Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль в системе государственной службы:понятия и принципы реализации

Контроль – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и корректировка управленческих воз-действий. Контроль должен удовлетворять следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Государственный контроль — это периодическая проверка уполномоченными органами государственной власти деятельности физических и юридических лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, по результатам которой при обнаружении нарушений могут применяться меры государственного принуждения.
. Контроль осу-ществляют различные государственные органы: парламент, пра-вительство, министерства, суды, в том числе и конституционный, органы государственного контроля.

Понятие и природа коррупции. Коррупция как социальное явление и ее латентный характер

Коррупция означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.Коррупция - преступную деятельность, связанную с продажностью госу-дарственных чиновников, получением ими лично, или через по-средников материальных и иных благ и преимуществ, не преду-смотренных законодательством.
Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая – во всех центрах древневосточных цивилизаций. В "Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: "Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается".Процветала коррупция и в период Российской империи.Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

ППРОДОЛЖЕНИЕ В ТЕТРАДКЕ

32.причины коррупции и ее влияние на развитие общества. Экономические и политические последствия коррупции. Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации, развития, переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, в научной литературе относят следующие:Сохранение закрытости и неподконтрольности власти, слияние власти и экономики.Экономический упадок и политическая нестабильность.Неразвитость и несовершенство законодательства.Неразвитость законодательства проявляется в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются: противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции; отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.Неэффективность институтов власти: громоздкость государственного аппарата, отсутствие современной системы отбора и продвижения государственных служащих.Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти.Неукорененность демократических политических традиций.Наибольший профессиональный интерес для нас, конечно, представляет проблема несовершенства законодательства как одна из причин коррупции.Несовершенство норм права, повышающее вероятность коррупции, исследователи данной проблемы разделяют на следующие группы:Для исполнения нормы права индивид вынужден затратить слишком много ресурсов, что вызывает у него желание заплатить за неисполнение данной нормы права. В данную категорию входят материальные нормы, которые либо требуют от субъекта права слишком многого, либо процессуальные нормы права, которые допускают наложение дополнительных потерь в процессе привлечения к ответственности. В качестве фактора, увеличивающего потери можно назвать и "пересечение" контрольных полномочий правоприменительных органов.Нормы права дают должностному лицу возможность выбирать между различными вариантами поведения по своему усмотрению.Нормы права, регулирующие поведение должностного лица, отсутствуют, позволяя ему тем самым вести себя по своему усмотрению.Нормы права наделяют должностное лицо либо ведомство правом разрабатывать и принимать нормативные акты. В данной категории рассматривается частный случай "присвоения государства" (state capture). Присвоение государства представляет из себя покупку процесса нормотворчества (осуществляемого как законодательной, так и исполнительной властью) заинтересованными лицами, отстаивающими узкогрупповые интересы. Количественные выражения потерь от коррупции наиболее наглядно отражают тот вред, который она приносит. Последствия политической коррупции проявляются в первую очередь в политической сфере и заключаются в том, что она: меняет сущность политической власти, снижает уровень ее легитимности как внутри государства, так и на международной арене; нарушает принципы формирования и функционирования властных институтов, демократические принципы общества и государства; подрывает политическую систему; порождает отчуждение власти от народа, снижая зависимость государства от его граждан; дестабилизирует политическую ситуацию; подчиняет государственную власть приватным и корпоративным интересам, в т.ч. интересам коррумпированных группировок и кланов.

33.формы проявления и виды коррупции в системе государственной службы
Исходя из анализа норм международных конвенций и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции:Взяточничество (или подкуп).Злоупотребление служебным положением.Злоупотребление влиянием.Легализация имущества, приобретенного преступным путем.Незаконное участие в предпринимательской деятельности.В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции:Коррупция в сфере государственного управления.Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.).Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правил, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

Парламентская коррупция.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях.Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...