Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовая система управления транспортно-дорожным комплексом.

Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом

Федеральный Закон* от 25 августа 1995 года «О федеральном железнодорожном транспорте» характеризует его в качестве основы транспортной системы Российской Федерации, одного из видов транс­порта общего пользования, представляющего единый производствен­но-технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и между­народном железнодорожном сообщениях потребности населения в пе­ревозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспор­те осуществляется централизованно и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Таковым является Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России). Оно осуществляет проведение государст­венной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транс­порта в области организации и обеспечения перевозочного процесса. Положение о нем утверждено Правительством Российской Федера­ции 18 июля 1996 года.*

В систему МПС входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские организации и предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодо­рожного транспорта.

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отде­лений; утверждает их уставы; по согласованию с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации закрывает железно­дорожные линии; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта (кроме железных до­рог); вносит в Правительство Российской Федерации предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог.

По вопросам, затрагивающим интересы других видов транспорта, МПС координирует свою деятельность с Минтрансом России.

Основные задачи МПС России: обеспечение устойчивой и безо­пасной работы железнодорожного транспорта, создание многопро­фильной сферы услуг, предоставляемых подведомственными транс­портными предприятиями; разработка стандартов и норм, определя­ющих порядок функционирования железнодорожного транспорта.

Исключительной компетенцией МПС является руководство же­лезными дорогами, объединениями и предприятиями федерального железнодорожного транспорта в области перевозочного процесса.

МПС организует оперативное управление этим процессом, разраба­тывает и утверждает графики движения по сети железных дорог , нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные доку­менты по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС возлагается контроль за состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов; разработка и утверждение обязательных для всех предприятий, организаций и граждан нормативных актов по вопросам правил и условий перево­зок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопас­ности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитар­ных правил на железнодорожном транспорте.

Министерство транспорта Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся федеральные объектыморского и речно­го транспорта. Соответственно в его структуре функционируют от­раслевые службы морского и речного флота.

Руководители названных служб являются по должности первыми заместителями Министра транспорта Российской Федерации.

Минтранс действует на основе положения, утвержденного Пре­зидентом Российской Федерации 15 марта 1996 года. Его основные задачи связаны с формированием и реализацией единой государст­венной транспортной политики в подведомственных отраслях, осуще­ствлением государственного управления и регулирования указан­ными транспортными отраслями (специальные исполнительные, раз­решительные, контрольные и надзорные функции).

Минтранс разрабатывает межотраслевые научно-технические программы, координирует взаимодействие видов транспорта в транс­портных узлах, контролирует целевое использование государствен­ной поддержки подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации пос­ледствий чрезвычайных ситуаций на морском и речном транспорте, согласовывает с МПС Российской Федерации правила перевозки пас­сажиров и грузов железнодорожным транспортом и т.д.

Минтранс участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта, выдает лицензии на осуществление перевозоч­ной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) на­ходятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации. Минтранс России разрабатывает положение о ли­цензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом и представляет его на утверждение Правительства Российской Феде­рации.

В составе Минтранса образован Департамент российской тран­спортной инспекции, возглавляемый Главным транспортным инспектором Российской Федерации.

Для системы управления водными видами транспорта характер­но следующее.

Государственные предприятия водных путей и судоходных кана­лов системы Минтранса России преобразованы Правительством Рос­сийской Федерации в государственные бассейновые управления вод­ных путей и судоходства этого министерства. Их функции: эксплуа­тация и развитие водных путей и судоходных гидротехнических соо­ружений, государственное регулирование деятельности хозяйствую­щих субъектов речного транспорта всех форм собственности, конт­роль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техничес­ким состоянием объектов речного транспорта, находящихся в феде­ральной собственности.*

Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства, а также морские и речные порты. Например, в функции администрации морских торговых пор­тов входит: обеспечение государственного регулирования деятель­ности морских портов, а также безопасности мореплавания и порядка в портах; осуществление надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской федерации по торговому море­плаванию и за технической эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.* С аналогичными функциями действует го­сударственная администрация морских рыбных портов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...