Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические взгляды и деятельность Бецкого И.И., Новикова Н.И., Янковича Ф.И.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795 гг.) был педагогом, разделявшим идею Екатерины II о воспитании «новой породы людей» в закрытых учебных заве­дениях сословного характера. Ему Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений для дворянских детей. «..Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцом наших трудов», -писал И.И. Бецкой.

В документе «Генеральное учреждение о воспитании обо­его пола юношества» (1764 г.) и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юноше­ства» (1766 г.) И.И. Бецкой изложил свои взгляды на воспитание «идеальных» дворян. Оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства».

Оптимальной формой организации воспитания и обучения должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети дол­жны быть изолированы от воздей­ствия окружающей среды, даже от родственников.

План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, на­чал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764 г.), воспитательных домов в Москве (1764 г.) и Петербурге (1770 г.), Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764 г.) и коммерческого училища (1773 г.). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний, инди­видуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация на развитие неповторимой личности учащегося. Однако по причине отсутствия в России специально подготовленных учителей намерения И.И. Бецкого не имели широкого практического развития.

Единственно успешной была деятельность Воспитатель­ного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу, каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение. Принципы сословности и замкнутости воспитания соблю­дались здесь очень строго. Ученицы-дворянки были объедине­ны в возрастные труппы-классы, носившие свою форму одеж­ды как знак отличия.

Прием в первый возрастной класс должен был прово­диться, по первоначальному замыслу, один раз в три года. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать свою дочь домой. Содержание обучения включало изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, ри­сованию.

Просветительские взгляды на воспитание де­тей высказывали не только сторонники и исполнители идей императрицы, но и ее оппоненты и противники. Критиком образовательной политики Екатери­ны II был Николай Иванович Новиков (1744- 1818 гг.).

Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова. Он полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, дающейся воспитанием и образованием («Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства – знание»). Н.И. Новиков полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности. Поэтому воспитание юношества –первая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.

Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783 г.). Воспитание, по его мнению, включает в себя три основные части: физическое воспитание, осуще­ствляемое с целью достижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого человек не может быть внутренне счастлив; образование разума, которое необходимо человеку для исполнения всех своих обязанностей.

Н.И. Новиков, являясь сторонником обществен­ного воспитания, подчеркивал важность и разумно организованного домаш­него образования. Педагог указывал на необходимость профессионально подготовленных учителей. Настоящий учи­тель-воспитатель должен быть нравственной личностью, об­разцом для воспитанников.

План школьной реформы 1782-1786 гг. и сопутствующие ему материалы были подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741-1814 гг.).

В 1786 г. Комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной рефор­мы – «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться на­родные училища двух типов; в гу­бернских городах – главные народ­ные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах – малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу» во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.

Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной историей. Главные училища предполагалось создавать из че­тырех классов. Содержание обучения первых двух классов со­ответствовало содержанию обучения в малых училищах; в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начала всеобщей исто­рии, географию, физику, механику, геометрию. После окон­чания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных народ­ных училищ дополнительно обучали латинскому и еще од­ному иностранному языку, преимущественно немецкому.

Комиссия издала «Правила для учащихся в народных училищах» (1783 г.), дополнявшие «Устав» перечнем обя­занностей школьников. На основании этих правил прием в учи­лища осуществлялся два раза в год – летом и зимой.

В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» И.И. Фельбигера, адаптированное к русским условиям Ф.И. Янковичем. «Руководство» разъясняло прин­ципы организации классно-урочной системы обучения. Оно считалось обязательным для ис­полнения. Большое внимание в «Руководстве» уделялось учителю, добродетелям, которыми он должен был обладать для работы с детьми: миролюбием и порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верноподданническим отношением к самодержавному строю, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здо­ровьем и трудолюбием.

Народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, явились новым для России типом учебных заведений, пред­назначенных для детей разночинного населения. Основным учебником для них стала книга «О должно­стях человека и гражданина» (1783 г.). Использовались и другие учебники: по естествознанию – В.Ф. Зуев «Начертание естественной истории» (1786 г.), Е.Б. Сырейщиков «Краткая Российская грамматика» (1787 г.). М.Е. Головин «Краткое руководство к геометрии» (1786 г.)

По плану Ф.И. Янковича содержать училища долж­ны были местные власти. Однако на самом деле из государственной казны денег не поступило. Не хватало учите­лей. На всю Россию была открыта только одна учительская се­минария при Главном народном училище в Санкт-Петербурге (1783 г.). В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава Глав­ного народного училища и стала первым в России педагоги­ческим учебным заведением.

Проектируемый план народно­го образования осуществлялся лишь частично. Училища открывались почти ис­ключительно в городах. Крестьянское население оказалось практически вне системы просвещения.

В целом, в XVIII в. в России была создана сеть новых учебных заведений с едины­ми учебными планами и методиками преподавания учебных предметов, классно-урочной формой организации обу­чения, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. (общие сведения об этапах развития системы образования и типах ее учебных заведений представлены в таблице 12.1. и схеме 12.1). Все это послу­жило основой для создания в XIX в. госу­дарственной системы образования. Мыслителя­ми XVIII в. был высказан ряд педагогических идей, ставших основой для развития русского общественно-педагогичес­кого движения первой половины XIX в.

Таблица 12.1

Этапы развития системы образования в России в XVIII в.[18]

Этап Характеристика этапа
1 этап – первая четв. XVIII в. Создание первых светских школ
2 этап – 1730-1756 гг. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Открытие Московского университета
3 этап – 1766-1782 гг. Развитие просветительских педагогических идей, возрастание роли университета
4 этап – 1782-1786 гг. Школьная реформа, первая попытка создания государственной системы народного образования

 

Схема 12.1[19]

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте факторы, обусловившие по­требность российского государства в системе образо­вания европейского типа.

2. Какие начинания в просвещении были предприняты в начале XVIII в.?

3. В чем заключались особенности учебно-воспитательных заведений, основанных во второй половине XVIII в.?

4. Расскажите о наиболее важных событиях в российском образовании в XVIII в.

5. Каковы результаты просветительных реформ XVIII в.?

6. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского Просвещения XVIII в. Попытайтесь определить «вечные» заповеди воспитания, уходящие корнями в XVIII в. и сохра­нившие свою ценность для современной жизни.

Глава 13. Система образования и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.

13. 1. Развитие системы образования в России до 90-х гг. XIX в.

В 1802 - 1804 гг. была проведена реформа народного образования. Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано Ми­нистерство народного просвещения во главе с Пет­ром Васильевичем Завадовским (1739-1812 гг.), а такие документы как «Предварительные правила народного просвещения» (1803 г.), «Устав учебных заведений, подведомых универси­тетам» (в 1804 г.) определяли структуру системы образования в первой четверти XIX в.

Основными звеньями системы образования стали приходские и уездные учи­лища, гимназии, университеты (система образования в России в первой половине XIX в. представлена на схеме 13.1). Вся Россия была поделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский – с уни­верситетами во главе каждого из них, которые руково­дили деятельностью учебных заведений своего округа.

Схема 13.1.[20]

В приходских училищах срок обучения был 1 год. Содержание занятий составляли Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. В уездных училищах срок обучения составлял 2 года. Задача их со­стояла в образовании детей непривилегированных слоев на­селения и подготовке к поступлению в гимназию. В содержание обучения входили грамматика, в национальных регионах – и грамматика родного языка, география, история, арифметика, геометрия, физи­ка, естествознание, оз­накомление с промышленным производством применитель­но к местным условиям, рисование.

В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нее лишь дети дворян и чиновников. Гимназия готовила к поступлению в университет. В учебный план входили латинс­кий, немецкий и французский языки, география, история, статистика, логика, нравоучение, курс изящных наук (рус­ская словесность, теория поэзии, эстетика), математический цикл (алгебра, геометрия, тригонометрия), естественно-исторический цикл (минералогия, ботаника, зоология), ос­новы коммерции, технология, рисование.

В начале XIX в. в России во мно­гих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крес­тьянских детей (в 1805 г. в подмосковном имении князя В. В. Измайлова, в 1818 г. в усадьбе князя А.А. Ширинского-Шихматова в Смоленской губернии и т.д.).

В 1801-1805 гг. были созда­ны специальные высшие школы –Московское коммерчес­кое училище, Институт путей сообщения.

12 авгycтa 1810 г. Александр I подписал «Постановление о лицее», давшее начало истории Царскосельского лицея. Директором лицея был назначен русский просветитель Василий Федорович Малиновский (1765-1814 гг.). Согласно «Постановления», в Лицей принимались «отличней­шие воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет, по 20-50 человек ежегодно. В число требований к поступающим входили: «отличнейшая нравственность», «совер­шенное здоровье», «определенные познания». Срок обучения составлял 6 лет. Лицей подчинялся непосредственно министру народного просвещения.

Обучение делилось на два курса, по 3 года каждый – начальный и окончательный. Содержание начального курса составляли: изучение русского, латинского, французского и немецкого языков, закон Божий, философия, логика; математические и физические науки: арифметика, начала алгебры, тригонометрии, физики; история российская и всеобщая, география, хронология; риторика, чистописание, ри­сование, фехтование, верховая езда, плавание. Содержание окончательного курса обучения составляли два цикла предметов – «изящные искусства» и «гимнасти­ческие упражнения», а также курсы физических, математи­ческих, исторических наук, словесность. Каждые полгода проводилась проверка знаний лицеистов по всем изучаемым предметам, а по окончании учебного года – экзамен.

В 1843 г. Царскосельский лицей был пере­именован в Александровский, который в 1844 г. был переве­ден в Санкт-Петербург. Выпускниками этого лицея были А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбе­кер и др.

Лицеи открывались в 1833 г. – в Ярославле, в 1817 г. – в Одессе, в 1820 г. – в г. Нежине.

Существенные изменения в образовании были свя­заны с назначением на пост министра просвещения в 1816 г. обер-прокурора Священного синода князя Александра Нико­лаевича Голицына (1773-1844 гг.). В 1817 г. Министерство про­свещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. При Ми­нистерстве просвещения были созданы Главное управление училищ и Комитет для проверки учебников.

В 1819 г. были изменены учебные планы училищ и гимна­зий, введено чтение Священного писания, изъяты из гим­назических курсов элементы философских знаний, статис­тика, естественное право, эстетика.

Во время правления Николая I (1825-1855 гг.) внимание государства к вопросам воспитания усилилось. По мнению Ни­колая I, что главной причиной восстания были недостатки воспитания.

В 1828 г. Комитет по устройству учебных заведений подготовил новый «Устав гим­назий и училищ, состоящих в ведении университетов. Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что каждая ступень образования не имела в виду его преемственности. Согласно новому «Уста­ву» приходские училища должны были обучать мальчиков и девочек самых низших сословий. Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных учи­лищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан. Срок обучения в них был рассчитан на 3 года. В их учебный план входили Закон Божий, священная история, русский язык, арифметика, геометрия, география, курс всеобщей и русской истории, чистописание, черчение, рисование.

Согласно нового «Устава», гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и выс­шего чиновничества, готовившими для поступления в уни­верситет. Основу содержания обучения в гимназиях составляли русская словесность, логика, латинский, немецкий, фран­цузский, греческий языки, математика, география, история, статистика.

С начала 60-х гг. XIX в. началась подготовка новой школь­ной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства на­родного просвещения», утвержденное 10 мая 1860 г. Согласно этому документу устанавливалось 2 типа женских училищ: училища I разряда, со сроком обучения 6 лет, и II разряда, со сроком обучения 3 года. В училищах I разряда обучали Закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию. В училищах II разряда содержание обучения ограничивалось Законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием. Дополнительно к обязательным пред­метам в училищах I разряда предусматривалось изучение французского и немецкого язы­ков, рисования, музыки, пения, танцев. Женские училища были внесословными учебными заведениями, дававшими среднее об­разование.

Важным документом реформы стал новый университетс­кий устав, утвержденный 18 июня 1868 г. Согласно этому документу университеты получали некоторую самостоятель­ность (право са­мостоятельно выбирать ректора и проректоров, избирать профессоров, создавать на фа­культетах советы и выбирать деканов). Был утвержден статус высших учебных заведений – Петербургского технологического института, Горно­го института, Института путей сообщения, Московского высшего технического училища, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве.

В 1864 г. была проведена реформа системы начального и среднего образования. 19 июля 1864 г. вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в распространении первоначальных полезных знаний и утверждении религиозных и нравственных понятий в народе. Срок обучения в училищах не был ограничен.

Содержание обучения составляли: Закон Бо­жий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Начальные народные училища были внесословными учеб­ными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек, а обучение было бесплатным. Все свет­ские начальные народные училища передавались в ведение Министерства народного просвещения, духовные – в веде­ние Святейшего синода.

19 ноября 1864 г. был утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому устанавливались два типа гимназий: классическая и реальная и соответственно им – прогимназии. Прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. В их учеб­ный план входили арифметика, Закон Божий, грамматика рус­ского, латинского и греческого языка, природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка. Прогимназии давали возможность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии.

Особенностью классических гимназий было то, что око­ло 40% всего учебного времени отводилось на изучение древ­них языков – латинского и греческого. В них преподавались русский язык, русская литература, история, география, естествознание, математика, физика, кос­мография, черчение и один иностранный язык (французский или немецкий). Окончившие классичес­кую гимназию получали право поступления в университет.

Содержание обучения в реальных гимназиях отличалось от классических гимназий отсутствием в учеб­ных планах древних языков. Их цель сводилась к подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения. Обязательным было изучение французского и немецкого язы­ков. Другие учебные предметы – русский язык, литература, история, география – изучались в том же объеме, что и в классических гимназиях.

В соответствии с новым «Уставом» оба типа гимназий объявлялись внесословными учебными заведениями при раз­дельном обучении мальчиков и девочек. Курс обучения в гимназиях был рассчитан на 7 лет.

Новыми образовательными учреждениями, появившимися вследствие создания форм местного самоуправления – земств, стали земские школы. В соответствии с «Положением о земских учреждениях» от 1 января 1864 г. в ведение уездных и губернских земств переходили и учеб­ные заведения.

Согласно «Положения о женских гимназиях» 1870 г. все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Фе­доровны и гимназии Министерства народного просвещения. Учреждались четырехклассные женские прогимназии, обуче­ние в которых соответствовало младшим классам гимназий.

В 1871 г. был издан новый «Устав гимназий и прогимна­зий», в соответствии с которым сохра­нялись классические гимназии, а реальные ликвидировались. Срок обучения был рассчитан на 8 лет. Содержание обучения в классических гимназиях осталось традиционным: изучение латинского и греческого языков, русский язык, грамматика церковнославянского языка, изучение фольк­лора, древней литературы и литературы XVIII в., курс истории. В учебных планах гимна­зий были и такие предметы, как математика, физика, география, «краткое естествоз­нание».

«Устав» 1871 г. был дополнен в 1872 г. «Уставом реальных училищ», которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обу­чения был рассчитан на 7 лет. VII класс был дополнительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-тех­ническое и общеобразовательное. В свою очередь, V и VI классы также имели отделения – основное, т.е. общеобразователь­ное, и коммерческое. Такая структура обучения позволяла профессионально ориентировать учащихся.

В учебных планах реальных училищ большое количество часов отводилось на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков. Русский язык, литература, история преподавались в реальных училищах в тех же объемах, что и в клас­сических гимназиях. Выпускники реальных училищ имели право поступления лишь в высшие технические и сельскохо­зяйственные учебные заведения.

Изменения претерпела и система начального образова­ния. В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища, на их базе создавались двухклассные начальные училища и городские училища.

Срок обучения в двухклассном начальном училище составлял 5 лет. Первые три года обучения составлял I класс, со­держание обучения в котором соответствовало содержанию обучения в начальных народных училищах; обучение во II клас­се было рассчитано на два года, в течение которых школьни­ки изучали русский язык, арифметику, наглядную геомет­рию, основы естествознания, физику, географию и отечествен­ную историю. Окончившие двухклассное народное училище имели право поступления лишь на специализированные кур­сы и в учительские семинарии.

Срок обучения в городских училищах был 6 лет. Содержание обучения составляли Закон Божий, русский язык и литература, алгебра, геометрия, география, история, основы естествознания, рисование, черчение, пе­ние.

Самым распространенным типом начальной школы оста­вались церковно-приходские школы со сроком обучения 2 года. Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счет и Закон Божий.

В 1861 г. стали открываться земские учительские семинарии и учительские школы. В 1870 г. вышло «Положение об учительских семинариях», дополнен­ное в 1875 г. инструкцией. Учащимся семинарий предписыва­лось исполнять установления русской православ­ной церкви, посещать богослужения, читать книги религи­озного содержания. В семинарию принимались окончившие двухклассные училища, курс обучения был рассчитан на 3 года. В содержание обучения входили ЗаконБожий, русский язык и литература, математика, естествоз­нание, физика, география, история, рисование, пение, пе­дагогика, методика начального обучения.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...