Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные историко-педагогические события и их датыIII тыс. д.н.э. – первые сведения о школьном обучении в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. XIV-XVI вв. – эпоха Возрождения в Западной Европе и Северной Америки. XVII в. – выделение педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. посл. четверть XVII – кон. XVIII в. – эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америки. перв. пол.XX в. – эпоха реформаторской педагогики. VII-IX вв. – зарождение общеславянских традиций обучения. 863 г. – открытие первой славянской школы Кириллом и Мефодием в Велиграде. 988 г. – открытие первой школы «учения книжного» в Киеве. 1615 г. – основание Киево-Могилянской академии (коллегиума). 2 пол.XVI в. – появление первых печатных учебников в школах Русского государства. 1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии. 1725 г. – открытие Академии наук. 1755 г. – открытие Московского университета. 1802 г. – образование Министерства народного просвещения. 1810 г. – открытие Царскосельского лицея. 1863 г. – принятие университетского устава. 1864 г. – принятие устава средних школ. 1864 г. – принятие устава по начальному образованию. 1871-1872 гг. – принятие устава о средних учебных заведениях. 1874 г. – принятие устава начальных школ. 1882 г. – принятие университетского устава. 1905 г. – принятие Временных правил. октябрь 1918 г. – принятие «Положения о единой трудовой школе», «Декларации о единой трудовой школе». 1921 г. – Внедрение в советские школы программ ГУСа. 1931 г. – принятие постановления «О начальной и средней школе». 1958 г. – принятие «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». 1984 г. – начало школьной реформы профессионализации общеобразовательной школы, усиления единообразия в системе профессионально-технического образования. 1992 г. (1996, 2005 гг.- дополнения и изменения) – Принятие Закона РФ «Об образовании». 22 августа 1996 г. – принятие федерального Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 19 июня 1999 г. – подписание в Болонье министрами образования 29 европейских стран «Декларации о европейском пространстве для высшего образования». 10 сентября 1999 г. – принятие Закона Пензенской области «Об образовании в Пензенской области». 4 октября 2000 г.– принятие «Национальной доктрины образования в РФ». 19 сентября 2003 г. – участие России в Болонском процессе и ее присоединение к Болонской декларации. Терминологический словарь Абак – счетный инструмент, напоминающий современные счеты. Авторитарная педагогика –педагогика, рассматривающая ученика как объект воспитания и обучения. Яркий представитель - И.Ф. Гербарт. Академия –первоначально так называлась первая организованная философская школа Платона, основанная в 338 г.до н.э. Белл-Ланкастерская система –система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. – в Англии. Болонский процесс - это новое направление в развитии высшего образования в Европе, направленное на реформирование европейских систем высшего образования с целью их сближения, но при сохранении фундаментальных ценностей и разнообразия образовательных систем. Воспитание– целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Гимназия –среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции. Становление европейских гимназий Нового времени связано с возникновением в XV –XVI вв. латинских школ. Грамматические школы –в Древней Греции так назывались начальные школы (школы грамматиста), в Древнем Риме – повышенные школы; Греко-латинские школы – при монастырях в России XVII в. Гуманитаризация образования –несколько интерпретаций: человечность образования; светскость образования; приоритет гуманитарного знания над естественным. Дальтон - план –система индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в. Учащиеся самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего учебного времени. Диверсификация (дифференциация) образования - предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества. Дидактика -(от греч. – искусство учить, научать, наставлять) – часть педагогики, разрабатывающая теорию обучения, его цели, содержание, принципы, методы, средства и формы. Интеграция образования (интеграция в переводе с латинского - «восстановление целостности», состояние правильно упорядоченных взаимосвязей) – целостный процесс взаимной адаптации и объединения образовательных систем и составляющих их структур. Культура– исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Латинские школы –учебные заведения для начального или повышенного образования с латинским языком обучения, появились в Европе в период раннего средневековья и существовали доXIII в. , когда их вытеснили городские школы с родным языком обучения. Лицей –тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей (ликей) – это древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г.до н.э. и просуществовавшая около 8 столетий. Метод проектов –система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20-х гг. XX в. получил распространение в советской школе. Методика обучения -прикладная отрасль теории обучения, которая изучает направления и принципы, формы и методы его организации; отрасль педагогической науки, изучающая пути, способы и средства реализации содержания обучения; способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при которой последние усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные способности, формируется мировоззрение. Мировоззрение -совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к действительности. Мусическая школа –возникла в Древней Греции. Главная цель – умственное и физическое воспитание, большое внимание уделялось музыке. Образование – специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий; процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданами установленных государством образовательных уровней. Обучение -процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Ораторство (риторика) –наука о красноречии как искусстве слова. Палестра – Риторская школа –гимнастическая школа в Древней Греции, закрытое учебное заведение государственное или частное, где обучались мальчики от 12 до 16 лет. Программа обучения включала пятиборье: бег, борьбу, прыжки, метание копья, диска. Учителями были гимнасты, владевшие теоретическими и универсальными знаниями, и педотрибы – специалисты по отдельным видам гимнастики. Педагогическая концепция – система педагогических взглядов, то или иное понимание педагогических явлений, процессов, фактов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности. Педагогическая парадигма – совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. Педагогическая система -множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения. Педагогические взгляды – педагогические знания в единстве с выраженным отношением личности к этим педагогическим явлениям. Педагогические принципы -основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Педагогические средства -материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся. Педагогический процесс -объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов их непосредственном взаимодействии. Педоцентристкая педагогика –педагогика, исключающая авторитаризм, превращающая педагога в помощника ребенка, организующего среду, в которой он формируется. Педагогический процесс направлен на развитие природных дарований детей, их естественный рост. Передовой педагогический опыт -опирающийся на педагогические новации позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям, и оптимальные для конкретных условий. Принцип естественного воспитания –стремление придать обучению характер, сообразный природе ребенка и обеспечение развития заложенных в нем потенций (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.). Профессиональные знания -результат познавательной деятельности; совокупность усвоенных профессионально значимых понятий, законов, принципов и зафиксированных образов явлений и предметов. Профессиональные навыки -отдельные операции и приемы трудовой деятельности, доведенные в результате упражнений до степени автоматизма. Профессиональные умения -совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования; профессионально значимые комплексы навыков и знаний. Развитие -процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Рефлексия -размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. Реформаторская педагогика –одно из направлений западной педагогики на рубеже XIX - XX вв., в центре внимания которого находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка (представители: Дж.Дьюи, В. Лай, Э. Торндайк, М. Монтессори и др.). Основными методами исследования считались: наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент. Самообразование -активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. Семь свободных искусств – программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Данная структура была предложена римским ученым и философом Боэцием и стала канонической. Синергетика– новое постнеклассическое направление междисциплинарных исследований процессов самоорганизации и развития, протекающих в открытых нелинейных и далеких от равновесия системах. Принципы синергетики: междисциплинарность, открытость, диалоговость, историчность и т.д. Соборные школы –в эпоху средневековья средние учебные заведения в городах Западной Европы, организованные при соборах с епископскими кафедрами. Давала более широкое образование, чем монастырская и церковно-приходская школы. Социализация – процесс усвоения и воспроизведения человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности. Стандарт образования - комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов. Он включает в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Схоластика (от. лат. – школьный, ученый) – новый вид религиозной философии; направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Схоластика соединяла теологию с философией и логикой, придавала религиозному учению стройность логической системы. Таксономия целей обучения– совокупность подцелей (задач) в соответствии с общими целями обучения. Церковно-приходские школы –начальные школы в дореволюционной России, находившиеся в ведении приходов. Учителями в школах были священники, дьяконы, дьячки. Цеховые школы –начальные школы для сыновей ремесленников в городах Западной Европы. Начали возникать в XIII- XIV вв. по инициативе цехов и содержались на их средства. Цифирные школы –начальные государственные школы в дореволюционной России. Указом Петра I в 1714 г. создавались во многих губерниях для обучения детей дворян, служащих, мещан и др. в возрасте от 10 до 15 лет. В 1774 г. были реорганизованы в гарнизонные школы. Школа труда –школа, в которой всестороннее воспитание детей сочетается с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с различными формами профессиональной ориентации. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XX в. на Западе был Г. Кершенштейнер. Школа учебы –сложилась в XVIII- XIX вв., основывалась на детальной регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении развития интеллекта посредством приобщения к книжному знанию. Школы кифариста –частная платная школа в Древней Греции (Афины), где мальчики обучались пению, музыке и учили наизусть произведения Гомера. Экзистенциальность –способность к автономному существованию, умение самостоятельно строить собственную судьбу и взаимоотношения с миром. Библиографический список 1. Алексеев Г.А. К истории воспитания детей при первобытно-общинном строе на территории Среднего Поволжья. Чебоксары, 1989. 2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М, 1959. 148 с. 3. Анисов М.И. Источники изучения истории советской школы и педагогики. М., 1981. 4. Антипин Н.А. Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для ХХI в. // Инновации и образование. Сб. материалов конференции. СПб., 2003. С.15-16. 5. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. 6. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства ХIV-ХVПвв. /Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. М., 1985. 7. Антология педагогической мысли: в 3 т. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. М.,1988. - Т.1. С.163-212. 8. Антология педагогической мысли России XVIII века. / Вст. ст. И.А. Соловкова. М., 1989. 9. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ -начала XX в. / Сост. П. А.Лебедев. М, 1990. 10. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2т. М., 1994. 11. Бауман Н.К., Вейсберг Г.П. Иоганн Фридрих Гербарт. Жизнь и деятельность. Мировоззрение. Педагогическая система. // Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. С.5-46. 12. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994. 13. Блонский П.П. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М., 1979. 14. Борисенков В.П., Краевский В.О., Кутьев Я.С., Турбовский Я.С. Философия образования: «Круглый стол» // Педагогика. 1995. № 4. С.3-28. 15. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог». // Диалог в образовании. Сб.материалов конференции. СПб., 2002. С.9. 16. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. О русской эмиграции. М., 1992. 17. Васильева С.Н. Проблемы развития русской школы в условиях эмиграции (1918-1930 гг.) // Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3 т. М., 1994. Т.З. С. 45-79. 18. Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. М., 1992. 19. Величие здравого смысла: человек эпохи Просвещения. М., 1992. 20. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1958. 21. Всемирый историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред. Г.Б. Корнетова и В.Г. Безрогова. М., 1996. 269 с. 22. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII- XX вв. М., 2002. 464 с. 23. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001. 24. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с. 25. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М,1995. С.109-119; 126-131. 26. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. М., 1963. 27. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., 1974. 28. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 224 с. 29. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993. 30. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998. 31. Джуринский А.Н. История педагогики. Учебник для студ. пед. вузов. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 432 с. 32. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 200 с. 33. Дистервег. Ф.А. Избр. пед. соч. М., 1956 (или другие изд.). 34. Длугач Т.Б. Д. Дидро. М., 1986. 35. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. 36. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995. 37. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 480 с. 38. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. С. 113-145. 39. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. М., 1987. 152 с. 40. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом: Учебное пособие. Л., 1989. 41. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 42. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978. 160 с. 43. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. 44. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. 45. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М., 1978. С.37-42. 46. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. Ленинград: Изд-во «Эко». 1991. Т.1. ч.1. 221 с.; Т.1. ч.2. 280 с.; Т.2. ч.1. 256 с.; Т.2. Ч.2. 269 с. 47. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. 48. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1995. 49. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред.З.И. Васильевой. М: Издательский центр «Академия», 2005. 432 с. 50. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных фак. высш. учеб. заведений/ Сост. С.Ф. Егоров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 51. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: уч. пос. для пед. уч. заведений / Под. Ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001, 512 с. 52. История педагогической мысли средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991. 53. Каган Н.С. Некоторые вопросы взаимодействия философии и педагогики // Советская педагогика. 1981. №10. 54. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1994. 55. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. Пособие для студентов вузов/ Коджаспирова Г.М.. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 223 с. 56. Коменский Я.А. / Сост. И.Д.Чепель. М.: Изд. дом Ш.Амонашвилли, 1996. 57. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987. 58. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для педвузов. М., 1966. 59. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993. 60. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. 61. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. 62. Красновский А. А. Я.А.Коменский. М.: Просвещение, 1959. 63. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов н/Д., 1999. 64. Культура Возрождения и средние века / Ред. Кол. Л.С. Чиколини и др. М.,1992. 65. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- начало XX века): Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Форум», 1998. 584 с. 66. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. М., 1988. 67. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991. 68. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. М., 1950. 368 с. 69. Лордкипанидзе Д.О. Я.А.Коменский. М., 1970. 378 с. 70. Лосев А.Ф. История античной философии в конструктивном изложении. М., 1989. 71. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. 72. Мид. М. Культура и мир детства. М., 1988. 73. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. 74. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. СПб., 2000. 75. Монтень М. Опыты. М., 1991. 76. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому: статьи, советы, рекомендации. М.: Карапуз, 2001. 272 с. 77. Морлей Дж. Дидро и энциклопедисты. М., 1982. 78. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1989. С.27-35. 79. Нарский И.С. Философия Д. Локка. М., 1960. 80. Образование в современном мире. М., 1986. 81. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. Саранск, 1994, 1997. 82. Огурцов А.П. На пути к философии образования // Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 11. 83. Огурцов А.П. Постмодернисткий образ человека и педагогика // Человек. 2001. № 3 - 4. 84. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX - начале XX века. М, 1980. 85. Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движения и педагоги Российского Зарубежья. 150 биографий. Саранск. 1997. 86. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939) .М., 1982. 87. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1917-1941 гг. / Ред. Н.П. Кузин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин. М., 1980. 88. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941-1961 гг. / Под ред. Ф.Г. Па-начина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. М., 1988. 89. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1961-1986 гг. / Отв. ред. Ф.Г.Паначин, М.Н.Колмакова, З.И.Равкин. М., 1987. 90. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII - 1-й половины XIX в. /Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973. 91. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. /Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989. 92. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в./ Под ред. Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина, Б.К.Тебиева. М.: Педагогика, 1991. 448 с. 93. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М.: Просвещение, 1993. 288 с. 94. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. 95. Песталоцци, Новиков, Карамзин, Ушинский, Корф: библиографическое повествование /Под. Ред. Н.Ф. Болдырева. Челябинск. 1997. 524 с. 96. Пискунов А.И. Очерки истории немецкой педагогики конца XVIII- начала XIX вв. М., 1960. 97. Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999. №8. С.119-129. 98. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995. 99. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М., 1990. 100. Реформы образования в современном мире. М., 1995. 101. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 102. Розин В.М. Путешествие в страну непривычного знания // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект. традициях I – XIV вв./Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. М.: Республика, 1996. 103. РПЭ: В 2 т. Т.1. М., 1993. С. 126-127; 300-301; 428; 492-493; 591-592. 104. Руденский С.Д. Царскосельский-Александровский лицей. 1811-1917 гг. СПб. Лениздат, 1999. 511 с. 105. Савицкий И. О философии глобального образования. Философия для XXI века: Сб.ст. М., 1992. 106. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.В.А. Сластенина.– М: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с. 107. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. М., 1963. С. 201-233. 108. Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии. М., 1985. 109. Смоляницкий С.В. Три века Я.А. Коменского. М., 1987. 208 с. 110. Современные проблемы философии образования: Обзор. М., 1998. 111. Степашко Л.А.Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999, 272 с. 112. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Дону. «Феникс», 2003. 448. С.60-62. 113. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. М., 1957. 114. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. / Сост. О.С.Богдашова, В.З. Смаль. М., 1979-1981 или др. издания. 115. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. 116. Томан И., Томанова М. Сократ М., 1983. 117. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, 352 с. 118. Философия и история образования – учебный предмет в системе подготовки будущего учителя: Материалы региональной научно-практической конференции (26-27 октября 1999 г.). Нижний Новгород: изд-во НГПУ, 2000. 269 с. 119. Философия образования для XXI века: Сб. ст./ Сост. Пахом Н.Н., Тунталов Ю.Б. М.: Изд-во фирма «Логос», 1992. 208 с. 120. Философия образования: «Круглый стол»// Педагогика. 995.№ 11. С.3-34. 121. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1995. №11. С.3-34. 122. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. 123. Хайдеггер М.Время и бытие: Статьи и выступления. М, 1993. 124. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. М., 1984. 125. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогика. Педагогия. Очерки развития педагогической теории. М., 1979. 126. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост и авт. вводных статей А.И.Пискунов.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. 528 с. 127. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Под ред. проф. Ш.И. Ганелина. М., 1971. С.35-102. 128. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья./ Сост. Е.Г.Осовский, О.Е.Осовский. М., 1996. 129. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986. 130. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: : Учеб. пособие для пед. уч. заведений. М., 2000. 131. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1998. 280 с. 132. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Логос, 1993. 181 с. 133. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. М., 1995. 134. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. / Сост. М.Н. Скаткин. М., 1980. 135. Швырев В.С. Философия и стратегия образования// Вопросы философии. 1995. № 11. С. 4-6. 136. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. М., 1992. 7.РПЭ. М., 1993. - Т.1. - с.284-285; 588; 539. 137. Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991. 138. Шубинский В.С. Философские подходы к новой педагогической теории // Советская педагогика. 1990. №12. С.60-65. 139. Ясперс К.Смысл и назначение истории. М, 1994.
Содержание Введение……………………………………………………………………………3
Раздел 1. Введение в историю педагогики и философию образования………………………………………………………………………..5 Глава 1. История педагогики и философия образования как наука и педагогическая дисциплина……………………………………...5 1. 1. Специфика истории педагогики и философии образования как научной области педагогического знания………………………………………………….5 1.2. Методологические основания истории педагогики и философии образования как науки…………………………………………………………...11 1.3. Ключевые понятия истории педагогики и философии образования……..13 1.4. Место истории педагогики и философии образования в интеграционном научном процессе и в профессиональной подготовке педагога профессионального обучения……………………………………………………14 Вопросы и задания для самопроверки………………………………………………..15 Раздел 2. Зарубежная история педагогики и философия образования….16 Глава 2. Социализация и воспитание в первобытном обществе…………16 2.1.Источники изучения первобытного воспитания…………………………...16 2.2. Концепции происхождения воспитания …………………………………..16 2.3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности………………….17 2.4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье…………………………18 2.5. Появление организованных форм воспитания и обучения……………….19 2.6. Возникновение дифференциации воспитания и обучения в условиях разложения первобытно-общинного строя…………………………………….22 Вопросы и задания для самопроверки………………………………………….23 Глава 3. Школа и педагогическая мысль Древнего Востока ……………23 3.1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока……23 3.2. Школа и воспитание в Междуречье………………………………………..27 3.3. Школа Древнего Египта…………………………………………………….29 3.4. Воспитание и обучение в Древней Индии…………………………………31 3.5. Школа и развитие педагогической мысли в Древнем Китае ……………34 Вопросы и задания для самопроверки…………………….…………………….36 Глава 4. Школа и педагогическая мысль Античного мира ………………36 4.1. Воспитание и школа в Древней Греции. …………………………………..37 4.2. Философы Древней Греции о воспитании…………………………………43 4.3. Школа и воспитание в Древнем Риме……………………………………...46 4.4. Педагогические идеи философов Древнего Рима. ………………………49 Вопросы и задания для самопроверки………………………………………….50 Глава 5. Воспитание и школа в эпоху Средневековья …………………….51 5.1. Образование в Западной Европе в VI- XIII вв. ……………………………51 5.2. Педагогическая мысль и школа в Западной Европе в эпоху Возрождения……………………………………………………………………...56 5.3. Воспитание и школа Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья……………………………………………………………………..60 5.4. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья……………………………………………………………………..61 Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………..64 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |