Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система школ (по Я.А. Коменскому)

В педагогическом сочинении, в «Великой дидактике», Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации, в разработке системы школ, содержания обучения и его организации (Система школ (по Я.А. Коменскому) представлена в таблице 6.2.).

Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре шестерки.:

- детство - от рождения до 6 лет. И характеризуется оно физическим ростом и развитием органов чувств.

- отрочество - от 6 до 12 лет. Здесь главное — развитие памяти и совершенствование языка и руки.

- юность - от 12 до 18 лет, когда особое значение имеет разви­тие «понимания и суждения», т. е. развитие ума.

- возмужалость - от 18 до 24 лет. И здесь главное – развитие воли, фактически способность управлять собой.

Большая заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию образования.

Первой ступенью воспитания и первоначального образования для детей от рождения до 6 лет должна быть мате­ринская школа.Это воспитание ребенка в семье под руководством матери. Подробное изложение этого процесса представлено в сочинении «Материнская школа». Фактически этой книгой Я.А. Коменский заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Он видел главную задачу в развитии органов чувств, в обо­гащении представлений детей об окружающем мире, в развитии речи и развитии руки, чему способствуют элементарные трудовые навыки, ручные умения. Кроме того, в этот период воспитываются по­чтительность к старшим, послушание, справедливость в поступ­ках, правдивость, вежливость, приветливость и другие качества подрастающего человека.

Вторая ступень обучения, по Я.А. Коменскому, – возраст от 6 до 12 лет. Для детей этого возраста должна быть со­здана школа родного языка.Надо, считал Я.А. Коменский, «чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа для совместного вос­питания юношества». В этой школе обучение было на родном языке. И в этом заслуга Я.А. Коменского, его отступление от традиции Средневековья – вести обучение на латинском языке.

Третья ступень обучения – это латинская школа, которая предназначалась для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию наукой. Здесь главенствовал латинский язык и изучались реальные предметы – математика, физика. А венчали весь курс обучения риторика и диалектика. Для этого типа школ и предназначался учебник Коменского «Открытая дверь языков».

Завершающей, четвертой ступенью образования должна быть Академия, и хотя в учении Я.А. Коменского нет детального указания о содержании и организации обучения в этот период, можно предположить, что оно отражало особенности образования в средневековых университетах.

Таким образом, Я.А. Коменский разработал школьную систему, стремясь преодолеть средневековую ограниченность образования, опираясь на гуманистические требования к его организации.

Таблица 6.2.

Система школ (по Я.А. Коменскому)[10]

Годы жизни Возрастной период Ступень образования Задачи и содержание образования
От 0 до 6 лет (весна) детство Материнская школа Дошкольное семейное воспитание, основополагающим моментом которого является физическое развитие ребенка, а также развитие внешних чувств и представлений об окружающем мире
От 6 до 12 лет (лето) отрочество Школа родного языка Развитие речи детей, умение читать, писать, считать, измерять, знание катехизиса, пение
От 12 до 16 лет (осень) юность Школа латинского языка Ознакомление с «семью свободными искусствами», физикой, историей, географией, этикой и латинским, греческим, родным и новыми языками, с ремеслами
От 16 до 18 лет (зима) возмужалость Академия Обучение в университете

Классно-урочная система обучения

Я.А. Коменский разработал фундаментальную систему, получившую позже название классно-урочной. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (в школе родного языка должно быть четыре урока в день, а в латинской – шесть).

Он настаивал на том, чтобы прием в школу производился раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со своим классом. Идея школьного класса и характеристика работы с ним представлены в главе XIX «Великой дидактики», содержание которой Я.А. Коменский определяет как основы кратчайшего пути обучения. Он пишет о недостатках индивидуального обучения, предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельны предметами... Одними и теми же лучами оно освещает все».

Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». В работе с классом Я.А. Коменский отводит большую роль учителю: «...стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он подобно солнцу будет распространять свои лучи на всех». Вместе с тем Я.А. Коменский считал, что учитель может обучать учеников, привлекая помощников из числа самих детей.

Я.А. Коменский положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок. Он указывал на то, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и цель.

Классно-урочная система, разработанная Я.А. Коменским, во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки совершенствования или даже отказа от нее.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...