Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Различение понятий нормы и нарушений речи.

Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата.

Норма речи-общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности (психофизиологические механизмы речи являются сохранными).

Нарушение речи-отклонение в речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Особенности нарушен р: 1.несоотв возрасту; 2.связаны с отклон-ми функционир-я психофизиологич-х механ-мов речи; 3.самостоят-но не исчезают, а закрепляются; 4.требуют определенного логопедического возд-я в зависимости от их характера; 5.часто оказывают отрицательного влияние на дальнейшее развитие реб

.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

 

Нарушение речи-расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Недоразвитие речипредполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

 

Общее недоразвитие речи-форма речевой аномалии, при котор нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

 

Задержка речевого развития-замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту реб.

Распад речи- утрата имевшихся речевых навыков вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи-признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи-совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Механизм нарушен речи-характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи-патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Структура речевого дефекта-совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

Логопедическое воздействие-педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).

Коррекция нарушений речи-исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация-сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

Обучение-двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Воспитание-целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитанияосуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

 

 

Терминология, используемая для обозначения нарушений речи. Понятие о недоразвитии речи, задержке речевого развития, распаде речи. Понятия, характеризующие нарушения речи: «симптом», «механизм нарушения речи», «структура речевого нарушения» и др.

Нарушение речи-отклонение в речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Общее недоразвитие речи-форма речевой аномалии, при котор нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

Задержка речевого развития-замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту реб.

Распад речи- утрата имевшихся речевых навыков вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи-признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи-совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Механизм нарушен речи-характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи-патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Структура речевого дефекта-совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

 

 

Понятия и категории, используемые при устранении речевых нарушений: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.

Логопедическое воздействие-педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).

Коррекция нарушений речи-исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация-сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

Обучение-двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Воспитание-целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитанияосуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

10. Внешние и внутренние причины в возникновении речевых нарушений, их взаимодействие.

Причина нарушений р-воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Вопрос о роли внешних и внутренних факторов в этиологии речевых расстройств является одним из разделов общей проблемы причинности. Установлена тесная взаимосвязь между этими факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений:

внутриутробная патология, повреждение нервной системы реб при родах, первые дни после рождения, обусловленные воздействием различных вредоносных факторов.

пренатальный периодНегативные факторы наиболее опасны в первые 3 мес беременности, могут привести к недоразвитию или повреждению цнс реб (речевых зон коры гм):

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение гм) плода. Причины: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давлен, соматические заболеван матери (сахарный диабет, нефрит, заболеван сердечно-сосудистой сист, эндокринные нарушен, инфекционные заболева: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция); Несовместимость крови матери и плода; Нарушения сроков вынашивания плода .Курение, алкоголь, наркотические вещества, прием лекарственных препаратов.

натальный периодРодовые травмы, применение родовспомогательных средств, асфиксия.

постнатальныйИнфекционно-вирусные заболеван, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит).Травмы и ушибы головного мозгаТравмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов).Длительные простудные заболеван, воспалительные заболеван лор органов, прием антибиотиков.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений:

нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм реб: экология, вредные привычки родит их, проф заболеван, низкий уровень образован и материального благосостояния семьи; психическая депривация реб, отсутствие эмоционального контакта с родителями, отсуствие общения с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности; подражание неправильной речи взрослых, аномальное речевое окружение; различные психич травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье), смена коллектива, педагогов.

Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...