Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники изучения первобытного воспитанияИзучение воспитания в первобытном обществе сопряжено с трудностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Большое значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические сведения о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности, труды ученых и путешественников XIII - начала XIX в., содержащие описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор. Концепции происхождения воспитания Существуют несколько концепций происхождения воспитания. К их числу относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. В своей книге «Эволюция воспитания» Ш. Летурно выводит воспитательный опыт человечества непосредственно из воспитательных отношений, имеющих место в животных сообществах. По его мнению, воспитание является привилегией животных. Люди у них лишь позаимствовали привычку к воспитанию[4]. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Зарождение воспитания как особого вида деятельности 40-35 тысяч лет назад на Земле появился человек современного физического типа. К этому времени относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Воспитание первобытного человека выглядело примитивно. Смысл его существования был предопределен миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Цели воспитания заключались в подготовке к существованию. Зачатки педагогической мысли развивались на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад. Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством его передачи стала речь. Постепенно воспитание как передача опыта от поколения к поколению начало приобретать черты особого вида деятельности, являвшегося частью повседневной борьбы за выживание. Существенным фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между первобытными людьми. Потребность поддерживать такие связи путем передачи опыта побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось связанным с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись условиями существования древнего человека. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей возрастала. Особенностью первобытного общества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье В 9- 8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира (Малой, Передней и Средней Азии) происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных членов общины – вождей, жрецов, воинов, остальных – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |