Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели эффективности менеджмента.

Показатели эффективности деятельности объекта управления отражают результаты сравнения результативности организационной системы с предшествующим периодом и родственными организациями. Они обеспечивают выявление динамики роста или падения эффективности и принятие соответствующих мер по развитию основной деятельности и повышению эффективности менеджмента. Такими критериями выступают обобщающие и частные показатели достижения запланированных результатов основной деятельности. Различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.

Алгоритм процесса оценки эффективности менеджмента представляет собой последовательный ряд следующих действий:

1) выработка целей оценки;

2) обоснование критериев оценки;

3) определение состава исходных данных, используемых в процессе оценки;

4) выработка требований к критериям оценки;

5) выбор методов расчета критериев;

6) расчет количественной величины критериев, т. е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

Выбор критериев эффективности зависит от того, какие мероприятия планируется провести и к какой подсистеме менеджмента они относятся — входу, процессу преобразования или выходу. Этот выбор осуществляется на основе упорядочения критериев эффективности с помощью фундаментальных характеристик организаций, что позволяет связать критерии с составными частями организации и, следовательно, ввести рациональную группировку критериев. Такой подход обеспечивает субординацию критериев и их соответствие иерархии внутренней структуры организации. Например, можно расположить критерии эффективности вокруг следующих четырех подсистем управляющей системы:

1) механизмы внутренней координации;

2) процедуры стимулирования;

3) системы информации;

4) структура принятия решений.

«Эффект» и «эффективность» — разные понятия. Экономический эффект — это результат труда человека в процессе производства материальных благ (количество выпущенной продукции на участке, заводе, прирост вновь созданной стоимости в народном хозяйстве).

Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики важно знать, какими затратами получен этот эффект, т. е. во что обошелся результат. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину — эффект — с другой абсолютной величиной — затраты. Такое сопоставление дает относительную величину — эффективность.

Эффективность менеджмента (Эм) может быть выражена следующим образом:

Эм = Эо.у × Эс.у,

где Эо.у эффективность управляемой системы (объекта управления);
  Эс.у эффективности управляющей системы (субъекта управления).

Для характеристики экономической эффективности управляемой системы на государственном уровне среди других в качестве обобщающего показателя используется национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне хозяйствующего субъекта — прибыль.

Частных показателей экономической эффективности управляемой системы насчитывают более шестидесяти. К ним относятся: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда.

Как обобщающие показатели социальной эффективности организационной системы могут быть использованы: степень выполнения заказов потребителей, доля объемов продаж хозяйствующего субъекта на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности организационной системы являются: своевременность выполнения заказов, полнота выполнения заказов, оказание дополнительных услуг, послепродажный сервис и др.

Традиционно экономическая эффективность управляющей системы определяется следующими показателями.

Обобщающий показатель эффективности управляющей системы (субъекта управления):

Эс.у = П : Зу или Эс.у = Д : Зу,

где П прибыль организации, руб.;
  Д доход организации, руб.;
  Зу затраты на управление, руб.

Частными показателями эффективности управляющей системы являются:

  1. 1) доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации:

Кч = Чу : Чо,

где Чу численность работников управления, чел.;
  Чо численность работников организации, чел.;
  1. 2) доля затрат на управление в общей сумме затрат организации:

Кз = Зу : Зобщ,

где Зобщ общие затраты организации, руб.;
  1. 3) коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг):

Кзп = Зу : К,

где К количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
  1. 4) норма (коэффициент) управляемости:

Ку = Чо : Чу,

где Чо численность работников организации, чел.;
  Чу численность работников управления, чел.

К частным показателям эффективности управляющей системы относят также:

  • снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
  • сокращение управленческого персонала;
  • сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, автоматизации операций в сфере управления и др.

Улучшение показателей эффективности менеджмента возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.

Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.

Коэффициент эффективности совершенствования управления:

Кэ = Эг : Зу,

где Эг годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий, руб.;
  Зу затраты на мероприятия по совершенствованию управления, руб.

Годовой экономический эффект рассчитывают по формуле:

Эг = С − Зу × Ен,

где С годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления, руб.;
  Ен отраслевой нормативный коэффициент эффективности, руб.

Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется коэффициент общей эффективности (близкий по своему смыслу к Кэ — коэффициенту эффективности совершенствования управления):

КЭобщ = Эобщ : Зу,

где Эобщ общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления, руб.

Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий необходимо дополнять оценкой их социальной эффективности.

Показатели социальной эффективности управляющей системы. Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий труда и быта персонала организации, сохранении и закреплении здоровья трудовых ресурсов, облегчении и повышении содержательности его труда.

Обобщающими показателями социальной эффективности управляющей системы являются: доля решений, принятых по предложениям персонала организации, количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.

К частным показателям социальной эффективности управляющей системы относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т. п.

Методы прямой оценки экономической эффективности управляющей системы, базирующиеся на отношении экономических результатов труда к затратам труда, в определенной степени ограничены. Вследствие этого получили распространение методы косвенной оценки, включающие в себя определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемой системы, например, показатель сравнительной оценки эффективности управляющей системы:

Эу.с = Ру : Зуд,

где Ру результативность управления (например, прирост производительности труда или соотношение темпов прироста производительности труда и фондовооруженности и т. п.), ед.;
  Зуд удельные управленческие затраты.

Экономическая эффективность от совершенствования организации управленческого труда рассчитывается на различных этапах принятия и реализации управленческого решения:

  • на этапе анализа с целью определения целесообразности перестройки организации труда;
  • этапе оптимизации для выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность);
  • этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.

Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).

Однако оценка экономических результатов управленческого труда в силу его специфики является достаточно сложной процедурой. В то же время возможно использование следующих показателей.

Годовой экономический эффект рассчитывают по формуле:

Эг = (С1 − С2) × Вг − Ен × Зед,

где С1, С2 стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда (трудовые затраты), руб.;
  Вг годовой объем работ после внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда в натуральном выражении, руб.;
  Ен нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости Тн); для мероприятий по совершенствованию организации труда Ен = 0,15; Тн = 6,7 года;
  Зед единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.

По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении. В связи с этим в ряде случаев более целесообразно использование укрупненного метода оценки, согласно которому общую экономию, достигнутую за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, определяют по следующей формуле:

Эобщ = Эв + Эд.с + Эт − З,

где Эв экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
  Эд.с экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах, чел.;
  Эт экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
  З сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.

Наряду с традиционными методами, учитывающими максимизацию производительности и минимизацию затрат, возможно применение балльных методов оценки эффективности изменений в системе управления. В современном менеджменте получили распространение также следующие подходы к оценке эффективности управления.

1. Формирование одного итогового показателя (аддитивного или мультипликативного), зависящего от частных показателей эффективности.

Аддитивный критерий:

где n число показателей эффективности;
  Li i-й частный показатель эффективности управления;
  qi коэффициент весомости i-го показателя эффективности управления, где .

Мультипликативный критерий:

Использование этих критериев позволяет компенсировать недостаток одних качеств системы управления за счет избытка других. Такая возможность появляется благодаря введению соответствующих коэффициентов весомости показателей эффективности управления, учитываемых при принятии управленческих решений по повышению эффективности менеджмента. Это особенно актуально, когда решения принимаются в условиях неопределенности.

2. В зависимости от того, какие мероприятия по повышению эффективности планируется провести и к какой подсистеме менеджмента они относятся, при принятии управленческого решения один из показателей оптимизируют, например, максимизируют прибыль при заданных ограничениях на объем затрат и уровень риска или, наоборот, минимизируют уровень риска при заданных ограничениях на прибыль и объем затрат.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволяет повысить его эффективность и содействует стабильности функционирования организации.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятия «эффект» и «эффективность». Какой общей формулой выражается эффективность управленческой деятельности?

2. Перечислите основные принципы, определяющие эффективность менеджмента.

3. Назовите показатели экономической эффективности.

4. В чем заключается повышение эффективности управления?

 

Темы курсовых работ:

1. Применение математических методов в организации и управлении предприятием и его подразделениями.

2. Совершенствование системы планирования деятельности предприятия (организации).

3. Повышение эффективности системы управления производством.

4. Повышение эффективности системы управления персоналом.

5. Структура управления и процесс принятия управленческих решений, их проектирование.

6. Социальное развитие коллектива предприятия, взаимосвязь с конечными результатами его деятельности.

7. Система и методы организации функциональных служб на предприятии.

8. Современные формы организации и стимулирования труда в условиях экономических преобразований.

9. Контроль как фактор укрепления исполнительской дисциплины персонала предприятия (организации).

10. Формирование модели профессионально-компетентного работника аппарата управления.

11. Финансовый менеджмент как система управления финансами предприятия.

12. Деятельность руководителя и его ролевые функции.

13. Автоматизированные системы управления и проблемы повышения эффективности их использования.

14. Роль социально-производственной среды в активизации человеческого фактора.

15. Стратегическая ориентация конкурентоспособных систем управления производством.

16. Проблемы и перспективы развития экологического менеджмента субъектов рынка.

17. Резервы повышения эффективности рыночного потенциала предприятия.

18. Факторы информационного обеспечения промышленных предприятий в рыночных условиях.

19. Влияние культуры на организационное поведение.

20. Системно-нормативный подход в системе современного менеджмента.

21. Мотивация в системе основных функций менеджмента.

22. Программно-целевой подход в современной практике менеджмента.

23. Миссия и цели управления организацией, проблема формирования и согласования.

24. Современные технологии управления и проблемы их совершенствования.

25. Система подготовки руководителей в современной России.

26. Корпоративная культура: сущность, структура, проблемы повышения ее уровня.

27. Стратегическое и ситуационное управление.

28. Искусство воздействия руководителя на коллектив.

29. Принципы и методы построения современных организационных структур.

30. Центры принятия решения и управленческие зоны.

31. Организация как совокупность управленческих зон: принципы и содержание зонального управления.

32. Демократизация управления: возможные направления развития в России.

33. Проблемы сбалансированности интересов государства, частных инвесторов и менеджмента организаций.

34. Организационные отношения в системе менеджмента.

35. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

36. Управление человеком и управление группой.

37. Руководство: власть и партнерство.

38. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

39. Конфликтность в менеджменте.

40. Факторы эффективности менеджмента.

 

Литература:

 

1.Веснин, В.Р. Менеджмент : Учеб. / В.Р. Веснин. - 3- изд.,перераб. и доп. - М. : 1018 Проспект, 2009. - 512 с.

 

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.:Гардарики, 2002. – 528с.

2. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: уч.пособие М.ИНФРА, 2010

3. Зайцева, О.А., Радугин, А.А., Радугин, К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов/ Науч. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 432 с.

4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие/ Н.И. Кабушкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.

5. Основы менеджмента :учебное пособие Под ред. В.И. Королева М-2008

6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - Дело, 2001, 392с.

7. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело, 2004, 800 с.

8. Семенов А.К. Основы менеджмента / А.К.Семенов. - Практикум. - М. : 1018Дашков и К, 2006. - 476с.

9. Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации. - Инфра-М, 2002, 248с.

10. Тебекин, А.В., Касаев, Б.С. Менеджмент организации: учебник/ А.В. Тебекин, Б.С. Касаев – М.: КНОРУС, 2006. – 416 с.

11. Теория организации / Э.А.Смирнов. - Учеб. пособие. - М. : 1018ИНФРА-М, 2006. - 248с.

Журналы:

Менеджмент в России и Зарубежом, Экономист, Власть, интернет

 


[1] Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов. – М.: Изд-во РАГС, 2004.-744с.-стр.367

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...