Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая деятельность и педагогическая система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970 гг.) предстает в развитии педагогической науки как педагог-новатор, оставивший богатейшее научно-педагогическое наследие.

Педагогика В. А. Сухомлинского вырастает из практики его работы в Павлышской школе. «Идейная жизнь в моей системе практической педагогики, – писал В. А. Сухомлинский, – начинается с путешествия к человеку». «Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: “Выучить, запомнить!”. Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания».

Центром педагогической системы В.А. Сухомлинского становился ребенок. Представлялось самым важным раскрытие «живинки» каждого ученика, расцвет его творческой индивидуальности («Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»). Воспитание, образование, обучение рассматривались педагогом как приобщение подрастающего человека ко всему богатству культуры.

Этот подход лег в основу всех педагогических трудов В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором школы», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родительская педагогика», «Воспитание личности в советской школе», «Воспитание гражданина» и др.

Педагогическая система В. А. Сухомлинского – это энциклопедия педагогических знаний, выходы с позиций гуманизма и творчества на все основные проблемы развития педагогической науки 60 - 70-х гг.

Средством, имеющим большое воспитательное значение, по мнению В.А. Сухомлинского, было слово. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску. Если слово не вызывает эмоций, не волнуют, то оно так и останется пустым звуком, благим пожеланием. В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя должно находить отзвук в сердцах учеников и становиться их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов».

В.А. Сухомлинский отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием развития личности в коллективе и самого коллектива, он считал физический труд. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского являлось и положение о том, что труд позволяет полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

В целом, девиз теоретической и практической деятельности В.А. Сухомлинского можно обозначить названием одного из основополагающих трудов – «Сердце отдаю детям».

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Расскажите о проблемах и приоритетах образовательной политики в СССР в 1960-х -1980-х гг.

2. Назовите основные направления научно-педагогических исследований в СССР в 60-80-х гг. XX в. Приведите примеры результатов таких исследований.

3. Проанализируйте главные педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

 

Глава 18. Российское образование на современном этапе

18. 1. Система образования в России на современном этапе

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании» в России существуют следующие формы получения образования: в образовательном учреждении –в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательное учреждение (согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании») может быть государственным, муниципальным и негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций, объединений).

Учредителями образовательного учреждения по закону могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, а также граждане РФ и иностранные граждане. Исключение сделано для военных специальных учебных заведений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением. Это государственные учреждения.

Отдельно кратко рассмотрим элементы системы образования в России.

Дошкольные образовательные учреждения

По данным статистики, количество детских садов в стране в настоящее время доходит до 100 тысяч. Домашнее дошкольное воспитание получают около 30% российских детей; 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах.

Задачи дошкольных учреждений заключаются во всестороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и подготовке к обучению в школе.

Общеобразовательная школа

До недавнего времени общеобразовательная школа была единой для всех регионов страны. Но после 1987 г., в рамках демократических преобразований, на базе общеобразовательных общественных учебных заведений возникли средние школы нового типа – лицеи, гимназии и колледжи. Программы лицеев, гимназий и колледжей более насыщенны и сложны, нежели в обычных школах. К середине 1990-х гг. лицеи, гимназии, колледжи стали утрачивать новизну и превращаться в образцово-показательные учреждения.

Организация экспериментальных школ в начале 1990-х гг. была признана одним из приоритетов школьной политики России. В начале 1990-х гг. при Академии образования было организовано свыше 10 опытных школ.

Среди экспериментальных учебно-воспитательных учреждений необходимо назвать Вальдорфскую школу Р. Штайнера. Российских энтузиастов вальдорфской педагогики привлекают ее обращенность к индивидуальному человеческому началу, отказ от энциклопедического образования, акцент на развитии художественно-эстетического вкуса.

Попытка специального обучения талантливых детей была сделана в начале 1990-х гг. Открыты особые учебные заведения для талантливых детей, например, школа в Коптево (Москва).

В России есть система специальных школ для детей с отклонениями в развитии. Перспективные методики обучения «необучаемых детей» используют Т.Ю. Гроссман (Москва), А.И. Бороздин (Новосибирск) и др.

Начальная ступень школы

Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7- 11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Велико стремление индивидуализировать обучение, стимулировать развитие природных задатков ребенка. На это направлено использование приемов развивающего обучения системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, авторских методик С. Н. Лысенковой и др.

Основное общее образование

В возрасте 12-15 лет в школах закладывается личная система ценностей, проверяется и заново опробуется собственный личностный потенциал, осознаются неповторимые качества собственного характера.

Полное общее образование

Требования школе этой ступени следующие: обогащение содержания образования новыми знаниями, увеличение сроков обучения, интенсификация процесса обучения с помощью учебных технологий и учебной техники – аудио- видеоаппаратуры, компьютеров и т. д.

Негосударственные образовательные учреждения

В начале 1990-х гг. в России получили развитие частные (платные) школы. По данным статистики, в 1994-1995 учебном году в РФ насчитывалось около 450 негосударственных школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся.

Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения

В советский период в нашей стране активно функционировали Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции и станции юных натуралистов, детские экскурсионные и туристические станции. Эти учреждения в 90-е гг. были преобразованы в Дома и Дворцы детского творчества, где работали кружки разной направленности. На протяжении 1990-х гг. появились скаутские организации. Функционировала и сеть спортивных, музыкальных школ, школ художественного творчества.

Система профессионального образования

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому предоставляется возможность получения профессионального – основного и дополнительного образования. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, академии.

Получение профессионального образования регламентируется федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также Законом РФ «Об образовании».

В основе государственной политики в области высшего и послевузовского образования лежат принципы непрерывности и преемственности ступеней образования, интеграции системы высшего образования РФ, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования и др.

С середины 90-х гг. XX в. в РФ по проекту «Международный бакалавриат» были установлены следующие ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения образовательных программ этих ступеней: не менее 4 лет для получения степени бакалавр, не менее 5 лет – дипломированный специалист, не менее 6 лет – магистр.

Ступенями послевузовского профессионального образования являются аспирантура и докторантура. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, а в докторантуру – те граждане, которые имеют степень кандидата наук. Сроки обучения в аспирантуре и докторантуре – 3 года.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...