Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о формировании человека, полезного обществу. Чтоб осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.

Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации «общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия».

В законодательные учреждения был представлен ряд проектов организации народного образования.

Проект Ш.М. Талейрана (1791 г.) предусматривал создание четырех ступеней школы. Первая – начальные учебные заведения, где должны были учить чтению, письму, азам грамматики и литературы, математике в пределах четырех арифметических действий, географии того департамента, где находилась школа. Вторая ступень – 7-летние учебные заведения в центральных городах. Их программа предполагала расширение полученных ранее знаний и включала логику, математику, латынь, греческий, физику, естествознание. Третья ступень – специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов. Вершиной всей системы становился институт. Первая ступень – бесплатная, остальные – платные.

Проект Талейрана плохо отвечал революционному духу времени. Некоторые его пункты оказались консервативными: ограничение женского образования начальным, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения. Его проект не был принят.

Проект Ж.А.Н. Кондорсе (1792 г.) предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Предусматривалось и создание системы среднего образования, представленной лицеями, а также и учреждений высшего образования – институтов. Учебные заведения всех типов должны быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Проект Кондорсе был демократическим документом. Он намечал преемственность между всеми ступенями школы, провозглашал равенство прав мужчин и женщин в получении образования. Между тем, был поддержку получил другой документ – доклад Годена, в котором предлагалась ликвидация конфессионального обучения.

Более демократичным был проект Л.М. Лепелетье. Его целью была организация национального, республиканского, доступного для всех образования. Согласно проекту, все мальчики от 5 до 11 лет получали образование за счет государства. Лепелетье предлагал создавать дома национального воспитания, в которых особое внимание следовало обращать на физическое воспитание и умственное образование.

В 1793 г. Проект Лепелетье, с некоторыми поправками, был принят, однако после контрреволюционного переворота 9-го термидора (27 июля 1794 г.) трудящиеся были лишены всех завоеваний и в области образования. В 1975 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, намечавший умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где три четверти учеников должны были платить за обучение.

7.4. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений

В XVII – XVIII вв. принцип сословности образования, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, стал все более ощутимым фактором снижения интеллектуального потенциала наций. Попытки реформировать школу на светских началах наталкивались на оппозицию церкви, оставшейся духовным и организационным центром школьного дела.

С середины XVII в. до конца XVIII в. расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также верхов третьего сословия. В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются учебные задачи и программы.

Основным видом учебного заведения в системе школьного образования стала школа классического типа. Содержание образования в ней акцентировалось на предметах реального цикла.

Постепенно начинает увеличиваться приток в школы детей третьего сословия (крестьян и горожан). Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ «мирских дисциплин», в успешном соперничестве общинных школ с церковными.

Развитие учреждений начального образования в Западной Европе и Северной Америке представляло сложную картину борьбы нового со старым.

В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьян) оставалась неграмотной. Между тем масштабы и эффективность начального обучения неуклонно повышалась.

В Англии в XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был низок.

В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в.

В 1600-1700-х гг. католические монархии и римско-католическая церковь активизировали свою деятельность в сфере элементарного образования. Пример такой политики – начальная школа Франции. Королевские власти и католический клир насаждали здесь развитие католических начальных школ.

Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в XVII - XVIII вв. полное общее образование. Главным видом такого образования становится учебное заведение классического типа: В Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Эти учреждения были предназначены для имущих слоев общества.

На первых порах основная часть учебного времени в городских (латинских) школах и гимназиях Германии отводилась изучению античных языков и литературы. Но уже в первое десятилетие XVIII в. эти предметы занимали лишь половину учебных часов. Одновременно преподавались история, география, математика и естественные науки. Кроме того, учащиеся изучали катехизис.

Особая заслуга в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа принадлежала педагогам-филантропинистам. Первое учебное заведение - филантропин было основано И.Б. Базедовым в 1774 г. Отличием этого учреждения была конфессиональная терпимость. В учебный план входили немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, мораль, математика, естествознание, история, география, математика, рисование, музыка, верховая езда, ручной труд.

Грамматическая школа являлась учебным заведением классического типа, т.е. обучения, основанного на программе древних языков и литературы. Но к началу XVIII в. было введено широкое преподавание дисциплин естественнонаучного цикла.

Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII- XVIII вв. становится коллеж. Образовательная программа коллежа базировалась на традициях классического латинского образования и учете потребностей развития общей эрудиции воспитанников посредством включения сведений из области математики, истории, географии, естествознания. В целом, основное внимание в этих учебных заведениях отводилось нравственно-религиозному воспитанию учащихся.

В Северной Америке в XVII- XVIII вв. школа развивалась под воздействием европейского опыта, прежде всего английского. Ведущими среди общеобразовательных учреждений были грамматические школы.

Во второй половине XVIII в. в североамериканских колониях возникают общеобразовательные учреждения нового типа – академии. Помимо предметов классического цикла, здесь предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания и др.

В целом, несмотря на различия, появившиеся в развитии национальных образовательных систем, общая тенденция преобладания схоластики и ортодоксального формализма была характерна для всей европейской образовательной сферы.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите характерные черты развития школы и педагогики в странах Западной Европы и Северной Америки в XVII –XVIII вв.

2. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы и Северной Америки начала Нового времени.

3. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы и Северной Америки эпохи Просвещения. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности.

4. Раскройте социокультурные и исторические предпосылки становления педагогики Д.Локка. Как идеи Д.Локка об обучении и воспитании повлияли на развитие педагогической науки?

5. Дайте характеристику возрастной периодизации Ж.-Ж. Руссо.

6. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику образовательным проектам Французской революции 1789 г.

7. Обозначьте основные тенденции развития школьного образования и назовите новые типы учебных заведений в странах Западной Европы и Северной Америки в XVII –XVIII вв.

 

Глава 8. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...