Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники изучения первобытного воспитания

Изучение воспитания в первобытном обществе сопря­жено с трудностями в силу отсутст­вия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духов­ной культуры, языка, фольклора. Большое значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические сведения о жизни немногих племен, сохранив­ших черты первобытности, труды ученых и путешествен­ников XIII - начала XIX в., содержащие описание жизни або­ригенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на ста­дии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспи­тания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскаль­ные изображения и пр. Свидетельства о воспи­тании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обря­ды, развлечения, фольклор.

Концепции происхождения воспитания

Существуют несколько концепций происхож­дения воспитания. К их числу относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представи­тели эволюционно-биологической теории сближали воспита­тельную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. В своей книге «Эволюция воспитания» Ш. Летурно выводит воспитательный опыт человечества непосредственно из воспитательных отношений, имеющих место в животных сообществах. По его мнению, воспитание является привилегией животных. Люди у них лишь позаимствовали привычку к воспитанию[4]. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспита­ние возникло как постепенное приспособление детей к существо­вавшему порядку вещей.

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

40-35 тысяч лет назад на Земле появился человек современного физического типа. К этому времени относится и зарождение воспи­тания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание первобытного человека выглядело примитивно. Смысл его существования был предопределен миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Цели воспитания заключались в подготовке к существованию. Зачатки педагогической мысли разви­вались на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, ум­ственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистем­но, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу вос­питание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возник­ло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта соби­рательства и охоты. Мощным сред­ством его передачи стала речь. Постепенно воспитание как передача опыта от поколения к поколению начало приобретать черты особого вида деятельности, являвшегося частью повседнев­ной борьбы за выживание.

Существенным фактором становления вос­питания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между первобытными людьми. Потребность поддерживать такие связи путем передачи опыта побуждала развивать воспитание как специфи­ческий род деятельности. Воспитание возникло из потребно­сти людей в общении и оказалось связанным с эволюцией форм примитивного труда.

Изготовление и использование орудий труда являлись условиями существования древнего человека. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не мог­ли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей возрастала.

Особенностью первобытного общества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Пер­вобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст де­тей.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9- 8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира (Малой, Передней и Средней Азии) происходит соци­альное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процес­сы изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспи­тание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представи­телей различных членов общины – вождей, жрецов, воинов, остальных – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и усилива­ется воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивал­ся как волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...