Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адм правонарушение как основание административной ответственности. Юридический состав адм правонарушения.

ст. 2.1. КоАП. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об адм правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении адм правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение адм наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Регулируется КоАП и соответствующими законами субъектов РФ (совм. ведение, напр. Кодекс ТО об адм правонарушениях)

Адм правонарушение посягает на общественные отношения в сферах

Ÿправ граждан (гл. 5 КоАП),

Ÿздоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6),

Ÿохраны собственности (гл. 7),

Ÿпорядка управления (гл. 19),

Ÿобщественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Признаки адм правонарушения:

1) деяние (действие как нарушение норм или бездействие, если нормой предписано действие);

2) противоправность - правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой;

3) виновность (умысел либо неосторожность; у ЮЛ доказанная возможность соблюдать нормы);

4) наказуемость - предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Общественная опасность — важнейший и обязательный признак уголовного преступления, отграничивающий его от адм правонарушения. Общественная опасность является факультативным признаком адм правонарушения. Таким признаком обладают административные правонарушения, составы которых являются смежными с уголовными преступлениями, и в этом случае главное отличие правонарушения от преступления заключается в различной степени их общественной опасности.

Состав адм правонарушения - совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение. 4 элемента структуры состава адм правонарушения:

1) объект правонарушения - общественные отношения, на которые посягает деяние (общий, родовой, видовой);

2) объективная сторона правонарушения - конкретная разновидность противоправного деяния, указывается в диспозиции правовой нормы, материальные (деяния-последствия-причинно-следственная связь) и формальные (наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия);

3) субъект правонарушения - вменяемое дееспособное физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ); (граждане, иностранцы и лица без гражданства, должн. лица и др.), а также юридическое лицо;

4) субъективная сторона правонарушения - выявление признаков вины лица в форме умысла или неосторожности, принцип виновной ответственности в равной мере действует в отношении как физических, так и юридических лиц.

В отношении ЮЛ классическое определение вины как психического отношения к содеянному неприменимо. Выделяют след. признаки вины ЮЛ:

Объективная вина — вина организации, обусловленная противоправным деянием юридического лица, совершившего и (или) не предотвратившего это деяние, т.е. это вина, обусловленная объективной стороной состава правонарушения.

Субъективная вина — отношение организации в лице ее представителей (работников, администрации, должностных лиц и т.д.) к противоправному деянию, совершенному этой организацией.

К примеру, в соответствии с п. 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.


Адм принуждение.

Адм принуждение — это способ воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении мер психического, физического или материального характера в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности.

2. Административно-правовое принуждение — это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с непра­вомерными действиями. Принуждение можно понимать как отрицание воли подвла­стного и внешнее воздействие на его поведение. В обществе существуют различные виды принуждения. Принудительные меры могут применяться как к индивиду­альным, так и к коллективным субъектам права. Следует различать меры административно-правового при­нуждения и принудительные меры, установленные нормами АП. Адм законодательство закрепляет адм-правовые, дисциплинарно-право­вые, общественно-правовые меры принуждения.

Адм-правовое принуждение — один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она при­звана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обла­дает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Меры адм-правового принуждения приме­няются в связи с антиобщест деяниями (как правило, адм правонаруш), нарушающими пра­вовые нормы, охраняемые адм-принудительными средствами.

2. Адм-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организа­ционного, линейного подчинения между сторонами этого охра­нительного правоотношения. Оно применяется субъектами пуб­личной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.

3. Множественность и разнообразие субъектов, осуществля­ющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Осуществлять меры адм воздей­ствия вправе десятки видов органов (гос, муници­пальных, общественных).

4. Адм воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты.

ŸАдм принуждение предназначено для охраны общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Оно используется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности гос органов.

ŸАдм принуждение по своему содержанию состоит в психическом или физическом воздействии на сознание и поведение людей в виде ограничений (лишений) личного, физического или имущественного характера, т. е. тех или иных неблагоприятных последствий.

ŸМеры адм принуждения могут устанавливаться только нормативно-правовыми актами — законами, указами, постановлениями, издаваемыми органами законодательной и ИВ.

ŸМеры адм принуждения должны использоваться быстро, оперативно как реакция соответствующих органов и должностных лиц на возможные и явные правонарушения.

ŸНаконец, поскольку меры адм принуждения не требуют составления большого количества процессуальных документов по сравнению с уголовно-правовым принуждением, порядок их применения отличается относительной процессуальной простотой.

3. Виды мер административно-правового принуждения

Меры принуждения:

По порядку рассмотрения:

во внесудебном порядке и в судебном

По целевому назначению

1. меры предупредительного характера

2. меры пресечения

3. процессуальные меры обеспечивающие производство по делам об АП

4. меры административной ответственности

5. восстановительные санкции

Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения.

Однако отдельные меры адм принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких адм наказаний, как конфискация орудия совершения или предмета адм правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; адм выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответ­ствующих правонарушений и назначения перечисленных нака­заний закреплен в КоАП РФ.

Анализ правовых актов, устанавливающих меры адм принуждения, показывает, что по целевому назначе­нию их можно разделить на три группы:

административно-пре­дупредительные меры, меры адм пресечения и меры административной ответственности.

1. Административно-предупредительные меры— это меры, направленные на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности органов, предприятий, учреждений и организации, а также на предупреждение правонарушений.

1) меры, связанные с возникновением различных обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан: введение карантина; проведение гос тех осмотра транспортных средств; досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.

2) меры, связанные с предупреждением правонарушений.

проверка документов; проверка соблюдения правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства, контроль объектов лицензионно-разрешительной системы, контроль частной детективной и охранной деятельности и др.

меры обеспечения производства по делу об адм правонарушении

а) доставление; б) адм задержание; в) досмотр;г) изъятие вещей и документов; д) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; е) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; ж) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; з) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; и) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; к) привод; л) временный запрет деятельности.

Основными видами адм наказаний являются:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу. - ФЗ от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета адм правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) адм выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) адм приостановление деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...