Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы логопедического воздействия: практические, наглядные, словесные.

При исправлении нарушений речи используются различные методы, способствующие приобретению детьми знаний, умений, навыков, воспитанию личности в целом. Применение определенного метода обусловлено характером и степенью нарушения, возрастом реб, его личностными качествами. Методы могут быть практическими, наглядными, словесными.

1)практические:

а) упражнение-многократное повторение реб практических и умственных заданных действий. Подразделяются на подражательно-исполнительские (выполняются детьми в соответствии с образцом, напр упражнения практического характера - дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику), конструктивные (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую) и творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале, например, придумывание слов с заданным звуком, отбор картинок по определенной теме и т. п.).

б) игры предполагают использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с др приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

в) моделирование-процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование (при исправлении нарушений звукового анализа, когда используются разнообразные графические приемы, составляются схемы предложений, звукового состава слов).

2)наглядные: методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Значительно повышают эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы реб, делают материал более конкретным, а его усвоение более доступным (наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушиван аудиозаписей, показ образца задания, способа действия).

3) словесные: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

а) рассказ-форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

б)пересказ – краткий, выборочный, развернутый;

в) беседа (в зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы)

г) чтение

По характеру направленности методы подразделяются на методы «прямого воздействия» (напр, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (напр, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

 

 

Прямые и обходные пути логопедического воздействия. Эффективность логопедической работы и факторы ее определяющие.26 стр Хватцев

В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.

При формировании высших психических функций (в том числе и речи) в процессе онтогенеза принимают участие различные афферентации и анализаторы. В начале своего становления функция полирецепторна, она опирается на комплекс различных видов афферентации. Так, процесс звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее в процессе звукоразличения ведущей становится акустическая.

В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.

Например, восстановление звукоразличения при сенсорной афазии осуществляется как бы в обход пораженного акустического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие при артикулировании) .

 

Все виды речевых расстройств имеют благоприятную перспективу восстонавления. В большинстве случаев полностью востанавливаются, в остальных случаях(за редким исключением очень грубых органических нарушений), востанавливаются в значительной степени.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

степенью выраженности дефекта,

возрастом ребенка,

соматическим состоянием ребенка,

особенностями психики,

особенностями эмоционально-волевой сферы,

влиянием микросоциального окружения,

сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью,

возможностью использования комплексного воздействия,

профессионализмом педагога.

 

 

Общая характеристика дислалии.

Дислалия-нарушен звукопроизношения при норм слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Симптоматикапроявляется в дефектах произношения только артикуляционно сложных согласных зв; другие согласные и гласные звуки остаются сохранными, страдает лишь фонетико-фонематический уровень речевой системы в виде искажений отдельных фонем, их замен, смешений с близкими артикуляционно или акустическими фонемами, реже -в виде их отсутствия.

Виды дислалии 1) механическая (органическая),Присутствие у реб некоторого структурного дефекта построения аппарата, отвечающего за звукопроизнесение (расположения и строения зубов и/или нёба, устройства прикуса, аномальных размеров языка, длины уздечки), мешает ему точно выговаривать зв, приводя к органическому варианту дислалии.

2) функциональная (строен реч аппарата не нарушено)В зависимости несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют: акустико-фонематическая-артикуляционные позиции (взаиморасположение органов артикуляции, требуемое для произнесения конкретного звука) у ребенка организованы неверно;

артикуляциооно-фонематическая-возникает на фоне недоформированности фонематического слуха. Пациент не может правильно определять акустические («слуховые») признаки конкретных звуков, т.е. на фоне отсутствия общих проблем со слухом он не понимает некоторых фонем (оттеночное произношение звуков ,напр:кора-гора)

артикуляционо-фонетическая-выбор неверного взаиморасположения речевых органов при проговаривании звука, замена звука, который требуется «выговорить», на более легкий, близкий по набору моторных (артикуляторных) признаков, т.е. тот, для которого легче придать нужное взаиморасположение артикуляторным органам.(например:курица\курича,сад\сядь)

3) физиологическая,В раннем возрасте у всех детей присутствует некоторая «неправильность» выговаривания звуков, после достижения пяти лет она устраняется сама по себе.

С учетом количества нарушенных звуков д может быть простой (при неправильном произношен 1-4 зв) и сложной ( более 4-х). Если нарушается произношение зв из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих)-мономорфная д; из разных (напр, свистящих и шипящих одновременно)-полиморфная д.

Любая форма д предполагает только 2 возможных педагогич диагноза: фонетическое недоразвитие (реб правильно различает сходные в акустическом и артикуляционном отношении фонемы, но артикуляционный, исполнительский аспект речи нарушен) и фонетико-фонематическое недоразвитие (имеются дефекты как восприятия и различения отдельных пар звуков, так и их производства).

Причины дислалии.

Дислалия-нарушен звукопроизношения при норм слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Симптоматикапроявляется в дефектах произношения только артикуляционно сложных согласных зв; другие согласные и гласные звуки остаются сохранными, страдает лишь фонетико-фонематический уровень речевой системы в виде искажений отдельных фонем, их замен, смешений с близкими артикуляционно или акустическими фонемами, реже -в виде их отсутствия.

причины функциональной д: биологические-физическая ослабленность реб, частые заболеван в период формирован речи; социальные-неправильное воспитан речи реб в семье; двуязычие в семье; педагогич запущенность, в результате подражания неправильной речи окружающих.

причины механической (органической) д: разнообразные аномалии в строен артикуляционного аппарата.

1) недостатки строения челюстно-зубной системы: дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); дефекты в строении челюстей: прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед); прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед); передний открытый прикус; боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус.

2)аномалии языка: - укороченная или слишком массивная уздечка; патологические изменен величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык);

3) неправильное строение твердого и мягкого нёба (высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом). Нарушается правильное произношен шипящих и свистящих зв, сонорных, страдает внятность речи в целом;

4) атипичное строение губ (толстые, массивные, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношен губных, губно-зубных, гласных звуков.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...