Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение пожарной безопасности.

Общие положения.

Вероятность возникновения пожара на танкере намного выше, чем на любом другом типе судов. Поэтому необходимо создать безопасные условия для находящихся на судах людей и грузов с помощью противопожарных конструкций и пожарной техники, применение которых регламентируется Международными (СОЛАС, резолюции ИМО), Национальными (Правила Морского Регистра, наставления и т.п.) и Нормативными документами.

В настоящее время эффективное обеспечение пожарной безопасности морских судов осуществляется:

¨ конструктивной противопожарной защитой;

¨ комплексом активной противопожарной защиты;

¨ профилактикой пожаров на судне в эксплуатации.

Важно отметить, что, несмотря на высокое техническое совершенство, конструктивной и активной противопожарной защиты, пожары на судах (в первую очередь на танкерах) возникают почти так же часто, как и ранее. Это свидетельствует о необходимости более активно вести профилактическую работу по предотвращению условий, способствующих возникновению пожара. А также по приобретению членами экипажей практических навыков использования судовых средств обнаружения, локализации и ликвидации возникшего пожара.

Особенности конструктивной противопожарной защиты танкеров.

Принципы конструктивной противопожарной защиты (КПЗ) сводятся к:

  1. предотвращению возможности возникновения пожара;
  2. ограничению распространения пожара по судну;
  3. защите путей эвакуации людей и путей, по которым возможно проведение борьбы с пожаром.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП реализуется путем ограничения применения горючих материалов на судне (по требованиям PC не более 45 кг ГСМ на 1 м² площади помещения). А также созданием специальных помещений для курения, применения инструментов из материалов, не дающих искр при ударах, использование специальной обуви, не накапливающей заряд статического электричества.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП осуществляется делением судна на главные вертикальные и горизонтальные противопожарные зоны и отделением МКО и жилых помещений от прочих помещений. Для выполнения этих требований используют:

1. огнестойкие (типа А) конструкции;

2. огнезадерживающие (типа В) конструкции.

Главные огнестойкие переборки, выделяющие противопожарные зоны, должны простираться от борта до борта и от палубы до палубы. При этом длина любой главной вертикальной противопожарной зоны не должна превышать 40 м.

Огнестойкие конструкции типа А должны быть изготовлены из стали или равноценного материала и предотвращать прохождение через них дыма и огня в течение 60 мин. стандартного испытания, а их изоляция негорючими материалами должна обеспечивать повышение температуры конструкции на стороне, обратной огневому воздействию, не более 140°С (в местах соединений не более 180°С) за время 0 мин (А-0), 15 мин (А-15), 30 мин (А-30) и 60 мин (А-60).

 

Огнезадерживающие конструкции типа В должны быть изготовлены из негорючих материалов и обеспечивать непроницаемость для огня в течение 30 мин стандартного испытания, а их изоляция должна обеспечивать повышение температуры на стороне, обратной огневому воздействию, не более 140°С (в местах соединений не более 225°С) за время 15 мин (В-15) и 30 мин (В-30).

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП КПЗ реализуется с помощью огнестойких и огнезадерживающих конструкций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕХ ТРЕХ ПРИНЦИПОВ КПЗ НА ТАНКЕРАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ.

В последние десятилетия все танкеры строятся с кормовым расположением всех жилых и служебных помещений и машинного отделения, так как расположение жилых и служебных помещений в середине судна поблизости от грузовых танков не гарантирует безопасности людей. В этом случае жилые и служебные помещения и МКО отделяются от грузовых танков и насосного отделения коффердамами, а переборки, отделяющие насосные отделения от указанных помещений и постов управления, следует выполнять из конструкций типа А-60.

Наружные переборки надстроек и рубок, в которых имеются жилые и служебные помещения, изолируют по типу А-60 на всей поверхности, обращенной в сторону грузовых танков, и на 3 м. в корму вдоль боковых сторон надстройки. Предъявляются особые требования к закрытию отверстий (двери, иллюминаторы, лазы и др.) в переборках, обращенных в сторону грузовых танков.

КПЗ путей эвакуации, шахт лифтов и световых шахт выполняют из переборок типа А-0, В-15 или А-15 по усмотрению судовладельца.

 

Для предотвращения распространения пожаров из машинного отделения в жилые и служебные помещения переборки между ними и МКО, а также шахты дымоходов, выполняют из конструкций типа А-60.

К КПЗ относятся и требования к устройству и расположению элементов газоотводной системы.

Выходные отверстия дыхательных клапанов рекомендуется располагать над палубой на высоте не менее 2,4 м и не ближе 9 м от любого возможного источника воспламенения.

В насосных отделениях и МКО предусматривается принудительная вентиляция, которая должна включаться извне с легкодоступных мест.

ЭФФЕКТИВНОЙ КПЗ ТАНКЕРА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ЭКИПАЖ ДОСКОНАЛЬНО ИЗУЧИЛ ВСЕ ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ВЫПОЛНЯЕТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ.

Особенности активной противопожарной защиты танкеров.

Комплекс активной противопожарной защиты морских судов включает в себя системы пожарной сигнализации и средства пожаротушения.

СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ.

Включают в себя сигнализацию:

o обнаружения пожара;

o оповещения о начавшемся пожаре (совмещается с авральной сигнализацией);

o предупреждения о пуске огнетушащего вещества в защищаемое помещение.

Сигнализация обнаружения пожара состоит из извещателей (ручных и автоматических), сети, приемного устройства с выносными сигналами и источников питания. Требования, предъявляемые к системам сигнализации, сформулированы Международной Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами PC.

На современных танкерах в МКО с безвахтенным обслуживанием предусматривается установка автоматических извещателей (как правило, двух типов) сигнализации обнаружения пожара. Такие извещатели устанавливаются также в жилых и служебных помещениях надстройки.

К сигнализации оповещения пожара предъявляется требование быть слышимой в коридорах, жилых и служебных помещениях, машинных и насосных отделениях, на палубах и в других помещениях, где могут быть люди. При этом сигнал по звуку должен отличаться от других видов сигнализации. В МКО звуковая сигнализация дополняется световой.

Сигнализацией предупреждения сообщается о пуске системы объемного тушения, причем эта сигнализация блокируется с ручным и автоматическим пуском системы тушения, чтобы пуск последней не произошел без предварительного сообщения (за 1-2 мин до пуска).

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...