Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель-сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Задачи: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

3 способа постановки звуков:

ü По подражанию основан на сознательных попытках реб найти соответствующий звук услышанный от логопеда. Используются акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения; Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган.

ü с механической помощью, при помощи воздействия зондов и шпателей. Логопед просит ребенка произнести несколько раз определенный звук, а сам в это время меняет артикуляционный уклад ребенка, добиваясь другого звука;

ü смешанный способ основан на совмещении двух предыдущих способов.

 

Постановка звука (при его искажении) осуществляется с опорой на нормированно произносимые звуки, в артикуляционном укладе котор имеются общие признаки с нарушенным звуком.

При постановке звука в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог - это естественная для звука форма его реализации в речи. \ при постановке изолированного зв переход к слогу нередко оказывается затрудненным\. По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь-автоматизации. Процесс заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2. в словах (в начале слова, середине, конце);

3. в предложениях;

4. в чистоговорках, скороговорках и стихах;

5. в коротких, а затем длинных рассказах;

6. в разговорной речи.

Часто уже в процессе автоматизации реб начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с др-нет необходимости в последующей работе над ними. Иногда требуется дальнейшее продолжение работы над разграничением звука с др зв-дифференциацией. Предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, котор был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в произношен. Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора. Одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
4.Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель - сформировать у реб умения и навыки без ошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков. Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками.

 

 

36. Сроки и продолжительность занятий. Определение примерного порядка работы по коррекции нарушений звукопроизношения. Структура логопедических занятий по устранению дислалии.

37. Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения: показ, опора на сохранные звуки, артикуляционные упражнения, механическое воздействие и др.

 

38. Недостатки произношения отдельных звуков. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков (разные виды сигматизмов, парасигматизмов) и приемы их устранения.

Недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, щ, ч) зв называются сигматизмами.

Сигматизмы-отсутств и искажен свистящих и шипящих зв, напр, фонема с или ш имеется, но произносится искаженно (зв или хлюпающий, или с носовым оттенком и т. п.).

Если фонема с или ш заменяется др фонемой, напр т (собака- «тобака», шуба-«туба») или ф («фобака», «фуба»)- парасигматизмы.

1. Межзубный сигматизм. при произнесении свистящих или шипящих зв кончик языка просовывается между нижними и верхн резцами, отчего получается шепелявый звук. Распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

2. Губно-зубной сигматизм свистящие или шипящие зв произносятся подобно звукам ф и в, т.е, когда нижн губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через котор проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положен звука с. Образуется зв, котор содержит элементы зв ф и с (в и з), произношен становится нечетким, непонятным.

3. Призубный сигматизмпри произнесен свистящих зв кончик языка упирается в края верхн и ниж резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих зв свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д, напр: суп-«туп», зима-«дима», цапля-«тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как один зв заменяется др.

4. Шипящий сигматизм. зв произносятся при следующем положен языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака- «шябака», замок-«жямок»).

5. Боковой сигматизм. Свистящие/шипящие зв могут произноситься 2 способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, образуется «хлюпающий» зв;

б) кончик языка упирается в альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при зву л.

Может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм. Свистящ/шипящ зв произносятся при следующем положен языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, котор опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится зв, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Исправление сигматизма

1. При межзубном сигматизме логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести длительный зв с. Если с произносится недостаточно четко, можно зондом нажать на кончик языка, опустив его за нижн резцы. Придерживая язык в таком положен, произносить зв с вначале изолированно, затем в сочетан с а, о, у, ы в прямых и обратн слогах.

2. Гуубно-зубн сигматизм логопед предлагает произносить с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если реб не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижн губу и обнажая резцы, предлагает произносить зв с в этом положен.

3. Призубный сигматизм применяют 2 приема:

а) легким нажимом шпателя на передний край языка опустить его за нижн резцы, чтобы дать выход воздуху через зубную щель;

б) предложить держать край языка между нижн и верхн резцами, широко распластав его, реб выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит зв, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный край языка, постепенно отодвигает его за нижн резцы.

4.Шипящий сигматизм осуществляется с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправления призубного сигматизма. Необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. Как можно дольше задерживаться на стадии межзубн произношен зв с в слогах, словах и фразах. Когда язык укрепится в этом положен, постепенно переводить кончик языка за нижн резцы (обычно автоматически).

5. Боковой сигматизм вначале приучать дуть с просунутым между губами широко распластанным краем языка; затем дуть при межзубном положен, после вводят слоговые упражнения, слова, фразы, включающие зв. Постепенно край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда переводится за нижн резцы, правильное произношен закрепляется в кинестетическом ощущении и слуховом представлении и становится привычным.

6. Носовой сигматизм формирование правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (упражнения: задувание свечи, поддувание ватки). Упражнения проводят при межгубном, а затем межзубном положен края языка. Достигнув шепелявого произношения, дают упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах. Так будет закрепляться навык произнесен зв с на правильном выдохе-воздушную струю он может ощущать на кончике языка, просунутого между зубами.Когда язык укрепится в этом положении, можно переводить кончик за нижн резцы, шепелявое произношен заменится правильно артикулируемым с.

Все перечисленные недостатки произношен зв с распространяются на произношение звуков з и ц, к исправлению приступать после постановки зв с. Если правильно произносится звук с, нетрудно овладеть и правильным произношен зв з и ц.

Если не озвончает звук з, использовать прием осязания вибрации гортани.Для произнесения звука цпредлагают произносить подряд зв г и с сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп, добиваясь слитного перехода от звука т к с (тс).

Четкое представление о том, что зв ц является составным и при этом единым реб получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что зв с предшествует взрыв (т).

Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.

Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж, щ, чв ряде случаев аналогичны недостаткам свистящих: межзубное, щечное, боковое произношение. Кроме этого наблюдаются дефекты, присущие произнесению только шипящих зв.

Основные виды нарушений звуков ш и ж.

«Щечное» произношен.Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее» произношен.Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. Шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая зв щ, произносимый без присущей ему долготы. Может произноситься твердый зв.

Заднеязычное произношен.Щель образуется сближением задней части спинки языка с тв нёбом. Шум, напоминающий шум при звуке х или г.

Наблюдаются различные замены шипящих др зв. Наиболее частые-замены шипящих свистящими (свистящ сигматизм).

Приемы постановки звуков ш и ж.Сначала ставится звук ш, а затем на его базе ставится ж. Реб предлагают произносить зв с, подводят зонд под кончик языка, поднимают его за альвеолы; вместо с слышится ш, вместо з-ж. Постепенно приучают удерживать язык в таком положении. Чтобы обеспечить необходимое выдвижен губ, слегка нажимают на углы рта. Звук ж ставится от зв ш включением голоса. Затем закрепляют правильное произношен зв ш и ж в слогах, словах, фразах, контролируя при помощи зеркала положен губ и языка.

Недостатки произношения звука щ укороченное произношен (длительность как при ш); замена мягким свистящим зв с; произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).

Для постановки зв щможно воспользоваться звуком с. Реб несколько раз произносит слог си или са спротяженным свистящим элементом: си, си... Затем вводят зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимают его, несколько отодвигая назад. Или не поднимать язык, а отодвигать его назад шпателем.

Недостатки произношения звука ч(помимо тех, котор являются общими для всех шипящих) замена ч мягкой свистящей аффрикатой ц, не свойственной фонетич системе русского лит языка, а также т или ш.

Звук ч можно поставить от мягкого т, произносимого в прямом слоге (ти). Реб произносит несколько раз слог с некоторым усилением выдоха на согласном. В момент произнесения зондом слегка отодвигают назад кончик языка (как для артикуляции щ). Или введение зонда под язык. В момент произнесения слегка приподнимать язык и одновременно несколько отодвигать назад. Легче вызывается в обратных слогах.

Принято сначала ставить свистящие зв (в первую очередь глухие), а на их базе-звонкие. Шипящие зв ставят после свистящих: сначала-твердые, затем-мягкие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...