Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостатки произношения заднеязычных звуков (каппацизм и паракаппацизм, гаммацизм и парагаммацизм, хитизм и парахитизм) и приемы их устранения.

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.)

К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’, г, г', х, х' и их искажения (например, носовой или боковой или др.)

Если фонемы к, к’, г, г', х, х' заменяются др фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г — д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами.

Исправление звуков к, к', г, г', х, х' при различных видах нарушений

Твердые зв к, г нарушаются чаще, чем х, т.к. при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие зв к', г', х' обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношен обусловлено дополнительной артикуляцией- подъемом средней части спинки языка, что может вызывать затруднения.

Звук к

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Воспитатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

Далее можно провести упражнение «Сделаем горку»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Воспитатель, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — сильно выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука.

ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Звук к'

После автоматизации к можно вызвать к' сразу в сочетании с гласными и, е, я. Например, подражая пению различных птиц, ребенок говорит: ки-ки..., ке-ке... (при этом воспитатель следит, чтобы губы растягивались в улыбку).

Если по подражанию вызвать звук к' не удается, его ставят с механической помощью от звука т. Во время многократного повторения ребенком слога та, воспитатель медленно отодвигает язык назад, нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя.

Звук г

К моменту закрепления звука к в предложениях можно переходить к работе над звуком г.

ставят с механической помощью, так же как и к, только от звука д. Воспитатель нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га.

Звук г'

Если не удается вызвать звук г' по подражанию, его ставят с механической помощью от звука с, как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания да-дя-гя.

Звук х

с механической помощью от звука с. Ребенка просят многократно произносить слог са, а в это время, нажимая на переднюю часть спинки языка, отодвигают его назад. Последовательно будут слышаться звукосочетания са-ся-хя-ха.

Звук х'

Постановка звука. Обычно звук х' вызывается сразу в слогах. Воспитатель предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог хи, подражая смеху маленькой девочки.

Если вызвать звук х' по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, как и парный твердый, от звука с, только отодвигать язык нужно до тех пор, пока не послышится звукосочетание хя: са-ся-хя.

 

Искажения звуков к, к', г, г', х, х'

При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок,которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого-к шуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.

Нарушения мягких г, к, ханалогичны нарушениям твердых,но в некоторых случаях наблюдается боковое произношен.

Боковое произношение.

Воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, речь становится нечеткой. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Часто сочетается с боковым произношен свистящих, шипящих, зв т', д’, н'. Причина- недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

ИсправлениеПодготовит этап: упражнен для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся зв с, з, с', з', ш, ж, ч, щ, т', д’, н’ и закрепляется их правильное произношен. И только после этого можно переходить к постановке к', г', х'.Постановка. произнести звук к, а затем через паузу-звук и: к-и (г-и, х-и). Уменьшать паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, га, хи. Либо с механич помощью, как при отсутств.Автоматизация как при отсутств.

Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые-от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...