Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогические идеи философов Древнего РимаПедагогическиеидеи Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.до н.э.) нашли отражение в ряде сочинений: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или О дружбе» и др. Сущность человека он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, общественный деятель. У оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, справедливость, умеренность, разумность, желание служить обществу, дружелюбие и т.д. Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказывал так: «Я считаю… своей обязанностью… работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам, все мои сограждане расширили свое образование». Луций Аней Сенека (4 г.до н.э. -65 г.до н.э.) считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным предметом школьного образования он считал философию. Он утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и главным средством нравственного совершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию». Основным понятием, характеризующим процесс воспитания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонения от нормы. Основное средство воспитания – назидательные беседы-проповеди с примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования и высказывал идею о безграничных возможностях прогресса человеческого знания. Яркий представитель философской и педагогической мысли - Марк Фабий Квинтилиан (42 г.-ок. 118 г. н.э.). Главный его труд «Ораторское образование». Квинтилиан считал, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Надо, чтоб учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно. В учителе Квинтилиан видел высокообразованного человека, любящего детей, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона. Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного для общества. Цель воспитания, по его мнению, состояла в подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним («свет хорошей школы лучше одиночества семьи»). Квинтилиан являлся создателем и руководителем государственной риторической школы в Риме. Он отмечал положительные факторы школьного образования: соревновательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития и т.д. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора. Достичь такого результата он предлагал с помощью следующей системы обучения: домашнее обучение, обучение в грамматической и риторической школах. Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Заполните таблицу: Таблица 4.1. Воспитательные системы Древней Греции
2. Выявите линии преемственности между традициями античного и современного образования. 3. Определите прогностическую ценность античной дидактики для решения современных педагогических проблем. 4. Назовите великих древнегреческих и древнеримских философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте их педагогические взгляды. 5. Какими особенностями отличалась наука и образование в Древнем Риме?
Глава 5. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья выделяют три периода: V- X вв. – раннее средневековье, XI -XIII вв. – развитое, или «высокое» средневековье, XIV –XVI вв. - позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения. Образование в Западной Европе в VI- XIII вв. Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры (общая характеристика образования в Западной Европе в VI- XIII вв.в таблице5.1.). Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным). В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в монастырских школах опиралось на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии. Основное внимание, как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, посты, чтение сочинений на религиозные темы. Основной книгой для обучения служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили на изучение латинской азбуки, чтению, письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия. Так, составленные Северином Боэцием (ок. 480-524 гг.) учебники логики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в. В результате широкого распространения монашества по территории Западной Европы средоточием образования были монастырские школы. В условиях изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от. лат. – школьный, ученый). Схоластика – направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Схоластика соединяла теологию с философией и логикой, придающей религиозному учению стройность логической системы. Сторонником нового вида философии был Фома Аквинский (1225-1274 гг.).В своем труде «Сумма теологии» он пытался подчинить светское знание вере. Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания. В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богословия в европейских школах повышенного типа – коллегиях и университетах. Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года – богословию, церковной истории и праву, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия. В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называвшиеся университетами. Университеты состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского, богословского. Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11-12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок. Преподавание состояло из чтения лекций и диспутов. Обучение велось на латинском языке. Во время лекций студенты старших курсов сидели на скамьях, а младших – на полу, на соломе, «дабы внушить им смирение». Обязательные лекции начинались около 5 часов утра и заканчивались в 9-10 часов. После обеда назначались занятия, посещение которых не было обязательным для всех. За пропуск обязательных лекций или за опоздание на них взимался штраф с преподавателей и со студентов. Первые университеты появились в XII- XIII вв. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский (конец XI в.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1206 г.), Кембриджский (1281 г.) университеты. Позже были открыты университеты в славянских странах – Пражский и Краковский. Из стен старинных университетов вышки выдающиеся деятели науки и просвещения, обновленной религии – Ян Гус, Данте Агильери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Галилео Галилей, Френсис Бэкон. Центрами образования и культуры, оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населения. Для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различными по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Помимо распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. Рыцарское воспитание получали сыновья светских феодалов. Особенности системы рыцарского воспитания изложил Винцент из Бове (ум. ок.1264 г.) в своем сочинении «Об обучении детей благородных особ». Подростки в возрасте 10-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажей, подростки овладевали семью «рыцарскими добродетелями»: умение охотится, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его посвящали в рыцари. Девочки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание развития ребенка воспринимало фактически античное представление о гармонии тела и души. Начиная с XIII в., в связи с начавшимися изменениями в экономической жизни большинства европейских стран, школьное образование оказалось в сложном положении. Содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания стали занимать большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению, несмотря на количественный рост школ, приводило к снижению общего уровня образования. Единственными учебными заведениями, сохранившими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, – коллегия. Таблица 5.1. Образование в Западной Европе в средние века[8] Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |