Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философы Древней Греции о воспитании

В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг.до н.э.). Демокрит придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

Он считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «…ночью и днем, на родине и на чужбине». Процесс воспитания и обучения, по мнению Демокрита, тяжкий, но благодатный труд, преобразующий природу человека. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы…., воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу».

Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеют ума…, прекрасна надлежащая мера во всем…, должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не только лишь принуждением, но и предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Одной из вершин педагогической мысли Древней Греции считается Сократ (ок. 470-399 до н.э.). Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», - одно из известнейших изречений Сократа. Его главным дидактическим достижением можно считать майэвтику («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Сократ считал, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По его мнению, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину.

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. «Могучие духом…, если получат образование…, становятся отличными…, полезными деятелями. Оставшись без образования…, они бывают очень дурными, вредными людьми».

Сократ один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Его беседы были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика.

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа – Платон (427-347 гг.до н.э.).

Платон предложил программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Педагогическая проблематика присутствует в «Диалогах» Платона, его трактатах «Государство» и «Законы». Основанное Платоном в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более тысячи лет.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь».

Воспитание, по мнению Платона, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». Осуществлять воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).

Философ требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить. В трактате «Государство» он полагал, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку».

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, выделив особенно социальные функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

В идеальном государстве, представленном в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он соединял достоинства спартанской и афинской систем образования, соблюдая при этом «золотую середину».

Платон полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности.

В программу всеобщего образования входило обучение грамоте, началам математики, трудовой подготовки.

Привлекательным выглядят у Платона идеи игрового обучения (все науки надо преподавать «играючи»), а также принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»).

Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.

Он придавал первостепенное значение государственному воспитанию. При этом утверждалась целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения.

Он допускал домашнее воспитание до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников – педономов, отвергал уклонение родителей от воспитания детей.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа».

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...