Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана труда и техника безопасности

ПРАКТИКА

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Красноярск

СФУ

 

УДК 621.311.1

Составители: Сост. В. П. Возовик, Е. Ю. Сизганова, Т. М.Чупак

Практика: Программа и методические указания [Текст] / cост. В. П. Возовик, Е. Ю. Сизганова, Т. М.Чупак.— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013

 

Практика – составляющая часть учебного процесса по направлению 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника», предназначена для подготовки бакалавров очной формы обучения.

 

УДК 621.311.1

ББК

 

© Сибирский федеральный университет , 2013

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Настоящие программы и методические указания по производственной практике для студентов направления подготовки 140400.62. «Электроэнергетика и электротехника» составлены в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования № 710 от 08.12.2009 г. по профилям модуля «Электроэнергетика».

Программы практик являются одним из основных учебно-методических документов, входящих в состав образовательной программы по направлению подготовки, они обеспечивают единый комплексный подход к организации производственной практической подготовки, системность, непрерывность и преемственность обучения студентов с учетом региональных компонентов образовательной программы.

Для студентов направления 140400.62 по учебному плану предусмотрено три вида производственных практик, проводимых на электрических станциях, сетевых предприятиях, в монтажных и ремонтных организациях Энергетической отрасли и на других предприятиях.

Учебная практика после 1 курса обучения сроком 1 неделя. Первая производственная практика после 2 курса обучения продолжительностью 2 недели. И вторая производственная практика после 3 курса обучения продолжительностью 3 недели.

Базовыми предприятиями для проведения всех видов практик являются электрические станции ТГК-13 (Енисейской ТГК), МРСК, Красноярское предприятие МЭС Сибири и другие предприятия. По желанию студентов и согласованию с администрацией предприятий местом проведения практики могут быть также и другие тепловые или гидравлические электростанции как Красноярского края, так и расположенные за его пределами или иные предприятия промышленности и энергетики. Это должны быть лучшие предприятия отрасли, удовлетворяющие следующим требованиям:

· иметь высокий уровень техники и технологии, организации и культуры труда;

· обеспечивать возможность последовательного проведения большинства видов практики при соблюдении условия преемственности их рабочих программ;

· обеспечивать прохождение практики группами студентов (как минимум одной группой по каждому виду практики);

· иметь учебные и научно-технические связи с Сибирским федеральным университетом;

· иметь удобное транспортное обеспечение.

Производственная практика является важнейшей частью учебного процесса. Ее цели и задачи:

· закрепить и расширить теоретические знания, полученные при изучении общетехнических и специальных дисциплин;

· привить студентам производственные навыки по обслуживанию оборудования и установок тепловой, гидромеханической и электрической части электростанций и сетевых предприятий, электрооборудования промышленных установок и сетей их электроснабжения;

· изучить современную технологию монтажных, наладочных и ремонтных работ;

· закрепить полученные знания в практике организации и управления энергетическим производством;

· изучить инструкции и методики по производственно-технической и экономической деятельности предприятия;

· изучить правила охраны труда и электробезопасности на электростанциях, сетевых и других предприятиях, мероприятия по контролю за соблюдением правил охраны труда и экологии.

Производственная практика, являясь одним из важнейших видов учебной работы, призвана максимально подготовить будущих специалистов к практической работе, повысить уровень их профессиональной подготовки, обеспечить приобретение навыков работы в трудовых коллективах.

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Организация и руководство практикой

 

Производственная практика студентов проводится в основном на тепловых и гидравлических электростанциях, электросетевых и других предприятиях с новейшим оборудованием и современной технологией производства. Учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляют кафедры «Электрические станции и электроэнергетические системы» и «».

Руководителями производственной практики студентов являются представители СФУ и специалисты производственных предприятий, назначенные в установленном порядке.

В течение двух месяцев до начала учебной и производственных практик проводится организационная работа, включая следующие мероприятия:

· поездка руководителей производственных практик на базовое предприятие с целью проверки их готовности к проведению практик;

· распределение студентов по местам производственных практик и подготовка проектов приказов по университету на производственную практику;

· проведение собраний перед отъездом студентов на производственную практику (на собрании руководители практики от университета выдают студентам дневники с заданиями, знакомят с программами практик по методическим указаниям; предупреждают о пропускном режиме; инструктируют об особенностях прохождения конкретного вида практики).

Руководитель практики от университета решает следующие задачи:

· до начала практики посещает предприятия для организации необходимой подготовки к приему и распределению студентов;

· совместно с руководством электрических цехов и инженером отдела по управлению персоналом подбирает состав руководителей практики от предприятия;

· решает вопросы инструктажа по охране труда (электробезопасности) на рабочих местах практики;

· совместно с руководителями практики от предприятий организует проведение обязательных учебных занятий для студентов: лекций и семинаров по вопросам эксплуатации, организации и управления производством, охране труда, экологии, правовым вопросам и т.д.;

· контролирует обеспечение предприятием инструктажа по охране труда (электробезопасности) и выполнение студентами правил внутреннего распорядка;

· принимает участие в работе комиссии по приему и защите отчетов по практике;

· рассматривает отчеты студентов по практике, дает отзывы о их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

Руководитель практики от предприятия, осуществляющий общее

руководство практикой:

· подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов в цехе, лаборатории и отделе;

· совместно с руководителем практики от университета организует и контролирует проведение практики в соответствии с программой и утвержденными графиками прохождения практики;

· обеспечивает качественное проведение инструктажа по охране труда (электробезопасности);

· организует совместно с руководителем практики от университета занятия и консультации ведущих специалистов электростанции по новейшим направлениям науки и техники, проводит экскурсии по основным цехам электростанции;

· контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в университет о всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенного на них дисциплинарного взыскания;

· осуществляет учет работы студентов;

· организует совместно с руководителем практики от университета перемещение студентов по рабочим местам или изучаемым объектам;

· знакомит студентов с методиками, инструкциями, производственно-технической и экономической документацией;

· отчитывается перед руководством предприятия за организацию и проведение практики.

Руководитель практики студентов в цехе, лаборатории и отделе,

осуществляющий непосредственное руководство практикой:

· организует в тесном контакте с руководителем от университета прохождение производственной практики закрепленных за ним студентов;

· знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с ходом технологического процесса, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, охраной труда и т.д.;

· осуществляет постоянный контроль за производственной работой практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на рабочем месте, знакомит с передовыми приемами работы и консультирует по производственным вопросам;

· обучает студентов безопасным методам работы; контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов и составляет на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе.

 

1.2. Обязанности студентов во время прохождения производственной практики

Студент при прохождении практики обязан:

· полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

· подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;

· изучать и строго соблюдать правила охраны труда (электробезопасности);

· участвовать в рационализаторской и исследовательской работе по заданию кафедры;

· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

· вести дневник, в котором записывать необходимую информацию, содержание лекций и бесед, делать эскизы и т.д.;

· представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать комиссии зачет по практике;

· после возвращения с места практики в недельный срок сдать на кафедру отчет о практике и дневник с отзывом и характеристикой.

 

Требования к отчету

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Отчет по производственной практике является основным документом, предъявляемым студентом при сдаче зачета, и выполняется индивидуально. При составлении отчета студент руководствуется программой производственной практики и методическими указаниями по практике. Источниками информации при составлении отчета служат должностные инструкции, руководящие указания, схемы и спецификации, годовые отчеты электростанции и других предприятий, а также сведения, полученные на лекциях, экскурсиях и в технической библиотеке.

Работа над составлением отчета проводится систематически, на протяжении всего периода прохождения практики.

Отчет должен охватывать все вопросы содержания производственной практики и содержать следующие разделы:

· Общее описание электростанции, сетевых предприятий, систем электроснабжения предприятий, технологических процессов производства, передачи и распределения электроэнергии;

· Характеристики основного и вспомогательного тепломеханического или гидросилового и электротехнического оборудования;

· Описание технологии проведения ремонтов (монтажа, наладки) электрооборудования электростанции (подстанции и сетей), инструмента, приспособлений и применяемых механизмов;

· Содержание поэтапного прохождения практики с указанием календарных сроков;

· Основные технико-экономические показатели предприятий и вопросы планирования и организации производства;

· Индивидуальное задание.

Изложение отчета по практике сопровождается эскизами оборудования, его

узлов и деталей, необходимыми схемами и графиками.

В отчете также кратко описываются проведенные во время практики

экскурсии. Наиболее подробно излагаются в отчете материалы, которые впоследствии могут быть использованы при выполнении УНИРС, курсовых или выпускных работ.

Отчет оформляется в соответствии с требованиями СТО 4.2-07-2012 «Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности». Текст выполняется с использованием текстовых редакторов на компьютере. Объем отчета определяется полнотой изложения заданий по программе и индивидуальных поручений.

К отчету прилагается дневник с выданной студенту руководителем практики от предприятия характеристикой, в которой указываются сведения о выполнении студентом программы практики, его отношении к работе, умении и способности находить контакт с сотрудниками предприятия, инициативе, деловитости, уровне подготовки в СФУ и других качествах практиканта.

 

Учебная практика

 

2.1.1 Цели и задачи практики

 

Цель учебной практики - изучить вопросы технологических процессов производства и передачи тепловой и электрической энергии, ознакомиться с основным тепломеханическим или гидросиловым и электрическим оборудованием предприятия и с организацией работы коллектива предприятия, а также с экономическими показателями предприятия и мероприятиями по энергосбережению.

Задачи практики: изучение структуры и организации эксплуатации электростанции, сетевых предприятий, систем электроснабжения предприятий и городов; ознакомление с основными технико-экономическими показателями работы предприятий; изучение устройства и технической эксплуатации основного оборудования, устройств релейной защиты и автоматики, контрольно-измерительной аппаратуры; ознакомление с правилами технической эксплуатации электрооборудования, задачами модернизации оборудования, внедрения новой техники и эффективности ее использования, изучения вопросов охраны труда и экологии; закрепление и установление связей с теоретическими знаниями по дисциплинам:

История электроэнергетики и электротехники;

Химия;

Физика;

Электротехническое и конструкционное материаловедение;

Информатика;

Инженерная графика.

 

В результате прохождения учебной практики студенты должны:

Знать: организационную структуру электрической станции, электросетевого предприятия, системы электроснабжения, функции подразделений, права и обязанности руководителей; технологию производства и распределения электроэнергии с учетом требований качества электроэнергии и мероприятий по охране труда и окружающей среды; уровень автоматизации процессов производства, передачи и распределения электроэнергии; назначение устройств защиты, автоматики и управления элементов электростанции и подстанции; назначение схем вторичной коммутации; мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятии.

Уметь: выполнять простые инженерные расчеты на компьютере конкретных электротехнических задач; подбирать справочные материалы для курсовых работ; освобождать пострадавшего от действия электрического тока и оказывать ему первую помощь.

Получить навыки: организации эксплуатации оборудования; принципов составления графиков ремонтов оборудования; иметь представление о структуре и принципах построения вторичных схем; по профилактическим испытаниям оборудования.

 

2.1.2. Содержание практики

 

В соответствии с задачами практики и балансом времени студенты должны последовательно изучить следующие вопросы:

- на тепловых электрических станциях.

 

1. Способ доставки угля на станцию. Разгрузочное устройство угля. Транспортировка угля в бункеры котлов. Емкость угольного склада. Механизмы угольного склада, их производительность.

2. Сепарация металлических частей из угля, дробление угля. Технические характеристики угольных конвейеров (угол наклона, скорость ленты, производительность и т.д.).

3. Схема электроснабжения электродвигателей топливоподачи. Управление механизмами топливоподачи.

4. Работа вагоноопрокидывателя. Размораживающее устройство. Проектная и фактическая производительность топливоподачи. Взвешивание угля.

5. Порядок пуска и останова топливоподачи.

6. Основные параметры котлоагрегатов (паропроизводительность, давление, температура перегретого пара и питательной воды), температура газов в топке (по основным газоходам котла и уходящих газов).

7. Циркуляция воды в контурах котла, сепарация пара, регулирование температуры острого пара и промперегрева. Экраны, пароперегреватели, водяные экономайзеры, воздухоподогреватели. Тягодутьевые механизмы, их параметры. Схема пылеприготовления. Механизмы пылесистемы. Схемы подачи пыли в котлоагрегаты.

8. Действующая на электростанции система золо-шлакоудаления. Оборудование багерных насосных. Шлакоприемное устройство и золоотвал. Принцип действия золоулавливающих устройств, электрофильтров, их эффективность, коэффициент улавливания золы. Преобразовательные подстанции постоянного тока электрофильтров.

9. Типы и характеристики турбоагрегатов.

10. Система регулирования турбины, устройства и характеристики. Автомат безопасности турбины. Система маслоснабжения, смазки и уплотнения вала генератора, маслонасосы (пусковой, резервный, аварийный, главный).

11. Конденсатор, конденсатные насосы. Эжекторы, их устройство, назначение и принцип действия. Валоповоротное устройство.

12. Электрооборудование турбинного цеха. Схема электроснабжения электродвигателей турбинного цеха. Управление, измерительные приборы и релейная защита электродвигателей.

13. Щит управления турбоагрегата и основные приборы.

14. Техническое водоснабжение, источники водоснабжения и основное оборудование, схема технического водоснабжения. Циркуляционные насосы, их основные характеристики. Регулирование производительности циркуляционных насосов. Схема электроснабжения, автоматика береговой насосной.

15. Способы химической очистки воды.

16. Характеристики установленных на станции генераторов, конструктивное их исполнение. Системы охлаждения обмоток генераторов.

17. Силовые трансформаторы. Основное электрооборудование распределительных устройств (выключатели, разъединители, измерительные трансформаторы тока и напряжения и др.).

 

- на гидростанциях.

1. Основные параметры плотины, основных гидротехнических сооружений и зданий ГЭС. Водноэнергетические характеристики водохранилища и водотока.

2. Организация эксплуатации плотины, гидротехнических сооружений и зданий ГЭС.

3. Периодический контроль и обследование технического состояния плотины, гидротехнических сооружений и зданий.

4. Инструментальный контроль сезонных изменений температурного режима плотины, напряженного состояния, перемещений и усадочных явлений элементов плотины и гидротехнических сооружений.

5. Количественный и химический контроль фильтрационных расходов через сооружение. Состояние основания и береговых врезок плотины.

6. Антикоррозионная защита, контроль состояния подводных элементов гидротехнических сооружений. Работа водослива и водобойного колодца.

7. Вопросы экологии водохранилища.

8. Типы и характеристики гидроагрегатов. Гидросиловая схема установки. Водозаборы, ремонтные и быстропадающие затворы, водоводы, направляющий аппарат и отсасывающая труба.

9. Система регулирования турбины, устройство и характеристики. Гидромеханические защиты агрегата. Система торможения агрегата.

10. Подшипники агрегата. Система смазки и охлаждения.

11. Система технического водоснабжения, источники, регулирование параметров, резервирование.

12. Система пожаротушения станции, автоматика пожаротушения, противопожарная сигнализация.

13. Схема перевода агрегата в режим синхронного компенсатора и в генераторный режим.

14. Пуск гидроагрегата, включение в сеть и набор нагрузки, продолжительность этих операций. Останов гидроагрегата. Действия машиниста при этих операциях.

 

 

2.1.3. Место прохождения и распределение времени

В период практики для студентов проводятся экскурсии и занятия по основным цехам электростанции и подстанции под непосредственным наблюдением руководителей практики по всем вопросам, предусмотренным программой практики и индивидуальным заданием.

Ниже приводится примерное распределение времени по отдельным рабочим местам, которое конкретизируется в зависимости от конкретных условий прохождения практики:

вступительная беседа и экскурсия по предприятию (1 день);

топливно-транспортный цех и химическая водоочистка (1 день);

турбинный цех (1 день);

котельный цех (1 день);

электрический цех, включая открытые и закрытые распределительные устройства (2 дня).

 

2.1.4. Индивидуальные задания

 

Выполнение индивидуальных заданий студентами является обязательной частью практики. В индивидуальном задании студент более детально разрабатывает вопрос, предложенный ему руководителем практики от технического университета. Тематика индивидуальных заданий может определяться потребностями производства. Выполнение индивидуального задания развивает самостоятельность студента, расширяет технический кругозор как специалиста и позволяет применить на практике знания, полученные в университете. Примерная тематика индивидуальных заданий на эксплуатационной практике:

1. Анализ режимов работы основного и вспомогательного оборудования электростанции (парогенераторов, турбин, генераторов, трансформаторов и др.).

2. Анализ показателей расхода мощности и электроэнергии на собственные нужды.

3. Система золоулавливания.

4. Схема циркуляции котловой воды.

5. Масляная система турбины.

6. Регулирование производительности насосов и вентиляторов.

7. Электростанция как энергетическая база данного района и ее значение в хозяйстве региона.

8. Анализ аварий и инцидентов в работе и способов их предупреждения и ликвидации.

 

2.1.5. Лекции, беседы и экскурсии во время практики

 

Непрерывность учебного процесса студентов в период учебной практики обеспечивается проведением ведущими специалистами предприятия теоретических занятий. Теоретические занятия продолжительностью 2 часа проводятся один раз в неделю.

В период эксплуатационной практики рекомендуются следующие темы лекций:

1. Правила внутреннего распорядка, техника безопасности и противопожарная профилактика.

2. Роль электростанции и подстанции в энергосистеме, основные технико-экономические показатели ее работы, графики нагрузки.

3. Тепловая схема электростанции, особенности режимов работы основного теплосилового оборудования.

4. Характеристика основного и вспомогательного оборудования котельного цеха, параметры пара и схема паропроводов.

5. Топочные устройства и система приготовления топлива.

6. Топливоснабжение и водоснабжение на электростанции, система золошлакоудаления.

7. Организация эксплуатации котельного, турбинного и электрического цехов.

8. Цех химической водоочистки, его роль и место в технологическом процессе электростанции.

9. Электрическая схема электростанции (подстанции), характеристика основного электрооборудования и особенности режимов его работы.

 

В первые дни практики проводится общая экскурсия по всем объектам и цехам электростанции или подстанции с целью ознакомления с генеральным планом и расположением отдельных зданий, сооружений и устройств. В период прохождения практики организуются экскурсии в основные цеха или подразделения предприятия, открытые и закрытые распределительные устройства, главный и блочные щиты управления, на береговую насосную станцию.

 

 

2.1.6. Рекомендуемая литература

 

1. Коваленко, И.В. Электроэнергетика. Производство электроэнергии: учеб. пособие /И.В. Коваленко, А.А. Егонский. – Красноярск: ИПЦ КГТУ 2006. - 176 с.

2. Дубровский, В.А. Общая энергетика: учеб. пособие. Изд. 2-ое стереотип. /В.А. Дубровский. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005. – 226 с.

3. Рожкова, Л.Д. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник для сред. проф. образования /Л.Д. Рожкова, Л.К. Карнеева, Т.В. Чиркова. – М.: Изд.центр «Академия», 2004. – 448 с.

4. СТО 4.2 -07-2012 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. – Красноярск: СФУ, 2012. – 47 с.

 

Вторая позводственная практика

2.3.1. Цели и задачи практики

 

Цель 2-ой производственной практики: подготовить студента к решению организационно-технологических задач на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы. Непосредственная практическая подготовка к самостоятельной работе в первичной должности инженера-электрика по эксплуатации электрических станций, подстанций, систем электроснабжения, сбор материалов для выпускной работы, углубление и закрепление теоретических знаний.

2-ая производственная практика проводится после проработки и сдачи студентами ряда специальных дисциплин по учебному плану, знаний и навыков, полученных после предыдущих практик.

Теоретической базой 2-ой производственной практики служит освоение следующих дисциплин:

Электрические станции и подстанции;

Электрические машины;

Электроэнергетические системы и сети;

Техника высоких напряжений;

Метрология;

Электромагнитные переходные процессы;

Основы теплотехники;

Технология электромонтажных работ;

Экономика.

 

Задачи практики: изучение методики проектирования и применения компьютеров при разработке проектов электростанций; приобретение практических умений и навыков по проектированию и модернизации электрооборудования, реконструкции схем электрических соединений; изучение вопросов инженерной психологии и организации инженерного труда; приобретение навыков в проведении исследовательской работы; подготовка научных докладов и статей; обобщение, систематизация, закрепление и углубление знаний по дисциплинам.

В результате прохождения практики студенты должны:

Знать: математические модели основных режимов и процессов электростанции с целью использования их при проектировании; стандарты (ГОСТы, ЕСКД), используемые при разработке курсовых и квалификационных работ; стандарты отраслевых предприятий; справочные и нормативные материалы по теме выпускных работ.

Уметь: пользоваться персональным компьютером и стандартными программными продуктами для выполнения расчетов по теме выпускных проектов; ГОСТами, нормативными материалами, справочной и другой научно-технической литературой для квалифицированного и высококачественного выполнения итоговых работ и индивидуального (специального) задания; реализовать проектно-конструкторскую идею рациональным способом; оценивать эффективность мер по организации безопасного труда и мер по охране окружающей среды.

Получить навыки: самостоятельного проведения научных исследований по предложенным темам; работы в научно-исследовательской лаборатории по хоздоговорным и госбюджетным темам кафедры; патентного поиска и оформления заявок на предполагаемые авторские свидетельства.

 

2.3.2. Содержание практики

 

На тепловых электростанциях (ТЭС).

Работая в качестве стажера начальника смены станции студенты изучают его обязанности и методы ведения режима станции.

Конкретные вопросы, подлежащие изучению и ознакомлению на рабочем месте:

1. Характеристика топлива (основного и резервного). Схемы подачи топлива на электростанцию и к котельным агрегатам.

2. Тепловая и электрическая нагрузка, суточные графики нагрузки. Связь электростанции с энергосистемой. Генеральный план станции.

3. Плановая компоновка главного корпуса. Разрез главного корпуса. Взаимное расположение котлов. Основные характеристики котлоагрегатов, их конструктивное исполнение.

4. Параметры пара и питательной воды. Назначение и расположение оборудования в главном корпусе.

5. Системы пылеприготовления и подачи угольной пыли в котел. Регулирование подачи топлива.

6. Система золошлакоудаления, схема золоудаления. Золоотвал, багерные насосные, их месторасположение. Очистка дымовых газов.

7. Схема питательных трубопроводов. Параметры питательной воды. Деаэрация и подогрев питательной воды. Схемы регенеративного подогрева питательной воды. Питательные насосы, их характеристики и необходимое количество.

8. Химическая очистка питательной воды. Схемы подачи обессоленной воды в технологический цикл. Химический контроль качества питательной воды.

9. Конструкция машинного зала электростанции, расположение турбоагрегатов в машзале. Размещение главного щита управления и распределительных устройств в главном корпусе.

10. Тепловая схема электростанции. Тепловая схема одного из блочных агрегатов. Тип и характеристики турбоагрегатов. Система смазки подшипников турбоагрегата. Системы регулирования турбоагрегата, числа оборотов и тепловой нагрузки.

11. Техническое водоснабжение. Береговая насосная, месторасположение и установленное оборудование.

12. Приборы контроля за работой турбоагрегатов и вспомогательные устройства.

13. Главная схема электрических соединений электростанции. Комплексная оценка главной схемы по надежности, гибкости, уменьшения токов КЗ, удобства эксплуатации и возможности расширения.

14. Распределительные устройства: план и разрезы распределительных устройств всех напряжений.

15. Генераторы: основные параметры, системы охлаждения, системы возбуждения и гашения магнитного поля генератора, автоматика регулирования возбуждения, система уплотнения вала генератора. Синхронизация генераторов.

16. Основные параметры силовых трансформаторов, системы охлаждения трансформаторов. Нормальные и аварийные режимы работы трансформаторов.

17. Релейная защита и автоматика генераторов, силовых трансформаторов, линий электропередач, сборных шин распределительных устройств высокого напряжения, высоковольтных электродвигателей. Выбор уставок релейных защит, периодичность проверок устройств релейной защиты и автоматики.

18. Схемы электрических соединений собственных нужд. Самозапуск электродвигателей собственных нужд. Мероприятия по обеспечению надежности питания собственных нужд.

19. Система постоянного тока. Аккумуляторные батареи и режимы их работы. Подзарядные и зарядные агрегаты.

20. Заземляющие устройства и защита от внутренних и атмосферных перенапряжений.

21. Главный щит управления. Оперативная и мнемоническая схемы. Центральная сигнализация главного щита управления. Средства оперативной и диспетчерской связи.

22. Мероприятия по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и экологии. Противопожарная безопасность на электростанции.

23. Технико-экономические показатели электростанции (подстанции).

24. Технико-экономическая характеристика топливной базы электростанции.

25. Оценка эффективности мероприятий по новой технике (модернизация, реконструкция).

26. Эффективность мероприятий по экономии топлива и снижению удельных расходов топлива.

В производственно-техническом отделе (ПТО) студенты изучают организационную структуру и управление станцией (подстанцией); технико-экономические показатели работы предприятия в целом. Здесь же студенты знакомятся с аварийной статистикой за последние годы, организацией ремонтов на станции (подстанции), планом реконструкции и расширения её в перспективе.

В планово-экономическом отделе (ПЭО) студенты должны изучить: планирование и контроль производства в электроцехе и по электростанции (подстанции) в целом, использование основных и оборотных средств, организацию материально-технического снабжения, структуру себестоимости электроэнергии.

 

На гидравлических станциях (ГЭС).

Содержание практики на ГЭС в электрической части то же, что и на ТЭС, дополнительно содержание вопросов по гидравлической части:

1. Гидроузел, его состав и назначение, параметры ГЭС.

2. Гидрология реки, регулирование стока, роль ГЭС в энергосистеме.

3. Гидротехнические сооружения, их состав, конструкции, компоновка и назначение, условия и режимы эксплуатации.

4. Здание ГЭС, его подводная и надводная часть.

5. Конструкция, параметры, характеристики и эксплуатация гидротурбин.

6. Вспомогательное оборудование агрегата и системы регулирования, торможения, смазки подшипников и их схемы, параметры и особенности эксплуатации.

 

2.3.3. Место прохождения и распределение времени

 

Предлагается следующее примерное распределение времени на практике:

в котельном и турбинном цехах (1 неделя);

в электроцехе (1 неделя);

в ПТО и ПЭО (1 неделя).

 

2.3.4. Индивидуальные задания

 

Каждый студент перед началом 2-ой производственной практики получает от руководителя от университета индивидуальное задание, в качестве которого может быть поиск информации для итоговой работы или вопросы, связанные с тематикой научно-исследовательских работ от кафедры, либо представляющие интерес для организации, где студент проходит практику, с дальнейшим использованием полученных результатов для целей производства.

Такими вопросами могут быть:

Разработка математической модели асинхронного двигателя в системе собственных нужд электростанции.

Метод учета нагрузки при расчетах электромеханических переходных процессов.

Принципы построения системы автоматизации пуска котла на ТЭС.

Структурная схема информационной модели при разработке АСУ ТП ТЭС.

Автоматизированная система управления технологическим процессом на электростанции.

Самосинхронизация турбогенераторов на электростанции с разработкой вопроса автоматизации включения генератора.

Анормальные эксплуатационные режимы работы крупных синхронных машин.

Работа электродвигателей механизмов собственных нужд при нормальных режимах.

Мероприятия по улучшению работы электродвигателей в анормальных режимах.

Потребители постоянного тока, режим работы аккумуляторной батареи с разработкой вопроса ее автоматизации.

Разработка схем АВР на электростанции.

Разработка схем АПВ на электростанции.

Автоматизация тепловых процессов на электростанции.

Разбор характерных аварий за прошедшие годы и мероприятия по их предотвращению.

Планирование и организация ремонтов на электростанции, подстанции, систем электроснабжения предприятия.

Регулирование напряжения и контроль изоляции цепи возбуждения генератора.

Устройство выявления асинхронного режима турбогенераторов.

Особенности систем автоматического регулирования возбуждения гидрогенератора.

Автоматизация на гидростанциях.

Эксплуатация гидротехнических сооружений.

Проблемы и методы покрытия пиковой нагрузки.

Технико-экономические показатели работы электростанции с решением задач снижения расхода электроэнергии на собственные нужды.

Методика расчета экономической эффективности новых разработок.

 

2.3.5. Лекции, беседы и экскурсии во время практики

 

Тематика теоретических занятий (лекций), проводимых ведущими специалистами на тепловых и гидравлических электростанциях (подстанциях) – объектах 2-ой производственной практики, следующая:

Охрана труда, техника безопасности и правила внутреннего распорядка.

Генплан и технологическая схема электростанции (подстанции, системы электроснабжения).

Тепловая схема энергоблока.

Главная схема электрических соединений и схема собственных нужд.

Перспективы примен<

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...