Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление карьерой персонала государственных служащихУправление карьерой персонала — это комплексная технология воздействия руководителей государственных органов власти, кадровых служб на целенаправленное развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта и рациональное использование их потенциала как в интересах сотрудников, так и в интересах организации. В этой кадровой технологии выражена квинтэссенция управления персоналом в организации. 39.профессиональная и нравственная культура госудрственных служащих. Этический кодекст государственной службы. 40.Зарождение государственного управления и государственная служба в Киевской Руси. Основы государственного управления и государственной службы в Древ- ней Руси неразрывно связаны с военной организацией и строились на принципах вассалитета. Вассал (фр.) – феодал, зависимый от более крупного феодала и получивший от него земельное владение. В переносном смысле вассалитет – это отношение подчиненности, зависимости. Великий князь в решении вопросов государственного управления и защиты территории опирался на дружину – вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе. Это его опора, вся территория княжества находилась под контролем дружины «администрации», обязанной наряду с управлением защищать с оружием в руках интересы князя. В XI – XII вв. многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском дворянстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писца- ми. Таким образом, древние истоки слов «служба», «служилые люди» имеют собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя. Князь заботился о содержании, «кормлении» дружины, которая обеспечивалась за счет военной добычи от походов, отчислений от дани, судебных сборов и т.п. Именно, как показывают источники, с XII в. дружинники стали обрастать собственностью, им стали даваться волости в «кормление» и управ ление. Сегодня мы видим обличье взяточничества, коррупции в сфере государственной службы, приватизация государственной собственности, лоббирование и т.п. Постоянное отслоение значительной части дружины, отход от практической управленческой и военной деятельности (к хозяйственной) вызвали потребность, отмечает А.В. Оболонский (см.: Государственная служба: Учебник / Отв. ред. доктор юридических наук А.В. Облонский. М., 2000 г.) в формировании профессионального слоя вольных наемных слуг (служащих). Таким образом, в XII-XIII вв. произошел переход от «военной демократии» к княжеской, дворцово-вотчинной системе управления. В состав княжеской и вотчинной администрации входили военные, адми нистративные, финансовые, судебные, хозяйственные и прочие служивые должностные лица (воеводы, наместники, посадники, тысяцкие и др.). Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре (т.е. земельная аристократия, крупные феодалы; в XI-XIV вв. ближайшие советники князя, позже, 30 в XV-XVII вв., боярство стало официальным званием, до его отмены в XVIII в. Петром I). Остальные должности занимали дворяне (люди княжеского двора). 41. Становление и развитие системы государственной службы в Московском государстве Выделение управленческой деятельности в самостоятельную профессиональную сферу, сопровождающееся появлением слоя государственной службы, произошло в XV-XVII вв. со становлением централизованного русского государства и формированием самодержавия. Общественное управление в период Московского государства было создано уже не на принципах вассалитета, а на принципах подданства. Великий князь, а затем царь рассматривался как наме- стник Бога на земле. Власть его была полной и беспрекословной. Что же из себя представляет пришедшая на смену «государева служба»? В процессе становления Московского государства в XIV-XV вв., про- изошло слияние дворов удельных князей с двором великих князей московских и создание Государева двора. Это подобие единого госаппарата. Как высший слой «служилых людей», он просуществовал до начала XVIII в., т.е. на протяжении всего периода существования Московского государства. «Государев двор» делился на чины: 1) думные – чины Боярской думы; 2) высшие придворные чины – дворецкие, казначеи, ловчие и др.; 3) московские чины – стольники, стряпчие, дьяки и др.; 4) выбор из городов – представители дворян от уездных корпораций. Дворяне занимали высшие и средние командные должности в армии, возглавляли центральные и местные органы власти. На местах хозяевами были представители власти великого князя, затем царя – наместники в крупных землях; воеводы – в волостях и уездах. Они получали «корм» от местного населения, т.е. все необходимое для жизни. Наместник управлял территорией, судил население, взимал поборы в свою пользу. 31 Кормления были отменены во второй половине XVI в., когда члену Государева двора был установлены определенные нормы поместных окладов (земля) и денежное жалованье. При этом необходимо отметить: начислялась заработная плата, а деньги, то есть «жалованье», выдавались царем за верную служ- бу, так как это была пока государева служба, а не государственная. Государевы служащие состояли преимущественно из высших слоев русского общества. Для боярства наибольшее значение имели: а) древность рода; б) знатность рода. В Москве постепенно утвердился принцип боярской иерархии: знатность рода имеет преимущества перед древностью. Как видим, прослеживается формирование «дворянства» в самостоятельную сословную корпорацию «государевых слуг»: 1) в XII в. – люди из княжеского двора; 2) в XIII-XV в. – дворяне занимали административные должности среднего уровня и за службу получали небольшие поместья на правах владения, но не собственности; 3) в XV в. – поместный принцип становился основным во взаимоотношениях государства и его служащих, так же служащему полагалось жалованье; 4) в XVI в. – дворянство наряду с боярством составляло высший слой общества, который повторял иерархию боярства. Главной для дворян была военная служба. Они были обязаны явиться по требованию великого князя «конно, людно и оружно». В XV-XVII вв. дворян- ская конница была главной военной силой Московского государства. 43. Развитие государственного управления и государственной службы в советский период. Номенклатура и ее характеристики.Государственная служба дореволюционной России была ликвидирована декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 2 ноября 1917 г. Характерная черта новой власти – соединение законодательных и исполнительных функций. К началу 1918 г. были распущены старые органы власти и управления. Были сформированы наркоматы. 2 декабря 1917 г. при СНК был образован ВСНХ, стала формироваться советская система государственного управления и государственной службы. Конституция РСФСР 1918 г., принятая на V Всероссийском съезде Советов (9-10 июля 1918 г.), закрепила систему государственного управления, основой которой явились советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры правительства. В основе все лица, занятые в центральных и местных органах власти и управления считались государственными служащими. За первые 3 года Советской власти численность управленческого персонала увеличилась почти в 5 раз. Причины: - ликвидация рыночных механизмов и саморегулирования; - была необходимость заменить большим непрофессиональным отрядом «новых управленцев». Шло сращивание партийных и государственных структур, партийных и государственных элементов. В 20-30 гг. XX в. в государственном управлении формируются: - республиканский строй; - российский федерализм в сочетании с унитаризмом; - единство власти и управления; - законодательная и исполнительная вертикаль власти; 37 - судебная власть; - правящая роль Комитета Партии - это обусловило партийно- государственную природу управления; централизацию и бюрократизацию управления. В 30-е гг. XX в. деформируется советское управление: - усиливается идеологический и партийный монополизм; - возникает и укрепляется культ личности; - авторитарность партийной государственной элиты; - отчуждение народа от власти и управления; - всевластие партийной государственной верхушки; - подчиненность советских (государственных) органов власти и управления партийным, соответственно, советских служащих – партийным служащим; - нарушение законности; - принижение роли суда, прокуратуры; - правовой и судебный произвол; - массовые репрессии. В 40-е гг. XX в. в период Великой Отечественной войны характер военного управления, система управления приобрела такие черты, как милитаризм, чрезвычайность, директивность, жесткий централизм, репрессивность и т.п. В послевоенный период государственное управление перестроилось на конституционной основе и обеспечило перевод страны на мирные рельсы: - восстановление разрушенного Великой Отечественной войной народного хозяйства; - повышение уровня жизни трудящихся; - подъем экономики. На рубеже 40-50-х гг. обозначились кризисные явления в управлении и функционировании аппарата партийно-государственной службы. Развитие и реформирование государственного управления во второй половине 50-х – середине 60-х гг. характеризовалось чертами: - разоблачение культа личности Сталина (1956 г.) и преодоление его по- 38 следствий; - развитие управленческой системы, государственной службы; - ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества, органов власти и управления, государственной службы; - отстранение от политического руководства Н.С. Хрущева (1964 г.); - критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом, в деятельности советских и партийных органов власти и управления. Конец 60-х – начало 80-х гг. – период становления государственного управления в СССР. В 1973 г. стала формироваться трехзвенная система управления «Министерство – производственное объединение – предприятие», но предприятия оставались бесправными. Согласование государственных планов развития народного хозяйства по-прежнему шло через партийные органы. Несмотря на принятие в 1977 г. новой Конституции СССР, задуманная стройная система государственной власти в СССР и РСФСР, на практике дополнялись параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной (под- меняя |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |