Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие принципов государственного управления и их классификация.

Признаки системы управления

Первый признаксистемы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признаксистемы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер,– так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признаксистемы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Под содержанием управления понимаются функции управления.

Функция управления – это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Функции государства и его органов – это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

2.Государственная исполнительная власть: понятие, соотношение с другими вида­ми власти.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах.

Исполнительная власть имеет свое субъектное выражение, т.е для реализации в жизнь этой исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти.

Эти органы исполнительной власти наделены юридически властными полномочиями, потому что они выражают государственно-правовой интерес.

Исполнительная деятельность это подзаконная деятельность, т.е. они действуют во исполнении закона, претворять их в жизнь.

Государственная власть понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственной власти функционирует исполнительная власть, в лице органов исполнительной власти.

Характеристика исполнительной власти:

1) Исполнительная власть в Российской Федерации представляет собой относительносамостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями

2) Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально- компетентном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

3) исполнительная власть - это непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.

 

4) исполнительная власть в Российской Федерации характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, уголовно-исполнительные учреждения и др

Административно-правовые нормы

 

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

 

Особенности административно-правовых норм:

 

1) являются разновидностью юридических норм;

 

2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

 

3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

 

4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

 

5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

 

6) имеют представительно-обязывающий характер;

 

7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

 

8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

 

9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

 

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

 

1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

 

2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

 

3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

 

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

 

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

 

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

 

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

 

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

 

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

 

6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

 

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

 

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

 

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

 

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

 

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

 

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

 

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

 

Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

 

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

 

Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

 

Юридический факт.

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений и иных правовых последствий.

Признаки юридических фактов:

1. По своему содержанию это реальные жизненные факты (явления)

2. Эти жизненные обстоятельства предусмотрены нормой права

3. Вызывают наступление определенных юридических последствий и главное из них – возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Виды юридических фактов:

По последствиям: правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие.

По форме проявления: положительные (такие факты, с наличием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращения правоотношений); отрицательные (такие факты, отсутствие которых необходимо для возникновения, изменения или прекращения правоотношения).

По связи с волей субъекта: события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения); действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения).

Виды событий:

1. Абсолютные – естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения (стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, удары молнии, смерчи и т.д.)

2. Относительные – события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома – страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).

Виды действий:

Правомерные: юридические акты (действия, совершенные с намерением породить юридические последствия); юридические поступки (действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, но они возникают в силу закона).

Противоправные: правонарушения; объективно противоправные (акты поведения, выражающие невиновное причинение вреда, нарушение субъективных прав).


Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно правовых отношений. Они подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Неправомерные действия нарушают требования административно-правовых норм.

Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). Административно правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, т.е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административно правовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.

14. Источники административного права —это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы; федеральные законы;

постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;

правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;

нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);

правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

 

Правительство РФ

Правительство РФ — высший коллегиальный орган исполнительной власти страны. Оно консолидирует, объединяет все федеральные исполнительные органы и осуществляет исполнительные и распорядительные полномочия.
На правительство возлагаются следующие основные задачи:

  • общее руководство экономикой,
  • социально-культурное развитие страны,
  • оборона и безопасность страны,
  • обеспечение защиты интересов прав и свобод граждан,
  • управление отраслями народно-хозяйственного комплекса и содействие развития предпринимательства,
  • ряд других задач.

Правительство РФ действует в течении срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Правительство РФ может уйти в отставку:

  • по инициативе Президента РФ,
  • по собственной инициативе,
  • в случае отставки председателя правительства.

Деятельность правительства обеспечивает аппарат, состоящий из структурных подразделений и специалистов, которые являются экспертами в различных отраслях экономики и социальных отношений.
Трехуровневая система исполнительной власти.
Трехуровневая система исполнительной власти — это новое явление и итог административной реформы.
Эта система была закреплена указом Президента от 9-го марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Эта система состоит из учреждений разной специализации и организационным обособлением функций государственных услуг.
Федеральные министерства:

  • разрабатывают политику в определённой сфере государственного регулирования,
  • разрабатывают и принимают нормативные правовые акты,
  • осуществляют международное сотрудничество.

Министерства ответственны за разработку концепций, программ бюджета.
Федеральные службы имеют следующее предназначение:

  • реализация политики, которая разработана министерствами,
  • пресечение нарушения законодательства,
  • обеспечение безопасности в определённой сфере общественных отношений.

Федеральные агенства специализируются на следующем:

  • выполнение функций управления государственным имуществом,
  • реализация государственных программ,
  • оказание государственных услуг.

Первый этап административной реформы был связан с разграничением полномочий министерств, служб и агенств.
В конечном итоге реформа направлена на усиление специализации учереждений федеральной исполнительной власти и увеличение внутренней управляемости исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти субъекта федерации устанавливается самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя и федеральными законами.
Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов является двухуровневая система правового регулирования.
С одной стороны, субъекты федерации самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории.
С другой стороны, федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему – систему органов исполнительной власти на уровне краёв, областей, автономных округов, автономных областей, возглавляет администрация.
Состав администрации формируется главой администрации.
Администрация состоит из главы, заместителей, других подчинённых, управленческих структур.
Систему органов исполнительной власти, краев, области, автономного округа образуют три основные группы органов:

  • органы, составляющие аппарат главы;
  • управления, комитеты, отделы и другие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;
  • территориальные органы федеральных министерств и ведомств, имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

Администрация выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и представляет на утверждение парламенту бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • распоряжается и управляет имуществом, которое относится к собственности субъекта;
  • разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой и социальной сферы;
  • осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод
  • граждан;принимает в пределах своей компетенции правовые акты.

Признаки системы управления

Первый признаксистемы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признаксистемы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер,– так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признаксистемы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Под содержанием управления понимаются функции управления.

Функция управления – это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Функции государства и его органов – это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

2.Государственная исполнительная власть: понятие, соотношение с другими вида­ми власти.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах.

Исполнительная власть имеет свое субъектное выражение, т.е для реализации в жизнь этой исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти.

Эти органы исполнительной власти наделены юридически властными полномочиями, потому что они выражают государственно-правовой интерес.

Исполнительная деятельность это подзаконная деятельность, т.е. они действуют во исполнении закона, претворять их в жизнь.

Государственная власть понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственной власти функционирует исполнительная власть, в лице органов исполнительной власти.

Характеристика исполнительной власти:

1) Исполнительная власть в Российской Федерации представляет собой относительносамостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями

2) Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально- компетентном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

3) исполнительная власть - это непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.

 

4) исполнительная власть в Российской Федерации характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, уголовно-исполнительные учреждения и др

Понятие принципов государственного управления и их классификация.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти;

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе соблюдения и исполнения законодательства;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, с учетом отраслевых особенностей объекта управления;

• территориальный – формирование системы управления основывается на административно-территориальном делении;

• функциональный – органы исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления;

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...