Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-педагогический словарь-справочник

 

Выдающиеся философы и педагоги и их педагогические идеи

Конфуций (551-479 гг. д. н.э.)

· основная книга «Беседы и суждения»;

· природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность;

· идея разностороннего развития личности;

· диалог учителя с учеником («учитель и ученики растут вместе»);

· преимущество нравственному началу перед образованностью.

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

· метод майэвтики (букв. «искусство родовспоможения») – метод «самозарождения истины» (метод беседы);

· идея познания самого себя («Познай себя, и ты познаешь весь мир»);

· идея совершенствования нравственности.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

· основные трактаты: «Законы», «Государство»;

· идея разностороннего государственного образования;

· использование игры в обучении;

· основал Академию в Афинах.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

· основные сочинения: «Метафизика», «Поэтика», «Риторика»;

· взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

· создание возрастной периодизации человека;

· выделение физического, нравственного и умственного воспитания.

· основал Ликей в Афинах.

Квинтилиан (42-118 гг. н.э.)

· основные сочинения: «Наставление оратору», «О воспитании оратора»;

· профессиограмма педагога;

· роль семьи в воспитании детей;

· вербальное развитие детей.

Аврелий Августин (354-430 гг.)

· основные труды: «Исповедь», «О граде Божьем»;

· разработка программы церковного обучения;

· основа знаний – сочетание ощущений, мыслей и стремлений;

· ведущий метод познания – самоуглубление.

Фома Аквинский (1225-1274гг.)

· основной трактат «Сумма теологии»;

· новый вид религиозной философии – схоластика;

· придание вероучению формы научного знания.

Томас Мор (1478-1531 гг.)

· труд «Утопия»;

· идея всестороннего гармонического развития;

· воспитание высокой нравственности.

Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.)

· утопия «Город Солнца»;

· образование – залог улучшения породы людей;

· универсальность и энциклопедизм образования;

· идея наглядного обучения;

· участие детей в общественно полезном труде.

Витторино де Фельтре (1378-1446 гг.)

· идея гуманизма;

· организация «Школы радости».

Франсуа Рабле (1494-1553гг.)

· основной труд – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»

· идея гуманистического воспитания;

· сторонник гармоничного образования.

Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.)

· основные работы: «О методе обучения», «О первоначальном воспитании детей»;

· принцип активности воспитанника;

· принцип реализации врожденных способностей через напряженный труд.

Мишель Монтень (1533-1592 гг.)

· капитальный труд «Опыты»;

· концепция человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего;

· представитель «профессионального гуманизма»;

· эмпирический путь познания.

Вольфганг Ратке (1571-1635 гг.)

· основные работы: «Всеобщее наставление», «Франкфуртский мемориал»;

· идея необходимости педагогических знаний для человека – как условия счастливого существования;

· идея природосообразности обучения;

· создание научной методологии образования.

Ян Коменский (1592-1670 гг.)

· основные труды: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»;

· принцип природосообразности воспитания;

· идея «пансофии»;

· создание системы школ на основе возрастной периодизации;

· разработка дидактических принципов обучения;

· классно-урочная система обучения.

Джон Локк (1632-1704 гг.)

· основные труды: «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом»;

· эмпирико-сенсуалистическая концепция познания;

· критика теории «врожденных идей» (душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa);

· воспитание джентльмена;

· сторонник домашнего воспитания.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)

· основной труд: «Эмиль, или о воспитании»;

· идея естественного, природосообразного воспитания;

· нравственное, физическое, трудовое воспитание;

· создание программы формирования личности на основе возрастной периодизации.

 

Клод Анри Гельвеций (1705-1771 гг.)

· основные труды: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании»;

· воспитание патриота (сочетание личных интересов с общественными);

· идея общественного воспитания.

Дени Дидро (1713-1784 гг.)

· основной труд: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»;

· приоритет естественно научного знания;

· учет физиологических особенностей и социальных условий в процессе воспитании;

· идея всеобщего образования.

Иоганн Песталоцци (1746-1827 гг.)

· основные труды: «Лингард и Гертруда», «как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня»;

· идея элементарного умственного, нравственного и физического воспитания;

· создание теории элементарного обучения;

· идея воспитывающего труда и развивающего обучения;

· создание частных методик начального обучения.

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841 гг.)

· основные труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Первые лекции по педагогике»;

· три составные части воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание;

· педагогика как наука и искусство;

· формирование нравственного человека;

· идея воспитывающего обучения.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866 гг.)

· основной труд: «Руководство к образованию немецких учителей»;

· учитель немецких учителей;

· идея общечеловеческого воспитания, национального по форме;

· принципы природосообразности и культуросообразности;

· дидактика развивающего обучения;

· развитие самодеятельности.

 

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.)

· основной труд: «Новый взгляд на общество или Опыты об образовании человеческого характера»;

· всестороннее развитие личности;

· идея элементарного обучения и жизни в коллективе;

· сочетание физического и умственного труда;

· создал Институт для образования характера.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.)

· основные работы: «Воспитание умственное, нравственное, физическое», «О государственном образовании»;

· ориентированность образования на полезность (приоритет естественно научного образования как наиболее полезного; признание вторичности гуманитарного образования);

· метод «естественного воздействия».

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...