Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система школ (по Я.А. Коменскому)В педагогическом сочинении, в «Великой дидактике», Я.А. Коменский реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации, в разработке системы школ, содержания обучения и его организации (Система школ (по Я.А. Коменскому) представлена в таблице 6.2.). Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре шестерки.: - детство - от рождения до 6 лет. И характеризуется оно физическим ростом и развитием органов чувств. - отрочество - от 6 до 12 лет. Здесь главное — развитие памяти и совершенствование языка и руки. - юность - от 12 до 18 лет, когда особое значение имеет развитие «понимания и суждения», т. е. развитие ума. - возмужалость - от 18 до 24 лет. И здесь главное – развитие воли, фактически способность управлять собой. Большая заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию образования. Первой ступенью воспитания и первоначального образования для детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа.Это воспитание ребенка в семье под руководством матери. Подробное изложение этого процесса представлено в сочинении «Материнская школа». Фактически этой книгой Я.А. Коменский заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Он видел главную задачу в развитии органов чувств, в обогащении представлений детей об окружающем мире, в развитии речи и развитии руки, чему способствуют элементарные трудовые навыки, ручные умения. Кроме того, в этот период воспитываются почтительность к старшим, послушание, справедливость в поступках, правдивость, вежливость, приветливость и другие качества подрастающего человека. Вторая ступень обучения, по Я.А. Коменскому, – возраст от 6 до 12 лет. Для детей этого возраста должна быть создана школа родного языка.Надо, считал Я.А. Коменский, «чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа для совместного воспитания юношества». В этой школе обучение было на родном языке. И в этом заслуга Я.А. Коменского, его отступление от традиции Средневековья – вести обучение на латинском языке. Третья ступень обучения – это латинская школа, которая предназначалась для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию наукой. Здесь главенствовал латинский язык и изучались реальные предметы – математика, физика. А венчали весь курс обучения риторика и диалектика. Для этого типа школ и предназначался учебник Коменского «Открытая дверь языков». Завершающей, четвертой ступенью образования должна быть Академия, и хотя в учении Я.А. Коменского нет детального указания о содержании и организации обучения в этот период, можно предположить, что оно отражало особенности образования в средневековых университетах. Таким образом, Я.А. Коменский разработал школьную систему, стремясь преодолеть средневековую ограниченность образования, опираясь на гуманистические требования к его организации. Таблица 6.2. Система школ (по Я.А. Коменскому)[10]
Классно-урочная система обучения Я.А. Коменский разработал фундаментальную систему, получившую позже название классно-урочной. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (в школе родного языка должно быть четыре урока в день, а в латинской – шесть). Он настаивал на том, чтобы прием в школу производился раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со своим классом. Идея школьного класса и характеристика работы с ним представлены в главе XIX «Великой дидактики», содержание которой Я.А. Коменский определяет как основы кратчайшего пути обучения. Он пишет о недостатках индивидуального обучения, предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельны предметами... Одними и теми же лучами оно освещает все». Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». В работе с классом Я.А. Коменский отводит большую роль учителю: «...стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он подобно солнцу будет распространять свои лучи на всех». Вместе с тем Я.А. Коменский считал, что учитель может обучать учеников, привлекая помощников из числа самих детей. Я.А. Коменский положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок. Он указывал на то, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и цель. Классно-урочная система, разработанная Я.А. Коменским, во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки совершенствования или даже отказа от нее. |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |