основано на…

Тема 6. Эстетика одежды

Только поверхностный человек

Не судит по внешности

О. Уайльд.

 

История костюма

Древнейшими очагами человеческой культуры и цивилизации были Древняя Греция и Рим, где сформировалось особое представление о человеческой красоте, связанное с идеей гармоничности, пропорциональности человеческого тела, соразмерности мира и человека. В Древнем Риме костюм стал символом классового разделения людей. Методы изготовления одежды остались теми же, что и в Греции, но усложнились ношение и драпировка ее. Принадлежностью женского костюма были сложные золотые украшения. Существенно усложнились в это время и женские прически — они высоко вздымались вверх в виде кокошника, для чего приходилось применять металлический каркас. Мода на светлые и рыжеватые шевелюры заставляла не только осветлять волосы известковой водой, но и использовать белокурые косы рабынь северянок. Патрицианки кроме сандалий носили полусапожки и башмаки из кожи.

После падения Римской империи продолжала существовать могущественная Византия, которая испытывала значительное влияние со стороны восточной культуры. С усилением роли церкви в обществе в костюме стали все более утверждаться знаки церковной символики. Христианская церковь объявила тело «сосудом дьявола», источником греха, поэтому идеалом красоты женской фигуры стало аскетичное длинное худое тело с опущенными плечами и стянутой грудью, одежда превратилась в футляр, который скрывал естественные формы тела.

Византийская империя перестала существовать в XV веке, но ее влияние глубоко проникло в культуру раннего средневековья. Стиль этой эпохи отражал превосходство духовного начала над телесным.

Европейский костюм раннего средневековья IХ‑ХI вв. имел свободный силуэт, лаконичные формы, выполнялся из простых тканей. Отделка и украшения в костюме почти не встречались. Однако под влиянием культа прекрасной дамы и идеалов рыцарства одежда становилась более облегающей.

В ХII‑ХIV вв. в Западной Европе сложился готический стиль в культуре, захватив и одежду. Его характерные черты стремление ввысь, удлиненность форм и широкое использование украшений. Получило распространение непомерное удлинение некоторых частей одежды. Появились шестиметровые «дьявольские шлейфы», двойные и фальшивые рукава, достающие до земли. Очень распространились символические украшения с родовыми гербами (своим или дамы сердца). Государственными вердиктами предписывалось ношение одежды того или иного цвета для людей различных сословий (малиновый цвет был привилегией лиц королевской крови).

К концу ХV в. на смену аскетизму приходит жизнеутверждающее мировоззрение и пропорции костюма становятся более естественными, появляется стремление показать красивое обнаженное тело (широкие и глубокие декольте появились даже у мужских рубашек). Характерный признак эпохи

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...