Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос – 169 Организационно-правовые формы управления юстицией. Система органов управления юстицией.

Положение о Минюсте от 2004 г.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.

 

2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН (служба исполнения наказаний) России и ФССП(служба судебных приставов) России.

3. Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

4.1) осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также функции по координации мониторинга правоприменения, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и его методическому обеспечению;

5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

6) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;

7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

8.1) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

9.1) осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9.2) ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9.3) утверждает формы заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и формы свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

10.1) проводит антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;

11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

12) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

13) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Система органов Министерства юстиции РФ:

- Центральный аппарат министерства юстиции.

- Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

- Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

- Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

 

 

170 (168). Организационные формы управления образованием

Функции управления образованием выполняют различные орга­ны: а) государственные органы, б) местные (муниципальные) органы.

К государственным органам исполнительной власти, осуществля­ющим непосредственно управление образованием относятся:

1. Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации;

2. Федеральные ведомственные органы управления образовани­ем. Ведомственные в том смысле, что они управляют только подве­домственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер деятельности этих органов; управ­ление образованием не является их основным назначением;

3. Органы государственного управления образованием субъектов Российской Федерации.

Государственные органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов исполнительной власти по сог­ласованию с законодательными (представительными) органами.

Муниципальные органы управления образованием создаются ре­шениями соответствующих органов местного самоуправления.

Именно так решается вопрос в федеральном Законе об образо­вании, но юридически не совсем точно. Во-первых, не совсем ясно, каким органом исполнительной власти принимается решение о соз­дании федеральных органов управления образованием. Ведь оно мо­жет быть принято Президентом Российской Федерации, отнесение которого к органам исполнительной власти проблематично, во-вто­рых, на местном уровне могут функционировать не только органы местного самоуправления, но и местные государственные органы. Следовательно, они тоже располагают определенными полномочиями в управлении образованием.

Федеральным государственным органом, специально созданным для управления образованием в масштабе страны, является Минис­терство общего и профессионального образования Российской Феде­рации (Минобразование России).

На все органы государственного управления образованием возло­жено обязательное осуществление в области образования следующих функций: разработка и реализация федеральных и международных программ; разработка образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; госу­дарственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий, направлений и специ­альностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и про­фессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; создание государст­венных фондов стабилизации и развития системы образования; раз­работка государственных нормативов финансирования образователь­ных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; прогнозирование разви­тия сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; контроль исполнения законода­тельства Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) его устава государственные органы управления образованием вправе приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

В качестве федерального органа исполнительной власти Минобразование России, в соответствии с положением о нем, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования. На него возложена координация деятельности в сфере образования и иных федеральных органов исполнительной власти.

Главными наиболее специализированными его задачами и функ­циями непосредственно нацеленными на решение задач образования, являются следующие: осуществление государственной политики в сфере образования; разработка и реализация системы управления на­учной деятельностью в учреждениях и организациях сферы образо­вания; реализация кадровой политики в сфере образования и науч­ной деятельности; информатизация сферы образования; организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в СНГ.

В ключе основных задач Минобразование России разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует ее выполнение; разрабатывает целевые федеральные, межгосударствен­ные и межведомственные программы и проекты в сфере образования, а также типовые положения об образовательных учреждениях. Оно определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведут­ся профессиональное образование и профессиональная подготовка;

координирует деятельность государственных образовательных учреж­дений по вопросам определения объемов и структуры подготовки спе­циалистов, а также определяет порядок их подготовки по профес­сиональным образовательным программам (направлениям, специаль­ностям) .

Минобразование России наделено и многими другими полномо­чиями в решении вопросов, имеющих общее принципиальное значе­ние для образования в стране. Так, оно устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего про­фессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспе­чивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Ему поручена разработка государствен­ных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; установление федеральных требований к содержанию образования и разработке общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Минобразование России утверждает положения о государствен­ной аттестации выпускников образовательных учреждений; разраба­тывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования или квалификации, устанавливает порядок их выдачи.

Данным Министерством устанавливается порядок лицензирова­ния, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляется лицензирование и государст­венная аккредитация образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации выполняет разнообразные задачи и функции в области подготовки научно-педа­гогических кадров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, профессионального обучения и перео­бучения высвобождающегося и незанятого населения.

Вышеназванные задачи и функции имеют общее значение, сле­довательно, они распространяются также и на подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения. Вместе с тем оно обладает по отношению к таким учреждениям рядом специаль­ных полномочий. Оно вправе создавать, переименовывать, реоргани­зовывать и ликвидировать подведомственные учреждения, устанав­ливать для них ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся и т.п.

Минобразованию России предоставлено право осуществлять в пределах установленной компетенции инспектирование образова­тельных органов управления образованием на территории Российской Федерации.

Минобразование России вправе издавать в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, в ведении которых находятся обра­зовательные учреждения, а также подведомственные ему учреждения и организации.

Свои задачи и функции Минобразование России должно осуще­ствлять во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.

В субъектах Российской Федерации в качестве специализирован­ных органов, ведающих сферой образования, выступают: в респуб­ликах — министерства или комитеты, в других субъектах — департа­менты, главные управления, отделы образования. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие имеются на федеральном уров­не, для создания двух специализированных органов образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области образования локализованы пределами территорий субъектов Российской Федера­ции, ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и отдельных их видов в частности (вузов и др.). Это не исключает того, что в отдельных субъектах Российской Феде­рации могут быть свои решения вопросов непосредственного подчи­нения тех или иных конкретных образовательных учреждений.

Органы управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех органов управ­ления образованием компетенция осуществляется с учетом масшта­бов их деятельности и региональных особенностей.

К компетенции органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации относится: осуществление федеральной политики в области образования; разработка и реализация региональных прог­рамм развития образования с учетом национальных, региональных особенностей; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, ре­организация и ликвидация образовательных органов соответствую­щего подчинения, лицензирование образовательных учреждений; ус­тановление национально-региональных компонентов государствен­ных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса; ор­ганизация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация подго­товки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образо­вания и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и др.

Закон об образовании относит к органам управления образова­нием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных ор­ганов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характе­ра, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления обра­зованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные фор­мы сотрудничества по соответствующим вопросам определены дейст­вующими нормативными актами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса. Например, Минобразования России разрабатывает с участием федеральных ор­ганов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов Рос­сийской Федерации программы в сфере образования, но отвечает за это дело в конечном счете данное Министерство.

Руководство образовательными учреждениями, подведомствен­ными специализированным органам, осуществляется их структур­ными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятель­ные главные управления, отделы и др., либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...