Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-юрисдикционный процесс: понятие и структура.

Административная юрисдикция определяется как установленная нормами АП совокупность правомочий органов ИВ и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

Составляющие административной юрисдикции:

Ÿ совокупность правомочий органов ИВ и их должностных лиц по рассмотрению споров в административно-правовой сфере.

Эти споры могут возникать между гражданами и органами ИВ, например по вопросам актов управления, а также между органами ИВ, как федеральными, так и субъектов РФ. Основаниями возникновения данных споров являются обращения граждан и иных участников административно-правовых отношений в органы ИВ, в компетенцию которых входит разрешение этих споров.

Ÿ совокупность правомочий органов ИВ и их должностных лиц по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности гос служащих.

Производство по делам об адм правонарушениях является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами ИВ, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об адм правонарушениях. Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП. Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении адм наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. В рамках юрисдикции органов ИВ (должностных лиц) осуществляется и привлечение к дисциплинарной ответственности гос служащих.

Таким образом, можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

- производство по жалобам;

- производство по делам об адм правонарушениях;

- дисциплинарное производство.

Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу, в сфере АП. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок производства по жалобам определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Производство по делам об адм правонарушениях определяется нормами КоАП и является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами ИВ, а также их должностными лицами.

Согласно КоАП производство по делам об адм правонарушениях включает в себя возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении; пересмотр постановлений и решений по делам об адм правонарушениях.

Дисциплинарное производство заключается в применении к государственным служащим, совершившим правонарушение в виде должностного проступка, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами. При этом под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Должностной проступок может выражаться в том числе в однократном нарушении дисциплины в системе государственной службы, нарушении в служебной сфере федеральных законов, указов Президента РФ, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

Характерным для дисциплинарного производства является то, что дисциплинарное взыскание налагается в порядке служебного подчинения, т.е. должностным лицом, которому гос служащий подчинен по службе и обладающим в отношении государственного служащего дисциплинарной властью.

Согласно ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" применяются следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) предупреждение о неполном должностном соответствии;

г) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

д) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным данным Федеральным законом.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.


22. Административный процесс (понятие, принципы, виды, структура).

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений. Процесс есть форма реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в нормах материального права.

Обладая всеми признаками юридических процессов, адми­нистративные процессы в то же время имеют ряд особенностей:

Ÿэто властная, целенаправленная деятельность субъектов ИВ.

Ÿвластная деятельность публичной администра­ции направлена на решение в соответствии с законами конкрет­ных дел, порученных ей.

Ÿважнейшим результатом административной дея­тельности является административный акт.

Ÿвластная деятельность публичной администра­ции полно, детально, четко регулируется административным пра­вом, а точнее его административно-процессуальными нормами.

Ÿадминистративные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям адм процессов относятся возможность устного и письмен­ного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела недостаточное использование принципа состязательности.

В административном процессе в качестве его с у б ъ е к т о в (участников) выступают:

— граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства,

— государственные органы, предприятия и учреждения,

— государственные служащие,

— служащие общественных объединений.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов адм процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:

Ÿлица, возбудившего управленческое (адм) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнения обязанностей,Ÿ стороны адм спора,Ÿтретьи лица, т. е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон,Ÿуполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством,Ÿ лица, привлекаемого к административной ответственностиŸ потерпевшего, т. е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб, Ÿлица, защищающего права и интересы других лиц, Ÿсвидетеля, переводчика, эксперта.

Решающая роль в административном процессе принадлежит государственным органам, прежде всего, органам ИВ. Они могут выступать в качестве:

органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело;

органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение;

стороны административно-правового спора;

третьего лица;

органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).

За всеми вышеперечисленными субъектами — участниками процесса признается административная процессуальная правоспособность и дееспособность.

Административно-правотворческий процесс— деятельность публичной администрации по принятию нормативных адм актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.

В административно-правотворческом процессе можно выде­лить производства по принятию:

актов Правительством РФ;

актов центральными федеральными органами ИВ;

указов и других актов главами ИВ субъектов РФ и др.

Административно-правонаделительный(оперативно-распоря­дительный) процесс — деятельность субъектов публичной ИВ по принятию и исполнению оперативно-рас­порядительных, правонаделительных и иных правопримени­тельных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в администра­тивно-процессуальной форме.

Вадминистративно-правонаделительном (оперативно-рас­порядительном) процессе существуют такие производства:

по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы, прием на государственные должности);

по приватизации государственного и муниципального иму­щества;

по применению мер поощрения;

по распределению ресурсов (квартир, денежных средств, зе­мельных участков, продовольствия и т. д.);

по выдаче разрешений (лицензий, допусков, прав на управле­ние);

по регистрации (транспортных средств, иностранных граж­дан, граждан РФ, сделок с недвижимостью и т.д.);

по аттестации качества продукции и услуг;

надзорные и др.

Административно-юрисдикционный процессдеятельность субъектов публичной ИВ по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер адм и дисциплинарного принуждения, осу­ществляемая в административно-процессуальной' форме.

В административно-юрисдикционном процессе обособились производства: по жалобам граждан; по делам об адм правонарушениях;

дисциплинарное; исполнительное (исполнение актов); по применению мер адм пресечения (прину­дительного лечения, задержания граждан, задержания транс­портных средств и др.).

Адм производство как часть определенного адм процесса — это особый вид административ­ной деятельности по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.

Стадии адм процесса — это совершение группы процессуальных действий в определенной логической последовательности. Выделяют следующие стадии адм процесса.

Возбуждение управленческого дела и его расследование

Сбор необходимых по делу материалов, направление дела в компетентный орган

Рассмотрение дела

Принятие по делу решения.

Обжалование или опротестование решения.

Исполнение решения.

Эта стадия является завершающей. Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять меры по принудительному исполнению. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности для приведения их в исполнение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...